Демокрит (ок. 470 – 370 гг. До Н. Э. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демокрит (ок. 470 – 370 гг. До Н. Э. ).



Демокрит являлся представителем так называемого атомистического материализма, продолжая идеи ионийского философа Левкиппа.

Онтология. Демокрит занимался широким кругом вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, математики, физики, космологии. Исходное положение его атомистического учения – тезис о существовании пустоты и атомов, образующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. Под атомами он понимал мельчайшие, невидимые глазу, материальные непроницаемые и неделимые частицы. Атомы вечны, неизменны, число их бесконечно велико. Для объяснения многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех наблюдаемых различий.

Вещи образуются в результате сцепления атомов: легкие атомы падают в пространстве медленнее, а тяжелые быстрее, поэтому они нагоняют друг друга, сталкиваются и прицепляются друг к другу особыми крючочками.

Демокрит признавал реальность движения и считал, что оно присуще самим атомам. Тем самым ставил очень важный вопрос о неразрывной связи материи и движения. Правда, само движение он понимал узко, упрощенно, как простое перемещение в пространстве внутренне неразрушимых и неизменных атомов.

Исходя из атомистических принципов своей натурфилософии, Демокрит представил широкую космогоническую картину происхождения земного мира. Достаточно глубокой была его идея космогонической концепции о бесчисленности миров, возникающих, процветающих и гибнущих в просторах бесконечной пустоты – пространства. Миры образуются вследствие столкновения атомов. Столкновение порождает их вихревое движение. В вихре они соединяются друг с другом и образуют большие скопления, принимающие форму шара. Мысль Демокрита о бесчисленности миров, их развитии содержала элементы диалектики.

Большая заслуга Демокрита состояла в признании им закономерности, необходимости всего существующего в материальном мире. Он считал, что причинно объясняются все явления природы. Однако его понимание причинности было ограниченным, т.к. он отрицал случайность. Случайность – это только то, о чем люди еще не знают.

Понимание Демокритом бога расходилось с религиозно – мифологическим мировоззрением. По его мнению, боги – тоже создания природы, но более совершенные, чем люди. Они также состоят из атомов и в дела мира не вмешиваются.

Учение о человеке. Принципы атомистического материализма Демокрита распространялись и на понимание человека и его сознания. Человек – неотъемлемая часть природы, он тождественен как микрокосм макрокосму. Явления человеческой психики, сознания объясняются наличием особого рода атомов. Душа состоит из тонких атомов, круглых, мелких, подвижных, подобных атомам огня. Душа также смертна как и тело. Атомы души рассеяны по всей природе (идеи гилозоизма), но в наибольшей степени находятся в человеческом теле. Здесь они составляют примерно половину всего организма, образуя его душу, рассеянную по всему телу. Смерть человека наступает в результате потери большого количества этих атомов.

В основе этических воззрений Демокрита лежала мысль о том, что разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем, смелостью духа и неустрашимостью мышления. Умение доходить до такого состояния дает обучение.

Гносеология Демокрита основана на признании возможности познания внешнего мира, поскольку человек состоит из тех же атомов.Познание происходит с помощью чувств и разума. Вещи испускают маленькие материальные образы – идеи, идолы, которые, попав в глаз, создают у человека представление о данной вещи. Это утверждение можно понимать как зачатки развитой далее теории отражения. Чувственное познание он считал источником темного недостоверного знания, называл его мнением. Только ум, по его мнению, вводит нас в мир подлинной истины. Но чувства и разум взаимосвязаны.

Качества вещи Демокрит делил на два рода: 1) качества, реально присущие вещам (фигура, величина, неделимость, непроницаемость); 2) качества, присутствующие в представлениях (цвет, запах, звук). Эта мысль далее будет развита Д.Локком в учении о первичных и вторичных качествах.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.).

Платон продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Общие понятия он называл эйдосами, или иначе – идеи (общие понятия, виды). В лице Платона древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, противопоставляет себя материализму. Философское учение Платона как уже философская система охватывает обширный круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и о познании, в том числе математическом, об обществе, о воспитании, об искусстве и т.д.

Онтология Платона. По его учению, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственно воспринимаемые вещинепрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины – бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом, – эйдосы. Каждому классу чувственных предметов соответствует в нечувственном мире некоторый «вид», или «идея». По отношению к чувственным вещам идеи суть одновременно и их причины, и образцы, по которым были созданы эти вещи, и цели, к которым стремятся существа чувственно воспринимаемого мира, и понятия – об общей основе вещей каждого класса. Идеи существуют отдельно от вещей в другом мире, например, идея стола, дома, животных и т.п. Единичные столы, дома, животные являются лишь производными от этих идей – понятий. Точно так же красота на земле в людях и вещах – это лишь несовершенный отблеск идеи прекрасного. Таким образом, у Платона – два мира, оторванных друг от друга. Мир идей – эйдосов вечен и неизменен, он обладает действительным реальным бытием.Мир же чувственных вещей изменчив, непостоянен, поэтому его существование иллюзорно.

Это состояние чувственных вещей Платон объясняет небытием ( бытие – это мир идей), которое отождествляет с материей. Материя – «хора», по его мнению, некое пространство, бесформенное и неуловимое. Она – источник множественности, единичности, вещности, изменчивости, зла, несвободы. Материя принимает на себя идеи и превращает каждую идею во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга по месту, занимаемому ими в пространстве. Иначе говоря, вместе с идеями она создает физическую материю – вещи. Таким образом, учение Платона есть объективный идеализм, так как материя рассматривалась как производное от нематериальных, предшествующих материи идей, существующих вне и независимо от сознания людей. Сам мир возникает в результате воли «ума – демиурга». До него все в природе пребывало в состоянии беспорядочного движения, соединив (вложив) идеи в материю, он творит космос. Следовательно, космос – это живой организм, наделенный душой и умом.

Центральная часть философии Платона – это учение об идеях – мире подлинного бытия. Идеальный мир есть сущее, которое неизменно. Здесь прослеживается метафизичность во взглядах Платона. По сути дела, мир идей – это мир объективированных понятий. Число идей велико, но не бесконечно, они образуют систему, на вершине которой находится идея блага. Благо есть источник истины, гармонии и красоты, удовлетворяющий всем требованиям высочайшей добродетели. Идеи находятся в отношении подчинения: они могут быть более общими и менее общими, поэтому одна идея – эйдос подчинена другой и входит в нее (идея кошки, собаки входит в более общую идею – животные). Можно сделать вывод, что гносеологическими корнями идеализма Платона является отрыв понятий от чувственности и превращение их в самостоятельную сущность. Выделяя два мира, он разрывает сущее и существование, относя их к разным мирам.

Учение о человеке Платона вытекает из противопоставления идей и материи, т.е. вещей: тело смертно, душа бессмертна. Тело человека создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у тел космоса, и должны быть возвращены назад – космосу. Назначение тела – быть временным вместилищем души. Души состоят из трех частей: разумное начало души (созданной самим демиургом), аффективной (движимой страстями) и вожделяющей (две последние создаются низшими богами). Человеческое бытие зависит от того, какая часть души осилит. Победа разумной души над страстями и чувственными вожделениями возможна только при надлежащем воспитании, в том числе при наличии государства и законов. Сотворив души, бог поместил их на звезды. Каждая душа имеет свою звезду, поэтому душ столько, сколько на небе звезд. Число их конечно, и они более не творятся, но могут переселяться в другие тела.

Первоначально души пребывали в мире идей, созерцая сущее, но души несовершенны. Несовершенство души опускает ее в чувственный телесный мир. Души по – разному приобщились к миру сущего – к идеям, поэтому не равны. Менее совершенные души опускаются ниже в чувственном мире, более совершенные находятся выше. Отсюда в обществе – иерархия людей, иерархия профессий и слоев общества. Души стремятся вернуться в тот мир, откуда они снизошли, - в мир идей. Это стремление выражается в стремлении к познанию и смерти.

Гносеология. Далее Платон объясняет процесс познания. Оказавшись на земле, души забывают об идеальном мире. Начинает преобладать не высшая душа, а низшая – чувственная. Познание, следовательно, осуществляется только как чувственное. Чувственное знание, по Платону, лишь мнение, оно не истинно, недостаточно, посредством его люди воспринимают лишь вещи. Подлинное знание мира идей – сущностей доступно лишь разумной душе. Только рациональное знание, основанное на общих понятиях, может быть научным. Разумная душа припоминает мир идей, поэтому знание есть припоминание бессмертной души.

Платон развивал мысль об априорном знании: общие понятия не происходят из ощущений путем обобщения, это всего лишь мнение. Общее содержится в самой душе, надо лишь его припомнить, найти.

Исходя из своей позиции, Платон выделял следующие виды знания:

1. Знание совершенно достоверное – знание идей, получаемое до вселения душ в тело. Оно возникает через созерцание в мире идей, а после вселение в тело – через припоминание.

2. Знание чисел, близкое к достоверному, и основанных на них наук, помогающее знанию идей.

3. Знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое знание вещей чувственного мира. Опирается на чувственные восприятия, в которых нет истины. Сюда же относится и воображение.

Как средство познания у Платона присутствует диалектический метод: через противоречивые суждения в диалогах отыскать истину.

Философия Платона вошла в историю как первая рационально, логически построенная система философского знания. Она включала в себя диалектическую картину мира. Его диалектика, хотя понимаемая лишь как постижение развития в мире кажущегося бытия (в мире вещей), или как диалектика идей, но оказала огромное влияние на последующую философскую мысль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.009 с.)