Правовое сознание. Философия права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое сознание. Философия права.



Существуют различные типы правопонимания. Так, с точки зрения либертарно – юридического подхода, предмет философии права – это право (как сущность) и закон (как публично – властное, официально – обязательное явление) в их различении и соотношении (совпадении или несовпадении).

Право неразрывно с государством, поэтому предметная область философии права – это понятия права и соответствующее правовое понятие государства. В этом определении подразумевается, что в понятии права (и соответствующем правовом понятии государства) – в рамках концепции различения и соотношения сущности права и государства (принципа формального равенства) и соответствующих нормативно – регулятивных (общеобязательный закон) и институционально – властных (публичная власть) явлений – достигнуто и выражено искомое единство правовой сущности и соответствующих явлений.

В этом смысле можно сказать, что предмет философии права и государства – это правовой закон и правовое государство.

Сущность права основана на формальном равенстве (в смысле триединства всеобщей равной меры, свободы и справедливости), поэтому можно сказать, что предмет философии права – это принцип равенства и его проявления.

Формы его проявления: реальные правовые явления нормативно – регулятивного, институционально – властного и поведенческого характера на основе равенства. Философия права изучает их сущность.

В методологическом плане принцип формального равенства – это метод формально – логического понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права. Отсюда вытекает, что действительность предстает как правовая действительность, т.е. как система правовых свойств и связей познаваемой действительности. Сущность этой действительности и раскрывает философия права.

Формулой юридического мира является принцип формального равенства.

Без права невозможно представить гражданское общество, следовательно, право есть социальное явление, возникающее на определенном этапе эволюции человечества.

Право, соответствующее развитому правовому государству называется цивилизованным правом. Такое право должно не отражать интересы отдельных классов, сословий или групп, а обеспечивать общечеловеческую справедливость. Оно призвано также охранять индивидуальные интересы личности, предоставлять условия для свободного волеизъявления и быть мерой ограничения свободы, чтобы избегать произвола со стороны отдельных личностей.

Правовые нормы устанавливаются и закрепляются в законодательных актах (в отличие от норм морали, религии, обычаев, традиций). Нормы имеют принудительную силу и определяют как запрещенные, так и правомерные действия. Не соблюдение норм влечет за собой наказание, предусмотренное законом. Наказание производится публичной властью, которая выражает общую волю. Из этого вытекает противоречивость права: с одной стороны, право обеспечивает личную свободу и интересы граждан, их естественные права, с другой стороны, выражает общее благо, общую волю и общий интерес.

Философия и религия.

Философский анализ религии отличается от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения к миру, которая имеет корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенциальным потребностям. Значение религии для человечества было и остается огромным.

Обычно выделяют следующие основные компоненты религии (в развитых ее формах): 1) обыденное сознание верующих и теоретически систематизированная часть религии, называемую богословием или теологией; 2) религиозная деятельность как практическое духовное освоение мира, включающее в себя культовые и внекультовые действия; 3) отношения, предписываемые религиозными идеями и нормами; 4) религиозные институты и их организации, главной из которых является церковь.

Одна из сложнейших проблем философии религии – определение сути феномена религии и места религиозного сознания среди других форм духовной ориентации человека в мире. Все философские исследования в этом направлении подчеркивают важнейшие функции религии в общественной жизни.

Религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности.

Кроме того, религия выполняет мировоззренческую функцию – дает определенные объяснения природы, общества и человека, т.е. мира в целом.

Что и сближает религию с философией.

К числу особых функций религии можно отнести спасательно – компенсаторную, обещающую человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни.

Регулятивная функция дает человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего этические.

Другая проблема философского осмысления религии – проблема познавательного статуса религиозной веры и религиозного опыта, их связи с другими видам знания. Эта проблема в философии также решается неоднозначно, но в любом случае выявляются особенности религиозного знания и его место в знаниевой структуре общества.

Особенно подчеркивается познавательный компонент в религиозной вере, в религиозной философии, которая выводит его из религиозного опыта. Религиозный опыт означает непосредственное сознание, переживание бытийного присутствия Бога. Это определенное состояние сознания, всей интеллектуальной и эмоциональной сферы, соотносимое с субъектом опыта, с высшей божественной реальностью.

В настоящее время на первый план вышла проблема взаимоотношения религиозной веры и рациональности. Совокупность норм, стандартов, правил рациональной познавательной деятельности отличает знание, например, от мнения. Религиозное же познание основано на акте откровения, причем, что очень важно, религиозная реальность открывается как реальность персоналистическая. Не безликое и безграничное нечто, не бытие, а живая личность, которая обращена к человеку. Поэтому в отличие, скажем, от рациональной философии и науки методика религиозного познания строится на принципе диалога.

Следовательно, религиозная вера – это личное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знанию, когда человек открывает, что некое знание не может быть им просто «принято к сведению», а требует от него жизненного ответа. Вера и оказывается таким ответом. Она есть мыслящая воля человека к достижению осознанной им цели жизни.

Философия в отличие от религии не ориентирована на личные интересы и личные переживания в постижении бытия и жизни, в поисках первоосновы мира. Она к тому же – критична и требует доказательности.

Таким образом, философия и религия - близки как формы мировоззрения, но в то же время по форме существования и по задачам они различны.

 

Литература.

1. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М., 2002.

2. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Г. 7, п. 2, 4.

 

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Можно ли в этом случае говорить об объективности общественной жизни, присущи ли ей законы? Но жизнь общества глубже, чем нам даёт поверхностное представление. Как и любая отграниченная система, она функционирует и развивается по законам и закономерностям. Отличие их от законов природы в том, что они проявляются «через людей», в их сознательной деятельности. Например, закон соответствия сфер общественной жизни, закон единства производительных сил и производственных отношений, труд как необходимое условие человеческой жизни и т.д.

Но жизнь общества – это не только сохранение и воспроизведение социальных структур. Она развёрнута в историческом времени и социальном пространстве, представляет собой исторический процесс. Каковы причины, источники и направленность развития общества? Эта проблема имеет выход в общую проблему социального детерминизма и включает в себя:

– вопрос о закономерных и незакономерных, причинных и непричинных связях, о необходимости и случайности, динамических и статистических закономерностях и др.;

– обусловленность общественного развития, т.е. причины, факторы, обеспечивающие саморазвитие общества.

В истории общественной мысли эти вопросы решались по-разному. Широкое распространение получили различного рода версии, видевшие в основе общества идеальные мотивы. Поэтому совершенствование общественного устройства понималось как распространение знаний и просвещения, усовершенствование морали и т.д. Точка зрения, выраженная в «теории насилия», предполагала в качестве движущей силы истории войну, насилие, грабёж и т.п. С другой стороны, на основе метафизического материализма строились натуралистические теории. Они отождествляли материальную сторону общественной жизни с её природными предпосылками, а законы общества с законами природы. Французский материализм XVIII в. основывался на «теории факторов», которая выделяла различные стороны исторического процесса (природные, политические, духовные) как самостоятельные, не объясняя происхождение этих сил. Данная позиция в последующем нашла своё выражение в географическом, демографическом, биологическом, психологическом, экономическом и т.п. детерминизме.

Большой вклад в решение проблемы внёс К.Маркс. Определяющую роль в развитии общества он отводил материальному производству, ввел понятие базиса как первоосновы общества, на которой формируется надстройка. Его плодотворные разработки теории социальной причинности легли в основу многих современных концепций общественного развития. Основные её положения сводятся к следующему:

1. Причинные связи в обществе реализуются только через деятельность людей.

2. Причинные связи в обществе – не отношения между объектами, отношения субъект – объектные и субъект – субъектные.

3. Причинные связи в обществе включают такие звенья, которых нет в природе: социальные потребности, интересы, цели и средства, идеальные мотивы.

4. Причинные цели имеют относительную самостоятельность, хотя, в конечном итоге отражают материальные процессы.

5. Особо важную роль в общественной жизни играет перенос информации от причины к следствию.

6. Причинные связи в обществе носят более многообразный характер.

Следует отметить, что понятие социальной причины и движущей силы истории не тождественны. Не любые действующие в обществе причины относятся к движущим силам исторического масштаба. Понятие движущих сил отражает особый вид социальных причинных связей, – они связаны с противоречиями общественного развития. Движущие силы истории – такие причинные связи, которые непосредственно возникают на базе присущих обществу коренных объективных противоречий. Они включают в себя противоречия в качестве своего начала, выступают как основные причины самодвижения, саморазвития общества. В отличие от частных – это причины общие, существенные, повторяющиеся.

В современной литературе присутствуют две основные концепции развития общества: формационная и цивилизационная.

Формационная концепция берёт своё начало из учения Маркса. Маркс вводит понятие общественно – экономической формации как конкретно – исторической формы бытия общества. Складывающиеся на определённой ступени развития общества производственные отношения составляют базис и формируют надстройку общества (идеи, институты, учреждения). Надстройка оказывает обратное влияние на базис. В этом случае развитие общества понимается как движение по ступеням: общий ход истории – последовательная смена формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой и т.д.). Идея Маркса, направленная против идеалистических трактовок развития общества, всё же не учитывала всего богатства и разнообразия общественных процессов, своеобразия социокультурных условий того или иного общества, тем самым формализовала исторический процесс. Всё, что составляет историческую и национальную особенность народов, относится к чему-то несущественному, к пережиткам, подлежащих к изживанию. Внутриформационное пространство должно становиться всё более обезличенным. Формационная теория превратилась в запрограммированную историю жёсткой предопределённости единого для всех будущего. Кроме того, нельзя утверждать, что материальное производство есть определяющее (достаточное) условие общественной жизни, хотя и, бесспорно, необходимое. В действительности надстройка обнаружила способность приобретать возрастающую независимость от базиса и воздействовать на него. Основу этой независимости составляют меняющиеся качества человеческого субъекта – индивидуального и группового. Особенно это проявилось с возникновением и развитием техногенной цивилизации, которая развила и усложнила общественную систему, вводя новые связи, видоизменив старые.

Цивилизационный подход, предложенный в своё время А.Тойнби, не отмечает определяющую роль способа производства в существовании и развитии общества. Им за основу берутся другие факторы духовного и социально – политического порядка. Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Движущими силами истории, по его мнению, являются:

– вызов, брошенный цивилизации из вне (невыгодное географическое положение, военная агрессия и т.п.);

– деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Творческое меньшинство цивилизации ведёт за собой инертное большинство. Каждая цивилизация конечна в своём существовании, она проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтеграцию, завершающуюся исчезновением. Цивилизационный подход строит свои рассуждения на понимании цивилизации как активном, преобразовательном отношении к природе. Процесс развития понимается с точки зрения изменения характера воздействия на природу, совершенствования средств производства. На этом основании выделяют аграрную (традиционную), промышленную (индустриальную), информационную (постиндустриальную) цивилизацию. Сторонники этой теории движение общества видят как смену цивилизаций, но механизм процесса, глубинные причины до конца не объясняют.

Задача заключается в том, чтобы вычленить в самой деятельности человека некоторые всеобщие условия и моменты, выступающие её побудительными силами: потребности, интересы, цели, средства и т.д. Под влиянием внешних и внутренних условий формируется потребность. Она является мощным побудителем и стимулом человеческой деятельности. Стремление к удовлетворению потребностей побуждает человека, коллектив, группу, общество активно действовать. Потребности реализуются через интересы. Через интересы формируется более сложное отношение человека к обществу: отражается реальный статус, положение данных групп и личностей в обществе.

Различие интересов, их многообразие проявляется через общественные противоречия, которые и служат источником развития общества. Причём, взаимодействие интересов происходит через реальные общественные отношения, в реальных социокультурных условиях.

Таким образом, движущей силой развития общества выступает сам социальный субъект наряду с общественными противоречиями, борьбой, мотивами и интересами. Но как носитель общественных процессов, он, в конечном счёте, осуществляет переход от одного периода истории к другому. Движущие силы общества – это не вообще все силы, противоречия, причины и т.д., существующие в обществе. Это – деятельность людей, раскрытая с точки зрения её внутреннего механизма, её факторов и причин.

 

Литература.

1. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. VII, гл. 2.

2. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М., 2002.

3. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 7, п. 2, 4.

 

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Как определяется общество с точки зрения философии?

2. Обозначьте основные черты общества как системы.

3. Выделите критерии определения строения общества как сверхсложной системы.

4. Чем отличаются и что имеют общего понятия общества с точки зрения М.Вебера, Э.Дюркгейма и К.Маркса?

5. По какому критерию различаются основные сферы общества?

6. Определите основное содержание и место в общественной системе каждой из сфер. Раскройте их взаимосвязь.

7. Что включает в себя понятие общественного сознания и чем обусловлено его содержание?

8. Почему общественное сознание имеет сложную структуру?

9. По каким признакам различаются формы общественного сознания?

10. Что означает понятие «социальный детерминизм»?

11. В чём состоит особенность формационного и цивилизационного подходов в решении проблемы развития общества?

12. Каково основное содержание процесса развития общества и что лежит в его основе?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.027 с.)