Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознательное и бессознательное.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует ещё бессознательное. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипноз, состояние невменяемости, а также инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты порождают у него подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Автоматизм поведения и интуиция зарождаются с помощью сознания, но затем переходят в сферу бессознательного под влиянием длительной тренировки и многократного повторения. Например, игра на музыкальном инструменте, спортивные занятия, трудовые операции и так далее. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка - состояние готовности субъекта к определённой активности. Структуры бессознательного различаются по степени близости к сознанию. Особый слой бессознательного – подсознательное – переход сознания на уровень автоматизма. Роль подсознательного и бессознательного в целом в том, что благодаря ему уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека. Бессознательное может направлять поведение людей и тем самым воздействовать на сознание. Например, на сеансах гипноза, когда внушают определённый план действий, и, придя «в себя», пациент его выполняет. В каком отношении находятся сознательное и бессознательное? Большой вклад в решение этого вопроса внёс З.Фрейд. Он отвёл бессознательному решающую роль. Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Он приходит к выводу, что «все душевные процессы по существу бессознательны». Социальную же сторону сознания он вообще не рассматривал, не раскрыл важной роли социального фактора в формировании и развитии сознания и психики человека. Последователь Фрейда К.Юнг разработал теорию коллективного бессознательного, которое передаётся от поколения к поколению. Скорее – это можно толковать как автоматизм, стереотипы, сложившиеся в сознании общностей людей и ушедшие в бессознательное. Таким образом, бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. Между ними возможны противоречия и конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют и способны достигать единства. Они дополняют и обогащают друг друга. Бессознательное создаёт возможности для развития сознания, особенно в творческой деятельности. В свою очередь сознание в значительной мере формирует бессознательное и способно его контролировать.
Литература. 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, гл. IX. 2. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. 4, гл. 3. 3. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Разд. 1, ч. 2, п. 3.
Контрольные вопросы для самопроверки. 1. В чём отличие философского подхода к понятию сознания от научного? 2. Опишите понимание сознания в идеализме, материализме, вульгарном материализме. 3. Какова сущность сознания? 4. На чём основана специфика гносеологического и онтологического подходов к сознанию? На каком из них делает упор философия? 5. Какие факторы определяют содержание сознания? 6. Что такое «отражение»? Назовите его основные формы и черты. 7. Какова особенность отражения на уровне человеческого сознания? 8. Как определить «бессознательное» и какова его роль? РАЗДЕЛ 5. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.254 (0.008 с.) |