Новые пути познания человека и перспективы будущего. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые пути познания человека и перспективы будущего.



Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно – биологического своеобразия (эволюцию, типы нервной деятельности, законы биологического регулирования и жизненного ритма, генетическую структуру и т.п.) сформулировали особое направление в философской прогностике, касающееся индивидуально – биологических перспектив развития человека. Рассматриваемые вопросы касаются продления индивидуальной жизни человека, возможности естественно – эволюционного или искусственного изменения его биологической природы и т.д.

Как один из путей этого прогнозирования – использование открытий генетики, изучающей взаимодействие наследственности и среды. Практические использования искусственных генов, что применяется в медицине уже сейчас, позволяет расширить адаптационные возможности человека, особенно того, который наделён наследственными болезнями. Генетика человека – проникновение в сокровенные тайны его биологического существования, в результате чего может быть достичь большего высвобождения человека из природы, так как при этом он становится буквально творцом самого себя. Развившаяся на основе генетики «генная инженерия» и «евгеника» (от греческого eugenes – хорошего рода) как раз и ставит своей задачей улучшение человеческого рода. Интенсивное изучение существующей генетической изменчивости, получение со временем более глубоких знаний относительно генофонда и генетического объёма популяций сделает возможным создание планов контроля над биологической структурой человека, приспосабливая его к определённой среде.

Бесспорно, изыскания генетики плодотворны, но не следует забывать, что философия исходит из многогранности человека. Её гуманистический смысл заключается, прежде всего, в представлении человека не только как части природного мира, но и социального, духовного мира. Будущее человека получит огромные возможности благодаря использованию изменчивости генофонда, но примет ли он ответственность за свою осознанную способность контролировать свою собственную генетическую судьбу? Если человек начнёт контролировать свою собственную эволюцию, он должен ясно представлять себе те определённые ценности, к реализации которых будут приложены его усилия. Способен ли на это человек? И в чьих руках будет находиться это регулирование? С точки зрения философии вопрос ещё и в том, на сколько человек социально и духовно сохранит тождественность с самим собой? Насколько принцип гуманизма будет отвечать своему содержанию, если сам человек станет «подопытным кроликом»?

Другая направленность концепций будущего делает упор на социальные и духовные силы человека. Опираясь на ценности техногенной цивилизации, авторы в качестве перспектив общества видят «гуманизированную» технику. По их мнению, техника и новые технологии должны принимать во внимание человека и окружающую его природу. Общественно – политический прогресс будущего будет определяться тем, в какой мере удастся переработать достижения научно – технического прогресса в социальном отношении. Путь продвижения – это не возвращение к старым идеям, а развитие заново продуманных технологий. Для новых технологий, по их мнению, нужен «инженер будущего», который в процессе своей профессиональной подготовки менее всего должен быть «накачан» техническими знаниями. Прогресс, несомненно, не в последнюю очередь будет зависеть от того, что творческая созидательная деятельность инженера определяется мышлением в рамках целых систем с учётом вне технических условий и связей, что уже само по себе означает подчинение технологий человеческим целям. Этот процесс можно понимать как смену приоритетов: не техника господствует над человеком, а человек использует её для всестороннего развития своих сущностных сил.

Большое место в прогностических концепциях занимают идеи эволюционизма и воспитания нового экологического сознания сопричастности человека космической эволюции. В свое время В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден и их современные последователи строили свои рассуждения на основе единства человека и природы через человека (от человека к природе), рассчитывая на его возросший интеллектуальный потенциал. Суть их взглядов в том, что в результате эволюционного процесса возникает новая геологическая сила – научная мысль социального человечества. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – но-сферу. В результате этого связь: вселенная – природа – человек получает новое качество, где человек с его разумом становится в центр этой связи. Поэтому на определённой ступени развития цивилизации человечеству придётся взять на себя ответственность за её дальнейшую эволюцию с тем, чтобы выжить. Эволюция биосферы приобретает направленный характер. Сегодня мы употребляем для этого термин «коэволюция» человека и биосферы. В качестве своеобразия и одновременно фактора развития современного общества ими выдвигается процесс информатизации, который и способствует эволюционным процессам единения людей с природой, космосом и друг другом.

 

Литература.

1. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Разд. 5, гл. 7, п. 5.

2. Философия /Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 12, п. 2.

 

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. В чём специфика философского предвидения в отличие от научного?

2. Какие основные философские аспекты возможности предсказания будущего следует отметить?

3. Почему ориентация лишь на биологическое изменение человека не может в полной мере раскрыть перспективы его развития?

4. Какой смысл заложен в идее «гуманизированной техники»?

5. На чём основаны идеи эволюционизма?

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.

Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную всеобщность, т.е. субстанцию.

Абстракция – формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т.е. путём использования лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных.

Агностицизм – философское учение, согласно которому невозможно познание сущности материальных вещей.

Аксиология – учение о природе ценностей, их месте в человеческой жизнедеятельности.

Анализ – процедура мысленного, а также реального расчленения предмета, процесса на части.

Апейрон – термин древне-греческой философии, означающий «бесконечное».

Апостериори – знание, полученное из опыта.

Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Бытие – философская категория, обозначающая действительность в её качественной определённости.

Возможность – объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличиии условий для его возникновения.

Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Время – всеобщая форма бытия, выражающая его длительность и последовательность смены состояний систем и процессов в мире.

Вульгарный материализм – течение в философии, представляющее сознание как разновидность материи.

Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем человечества, от которых зависит дальнейший социальный прогресс.

Государство – основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом.

Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы природы познания и его возможностей, всеобщие законы познавательной деятельности.

Гуманизм – система воззрений, признающая человека как главную ценность социального развития.

Движение – способ существования бытия как изменение вообще. его всеобщий атрибут.

Дедукция – процесс логического вывода, т.е. перехода по правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям.

Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, далее не вмешивается в закономерное течение его событий.

Действительность – объективная реальность как актуально наличное бытие, как единство сущего и существования, реализующее определённые возможности.

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях становлении, развития бытия и познания. Основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Заблуждение – несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа – объективной действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики.

Закон – необходимое, существенное,устойчивое повторяющееся отношение между явлениями.

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Идеализация – мысленное конструирование понятий об объекте, несуществующего в действительности, но имеющего прообраз в реальном мире.

Идеализм – философское напраление, утверждающее, сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, производно.

Идеальное – философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.

Индетерминизм – учение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, сложившееся на основе общего и особенного.

Индукция – вид обобщения, связанный с вероятным предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта.

Интуиция – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Иррационализм – течение в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания.

Истина – адекватное отражение объекта субъектом, соответствие знаний действительности.

Картина мира – закреплённые в определённых понятиях свойства мира и отношени к нему человека.

Культура – система образцов человеческой жизнедеятельности, выражающая специфически человеческий способ отношения к миру.

Личность – мера присвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях.

Материализм – философское направление, которое считает первичным материю, природу, а сознание, дух, психическое вторичным как свойство материи.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

Метафизика – противоположный диалектике подход к пониманию мира, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к миру и к самому себе.

Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

Монизм – способ рассмотрения многобразия явлений мира по принципу одного начала, единой основы (субстанции).

Мышление – высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существенных связей действительности.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей познавательной деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Состояние, противоположное бытию.

Необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи.

Общество – система общественных отношений, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей.

Объект – явления действительности, которые преобразуются под воздействием человека и становятся предметом познания.

Объективный идеализм – признание духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.

Онтология – учение о бытии. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

Ответственность – философско-социологическое понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и мир (природу).

Парадигма – модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

Познание – высшая форма регулятивной деятельности человека, связанная с созданием идеально-знаковых систем и с осознанием направленности субъекта к внешнему миру.

Понятие – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

Практика – материальная, общественная, целеполагающая деятельность людей по преобразованию окружающего мира.

Причина – взаимодействие двух или нескольких явлений, порождающее другое явление.

Прогнозирование – вероятное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем.

Прогресс – развитие, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Пространство – всеобщая форма бытия, характеризующая протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов системы.

Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития мира и познания.

Развитие – необратимое, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания.

Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.

Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в познании.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство.

Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности.

Сознание – высший уровень психической активности человека как осознание бытия, субъективный образ объективного мира.

Субстанция – сущность, нечто лежащее в основе мира.

Субстрат – совокупность относительно простых образований, взаимодействие которых обусловливает свойства систем и процессов.

Субъект – человек, группа людей, общество в целом как носители активной преобразующей силы в процессе освоения объекта и его познания.

Субъективный идеализм – признание сознания человека как первоначала мира.

Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение явлений.

Техника – система искусственных органов деятельности общества.

Трансцендентальный – аспекты бытия, выходящие за сферу человеческого опыта.

Философия – высшая форма мировоззрения, вырабатывающая целостное миропонимание, осознания человеком своего «Я» и своего места в мире.

Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Философская антропология – философское учение о природе (сущности) человека.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.052 с.)