Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образность, выразительность речи

Поиск

М.В. Ломоносов, блестящий оратор своего време­ни, теоретик ораторского искусства, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем пре­клонять других к своему об оной мнению». В этом определении называется характерный признак культуры речи и подчеркивается, что гово­рить «красно» (образно, выразительно, эмоциональ­но) важно для того, чтобы с большей силой воздей­ствовать на слушателей.

Выразительность речи усиливает ее эффектив­ность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. Это относится не только к публичным выступ­лениям, не только к докладам и лекциям, но и к бытовой речи, домашнему разговору.

Теоретики ораторского искусства утверждают, что лю­бой человек при желании может научиться об­разно, выразительно говорить.

Для этого необходимо знать, какими средствами вырази­тельности обладает язык, что делает речь образной, красочной, затем научиться пользоваться этими средствами и самому их создавать. А главное — руководствоваться народной мудростью: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут».

Ресурсы выразительных средств в языке неис­черпаемы. Они обнаруживаются на всех его уров­нях, особенно на лексическом. Это объясняется тем, что слово не только называет предмет, качество, дей­ствие, состояние, но и способно передавать отноше­ние говорящего, его оценку (положительную, отри­цательную), его эмоции (неодобрение, пренебреже­ние, ласку, любовь, восторг), указывать на степень проявления признака, действия, т. е. быть эксп­рессивным (ср.: гореть и пылать, большой и ги­гантский).

В семантике многих слов русского языка заложе­на образность: слово называет предмет и одновре­менно передает его образ, раскрывает, почему пред­мет получил такое наименование (например: мед­ведь — «неуклюжий человек»). Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени творящий ее знаком с художествен­ными приемами, традиционно называемыми тропа­ми и фигурами.

Тропы — слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смыс­ле. В основе этого художественного приема лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдо­ха, аллегория, сравнения, эпитеты и др.

Фигуры речи – это средства стилистического синтаксиса, оживляющие речь, придающие ей образность и выразительность: повторы, риторические вопросы, градация, параллелизм и многие другие.

Тропы и фигуры речи имеют широкую сферу применения в пределах публицистического, литературно-художественного и разговорно-бытового стиля. Ограничено их употребление в научном стиле (за исключением научно-популярного подстиля), нежелательно – в официально-деловом стиле. В лекции, посвященной ораторскому искусству, мы подробно их рассмотрим, пока же напомним содержание основных художественных приемов:

Метафора основана на переносе наименования по сходству. Она образуется по принципу олицетво­рения (вода бежит), овеществления (стальные не­рвы), отвлечения (поле деятельности) и т. д. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и говорим: идет дождь, часы стали, железный характер, теплые отношения, ос­трое зрение. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.

Метафоры должны быть оригинальными, вызывать эмоциональные ассоциации, помо­гать представить событие или явле­ние. Вот, к примеру, какие метафоры использовал в напутственном слове первокурсникам выдающий­ся физиолог академик А.А. Ухтомский: «Ежегодно все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о горестях и лишени­ях, которые приходилось испытывать, про­бивая преграды к этим заветным стенам. Силою инстинкта устремляется молодежь сюда. Инстинкт этот — стремление знать, знать все больше и глубже».

В этом отрывке несколько метафор: волны моло­дежи, какой мощный ветер гонит сюда эти волны, пробивая преграды, к этим заветным стенам. Они создают повышенный эмоциональный настрой слу­шателей, заставляют почувствовать значимость про­исходящего.

Изобилие метафор отвлекает слушателей от со­держания речи, внимание аудитории концентриру­ется на форме изложения, а не на содержании.

Метонимия, в отличие от метафоры, основана на смежности. Если при метафоре два одинаково названных предмета, явления должны быть чем-то по­хожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует по­нимать не просто как соседние, а несколько шире — тесно связанные друг с другом. Примерами метони­мии являются употребления слов класс, школа, ауди­тория, квартира, дом, завод для обозначения людей.

Словом можно называть материал и изделие из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чу­гун, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая о международных соревнованиях, ска­зал: «Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам».

Довольно часто в метонимическом значении ис­пользуются географические наименования. Напри­мер, названия столиц употребляются в значении «пра­вительство страны», «правящие круги»: Переговоры между Лондоном и Вашингтоном, Варшава приняла решение и т. п. Географичес­кие названия обозначают и людей, живущих на дан­ной территории: Париж волнует­ся.

Синекдоха — троп, сущность которого заключа­ется в том, что называется часть вместо целого, ис­пользуется единственное число вместо множествен­ного или, наоборот, целое вместо части, множествен­ное число — вместо единственного.

Примером синекдохи служат эмоциональные, об­разные, глубокие по содержанию слова М.А. Шоло­хова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразу­мевает весь народ:

Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, кото­рый не задумываясь отдавал последний ку­сок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом са­моотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, кото­рый, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.

Хорошее имя Иван!

Аллегория — иносказательное изображение от­влеченного понятия при помощи конкретного жиз­ненного образа. Особенно активно этот прием ис­пользуется в баснях и сказках. С помощью образов животных высмеиваются различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, неве­жество), прославляются добро, мужество, справедли­вость. Так, в народных сказках лиса — аллегория хитрости, заяц — трусости, осел — упрямства и т.д. Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, на­гляднее представить предмет разговора.

Сравнение — это образное выражение, построен­ное на сопоставлении двух предметов или состоя­ний, имеющих общий признак. Сравнение предпо­лагает наличие трех данных:

- во-первых, предмет 1, который сравнивается с предметом 2,

- во-вторых, предмет 2, с которым сравнивается предмет 1,

- в-тре­тьих, признак, на основании которого проводится сравнение двух предметов. С помощью сравнения говорящий выделяет, подчеркивает предмет или явление, обращает на него особое внимание. Сила сравнения в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, яв­лений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют. Оригинально, например, показал роль фактов в науке И.П. Павлов, об­ращаясь к молодым ученым:

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изу­чайте, сопоставляйте, накапливайте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух.

Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги.

Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не остаться у поверхности фак­тов. Не превращайтесь в архивариусов фак­тов. Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Яркие, выразительные сравнения придают речи осо­бую поэтичность. Совершенно иное впечатление про­изводят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы: храбрый как лее, трусливый как заяц, отража­лись как в зеркале, проходят красной нитью и др.

Эпитеты — художественные определения. Они по­зволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содер­жание высказывания. Обратите внимание, какие вы­разительные эпитеты находит А.Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней:

Ярко-красочный изумруд, то густой, по­чти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрас­ный искристый камень демантоид, который так ценила заграница — следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны и Персии. Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густо зелеными темными аквамаринами Ильменс­ких копей, и как ни редки эти камни, но их красота не имеет себе равных.

Эпитетами, как и другими средствами речевой выразительности, не следует злоупотреблять.

В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литератур­ном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, тихий вечер, быстрый бег); народно-поэтические (употребляются в устном на­родном творчестве: красная девица, чисто поле, се­рый волк), индивидуально-авторские (созданы авто­рами: мармеладное настроение (А. Чехов), чурбанное равнодушие (Д. Писарев).

Большую помощь в подборе эпитетов и удачном их использовании может оказать «Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича, Е.П. Хабло (Л., 1979). Для наглядности при­ведем материалы из словарной статьи к слову авто­ритет:

Авторитет. При положительной оценке. Безграничный, большой, важный (устар.), всемирный, высокий, громадный, заслуженный, здоровый, исключи­тельный, незыблемый, непоколебимый, неограничен­ный, неопровержимый, неоспоримый, непогрешимый, непреклонный, непререкаемый, общепризнанный, ог­ромный, оправданный, признанный, прочный, святой (устар.)? солидный, устойчивый, хороший.

При отрицательной оценке. Грошовый (разг.), де­шевый (разг.), дутый (разг.), липовый (простореч.), невысокий, неоправданный, подмоченный (разг.), по­дорванный, пошатнувшийся, сомнительный, шаткий.

Редкие эпитеты. Голый, докторальный, огненный,

Наиболее распространенные эпитеты можно най­ти в «Словаре сочетаемости слов русского языка», изданном под редакцией П. Денисова к В. Морков­кина (М., 1983).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.022 с.)