Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Точность как коммуникативное качество речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления. Чтобы речь была точной, необходимо постоянно расширять свой кругозор, стремиться стать эрудированным человеком. Вот пример из речи профессионального лектора, который, обучая лекторскому мастерству, сказал: «Требования, предъявляемые к речи лектора, кратко можно свести к следующему: 1. Безукоризненное знание грамматики русского языка. 2. Знание литературы об ораторском искусстве, о культуре речи. 3. Владение орфоэпическими нормами, т. е. четкое произношение каждого звука, каждого слова, каждой фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков и прочее. 4. Умелое использование языковых изобразительных средств». Подумайте, в чем здесь проявляется нарушение логичности? К чему/кому могут быть предъявлены требования, о которых говорит лектор? Только к самому лектору, а не к его речи, так как речь не может «безукоризненно знать грамматику», «знать литературу об ораторском искусстве», «владеть орфоэпическими нормами», «уметь использовать выразительные средства». Логика не нарушается, если сказать: «Требования, предъявляемые к речи лектора, кратко можно свести к следующему: 1) она должна быть грамотной, соответствовать нормам литературного языка; 2) образной, выразительной; 3) информативной; 4) вызывающей интерес». Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи. Еще одна ситуация: разговор подруг: - Займи мне двести рублей. - Я не знаю, у кого. - Тебя прошу мне занять! - Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого? Почему ведущие диалог не понимают друг друга? Одна из них не владеет культурой речи, допускает ошибку. Следовало сказать: «Дай мне в долг» или «Дай взаймы», «Одолжи», поскольку глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Таким образом, точность речи обусловлена точностью словоупотребления. Точность речи нарушается в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: употребление слов в несвойственном им значении; неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение омонимов, паронимов. Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Например, Л.А. Введенская в своем пособии «Русский язык и культура речи» пишет, что в последнее время, когда наша жизнь постоянно сопровождается какими-нибудь чрезвычайными событиями, в печати, в выступлениях по радио и телевидению часто звучит словосочетание в эпицентре событий. Вероятно, использующие это словосочетание считают, что эпицентр означает «в самом-самом центре». Однако географический термин эпицентр, образованный от греческого epi в значении «над, сверх» + центр, имеет значение «область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над очагом, или гипоцентром, землетрясения». Поэтому следует сказать «оказались в центре событий». Об этом пишет и один из корреспондентов газеты «Известия»: «Эпицентр — не центр. Он расположен, как правило, весьма далеко от центра. Если бомба или граната взрывается на земле, то никакого «эпицентра» не существует — есть только центр этого взрыва. Так что фраза типа «мы находимся в эпицентре событий» звучит совершенно нелепо, так как буквально означает «мы находимся не в центре событий». Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным выводам и действиям, к нарушению речевой этики. Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Эти синонимы различаются оттенками смысла. Как правильно спросить: (на катере) Вы на следующей пристани...? (на электричке) Вы на следующей станции...? (в автобусе, трамвае) Вы на следующей остановке...? Давайте разберемся. Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите. В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (передняя дверь) и выход (задняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: Вы выходите? Однако допустим и вопрос: Вы сходите на следующей остановке?поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам. Совпадающие в своем звучании и написании слова, т. е. омонимы, в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется. Например: Завод мотора требует энергии и Экскурсанты пришли на завод; Рысь - хищное животное и Рысь лошади была умеренной; Сев подсолнечника закончился к сроку и Мальчик, сев на велосипед, поехал на речку, Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов приводит к недопониманию или неправильному пониманию того, о чем говорится. Так, недостаточно учителю сказать ученикам: «Нарисуйте луг». Слово луг в значении «участок, покрытый травянистой растительностью», совпадает по звучанию со словами лук — «огородное растение» и лук — «оружие», поэтому фраза становится многозначной. Определенную опасность в речи таит и синтаксическая омонимия. Например, предложения: Назначение руководителя отдела всем показалось удачным и Характеристика Ромашова точно соответствовала действительности заключают в себе двойной смысл. Непонятно: руководителя назначили или он сам кого-то назначил; характеристика, данная Ромашову или Ромашовым. По-разному может быть воспринято и предложение Газеты сообщили об отъезде гостя из Индии (отъезд индийского гостя или лица, гостившего в Индии). На точность речи влияет смешение паронимов. Паронимами (para — «рядом», опута — «имя») называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: кворум — форум, экскаватор — эскалатор, контакт — контракт. В отличие от омонимов паронимы полностью не совпадают в произношении и на письме. Паронимами могут быть как слова одного корня (описка — отписка, поглотить — проглотить, внеклассный — внеклассовый, чувственный — чувствительный), так и разнокорневые (агат — гагат, зубр — изюбр). Паронимические отношения возникают и между собственными именами. Например: Эйзенштейн — Эйнштейн, Абакан — Абадан, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария. Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем пребывании в Индии, рассказывал: «Мы давно уже перестали называть себя австрийцами, потому что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все принимались сразу говорить об Австралии». Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого, О необходимости следить за точностью выражения своих мыслей хорошо сказал Л.Н. Толстой: Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.106.15 (0.008 с.) |