Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура философского знания и его функции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Современное философское знание объемно по своему содержанию. Можно выделить отдельные разделы и дисциплины философии, при этом имея ввиду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы, поскльку представляют единую систему философского знания. Онтология. Особенность этого раздела в философии заключается в том, что философия как специфическая форма осознания человеком своего бытия призвана дать человеку знание о мире и самом человеке в их бытии, ответить на вопрос: что представляет мир как таковой? Какова его природа? Что лежит в основе мира? Един ли мир? Как он существует? Онтология как специфический раздел философии описывает всеобщие свойства и структуру мира. В отличие от частных наук философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеко, о всеобщих закономерностях бытия как такового. Гносеологический раздел на первый план ставит проблему взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Философия ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. В познавательном отношении человек, являясь частью бытия, в то же время противостоит ему и осознает свое противостояние. Весь окружающий мир рассматривается как объект познания. В рамках гносеологии строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Тем самым философия изучает предельные основания познания: обоснованность познания и знания. Она подчеркивает, что познание – это не зеркальное отражение предмета в теории, не как результат созерцательного восприятия действительности, а строится через призму деятельностного отношения человека к миру и самому себе. Вследствие деятельностной обусловленности познавательного отношения человека к миру теоретическое отражение зависит не только от предмета отражения, а так же от степени зрелости самого социального субъекта, от характера и направленности его потребностей и интересов, от степени развития его познавательных способностей и средств. Как уже отмечалось, в силу своего мировоззренческого характера философское отражение и понимание мира, места в нем человека сопряжено с формированием системы ценностей, что раскрывает аксиологический раздел философского знания. Это учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой и с социально-культурными формами.
Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию. Праксиологический раздел связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применить полученные знания. Философия исследует мировоззренческие принципы практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения. Помимо основных разделов философии (и в их рамках, и относительно самостоятельно) выделяется ряд философских дисциплин. Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Существование логики как особой философской дисциплины оправдано необходимостью построения теоретизированной философской системы. Результаты познавательного отношения к действительности, отраженные в содержание философского знания, фиксируются, обуславливают формирование понятийно-категориального аппарата философии. Содержание этого аппарата, его структура, динамика отражают динамику развития, как самой действительности, человека, так и их взаимосвязь. Логические формы играют важную роль в целепологающей деятельности человека. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Проблема самоосмысления для человека особо актуальна в современной цивилизации, когда общество, а вместе с ним и человек достигли достаточно высокого уровня зрелости, чтобы осмыслить свое существование.
Социальная философия – это концептуальное, рефлексивное осмысление общественных процессов. Она занята выяснением вопросов: что такое общество? Что можно отнести к общественным явлениям? Как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности? Социальная философия включает: философию общества (философская рефлексия общества), философию истории (исследование сущности, смысла и хода истории общества). Этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие – то внешние авторитеты или соглашения. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика включает теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также формы эстетического восприятия и переживания. Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Философия религии раскрывает сущность религиозной веры и религиозного сознания, специфику их существования в обществе, значение религии для человека. Философия права решает проблему обоснования права: из чего оно исходит, существует ли вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Другое направление исследований – выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой. Философия науки исследует структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Философия культуры – дисциплина, исследующая сущность и значение культуры. И ряд других. Место и роль философии в жизни человека и общества раскрывает ее функции. Философия выполняет много функций, они делятся на две группы: общие и специальные. Общие функции выполняются всей системой философского знания, специальные – в основном отдельными философскими дисциплинами. К числу общих функций относятся мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция раскрывает общее отношение человека к миру. Философия упорядочивает элементы мировоззрения, вырабатывает теоретическое обоснование выдвигаемых целей, идеалов и ценностей, дает критерии выбора оптимальных путей их реализации. Между философией и системой мировоззрения существует взаимная связь: уровень развития и характермировоззрения определяют уровень и характер философии, а та в свою очередь обусловливает упорядоченность и обоснованность мировоззрения в целом. Из этой функции основана интегративная функция, которая выражается в обобщении знания, создавая фундамент наук, участвуя в построении научной картины мира. Частные науки строят свои картины мира. Однако никакая отдельная частная наука, ни комплекс наук не в состоянии построить научную картину мира в целом. Для этого необходима модель мира, отражающая его всеобщие связи и закономерности. Они лишь указывают направление интеграции и синтеза частного знания, принципы его построения в единую картину объективного мира и определяют критерии систематизации самих наук с выделением среди них комплекса лидирующих в данную эпоху наук. В основе же общенаучной картины мира лежит философское знание, обобщающее и систематизирующее достижения частных наук.
Из мировоззренческой функции вытекает и социально-аксиологичекая функция. Она заключается в разработки представлений о ценностях, общественном идеале. Формирование системы ценностей и общественных идеалов в философии идет через критическую интерпретацию социальной действительности. В этом тоже состоит одна из функций философии. Смысл ещё одной функции – культурно-воспитательной заключен в том, что знание философии воспитывает высокую культуру мышления, стремление к познанию истины, способность оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления. Методологическая функция объясняет, каким образом преобразовывать мир (направления, способы, методы). Каждая частная наука и отдельные отрасли практической деятельности используют специальные методы изучения и преобразования действительности. Метод – это способ организации имеющегося опыта преобразования, который позволяет получать новые знания и новые результаты преобразования. Философия открывает объективные основы, всеобщее содержание специальных методов познания и преобразования мира, вскрывает их сущность и общую структуру. Это позволяет научно классифицировать и систематизировать уже известные методы, создавать средства поиска и разработки новых методов познания мира. Философия обосновывает, выявляет общую структуру и характер соотношения исторического и логического подхода к явлениям, качественного и количественного, раскрывает общую структуру системного подхода в управлении социальными процессами. Методология существует как знание о природе теоретических построений, об их отношении к опытным данным. Такое знание столь же необходимо при построении теории, как и эмпирический материал, для объяснения которого строится теория. В этих случаях, когда наука не способна найти объяснение каким-либо явлениям, она выходит за свои рамки в более широкий социально-культурный фон, к философским основаниям.
Литература. 1. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М.,2002. Гл. 1, п. 3. 2. Философия / Под ред. Т.И.Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2002. Гл. 1, п. 3. 3. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Введение.
Контрольные вопросы для самопроверки. 1. Что такое «мировоззрение»? 2. По каким параметрам различаются уровни мировоззрения, и почему философия возникает лишь на втором уровне?
3. В чём сходство и в чём различие философии и других форм мировоззрения (мифологии, религии и т. д.)? 4. Что сближает философию с наукой и что отличает от науки? 5. Какими основными чертами обладает философское знание? 6. Какой смысл заключён в понятии «философская рефлексия»? 7. Как классическая философия понимала свой предмет? 8. Современная философия о предмете философского знания. Основные подходы. 9. Какие функции выполняет философское знание? 10. Назовите основные разделы философии. На чём основано их разнообразие? 11. Что такое «философия»? 12. Как определяется место философии в жизни человека и общества?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.012 с.) |