Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция IX – Наука и нравственность. Этика наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
06.03.02
- Лебедев С. А. Философия. М., 2006 (раздел об этике).
1) Наука и нравственность. Ценности науки и нравственная ответственность ученого. 2) Значение этики науки в современном мире. Задачи преподавания этики в университетах. 3) Этико-организационное регулирование деятельности ученого: этические кодексы, комитеты, экспертизы. 4) Профессиональная ответственность ученого. 5) Социальная ответственность ученого.
I. Нравственность (мораль) – аспект человеческой жизни, который формируется и совершает выбор в решениях и поступках в соответствии с особым долженствованием, через исполнение долга перед самим собой, перед высшим началом в себе. Долг опирается на личное достоинство человека. Самообязывание происходит через обобщенные моральные нормы, принципы + образцы должного поведения. Мораль императивна (ее требования безусловны: нравственный поступок ради самой нравственности). При ценностном конфликте мораль требует, чтобы высший принцип получил предпочтение. Ценность науки (специфическая) – истина. Цель науки – получение достоверного (истинного) знания, наращивание эффективных средств для человеческой жизни. Наука развивает человеческие потребности → и возможности. М. Вебер, История как призвание и наука. М. 1990.: 1) наука невозможна без стремления к истине; 2) наука производит продукт: а) разрабатывает технику овладения жизнью (как внешними вещами, так и поступками людей) путем расчета (целерациональность); б) разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и навыки обращения с ними; в) вносит ясность: для достижения цели надо принять и соответствующие следствия деятельности по достижению это цели, + обнаружить границы науки. Просветительская деятельность – одна из задач науки.
II. Цели науки – высокие, возможности растут. Малая наука (знание ради знания и просвещения) и большая наука (прикладная, сращенная с техникой, опережает малую). Несоответствие между ними опасно: чем больше результаты научных исследований влияют на жизнь людей, тем больше ответственность исследователя. → необходима административная, правовая и нравственная регуляция научной деятельности, так как создается что-то по определению новое и неподконтрольное. Науку нельзя ограничивать искусственно, в науке много держится на доверии общества к науке и внутри научного сообщества. Организационные и нравственные нормы срастаются → этика науки. 1) раздел этики (прикладная); 2) нравственное осознание научной деятельности (учеными и обществом); 3) поведенческий аспект. Преподавание этики в университетах – популяризация этики науки среди будущих ученых (инструкция ЮНЕСКО, комиссия по этике науки и техники). Вопросы о публикациях, отношениях со СМИ, государством и т. д. Цель преподавания этики – развитие способности будущего ученого распознавать и анализировать этические реалии, чтобы уметь принимать нравственно выверенные решения. Одна из задач – распознать, где социальная практика или право противоречат этическим задачам, и менять все в пользу этики. В современном мире проблемы: технологические катастрофы, экологические проблемы, дисбаланс «богатые – бедные» приводит к росту недоверия к науке → часто общество против развития отдельных сторон науки; распространение исследований на заказ усугубляет скептицизм. Влияют дисциплинарное положение ученого и его ценности → особенно нужно преподавание этики.
III. Этико-организационное регулирование научной деятельности – с 1960х гг., чтобы ограничить отрицательные последствия научной деятельности: этические кодексы (вырабатываются учеными) – свод требований, принимаемых профессиональным сообществом, ответственность (?) перед собой + регулирование извне (санкции) → этическая экспертиза – проверка проекта или исследования на соответствие кодексу. Этические комитеты (проводят экспертизы), особенно в медицине. Все больше исследуют на стадии проекта, особенно то, что касается здоровья и достоинства человека. Принцип технологической предосторожности (технологический императив) – если есть средства, все будет сделано, науку не остановить, - предотвратить опасность (мораторий на определенные исследования, накладывают в том числе сами ученые). Для оценки последствий приглашаются независимые ученые, юристы, этики, священники, простые люди → этический комитет. Этика психолога основывается на общечеловеческих ценностях (Российское психологическое общество).
IV. Профессиональная ответственность ученого – внутренняя этика сообщества. Научное сообщество – профессиональное объединение людей, занятых преумножением, сохранением и передачей знания, защитой автономной научной деятельности, поддержанием положительного отношения общества к науке, вознаграждением или наказанием ученых (оценка научной деятельности человека), проверка на соответствие этическому кодексу. Ответственность: перед кем и за что. Профессиональная ответственность – перед собой, сообществом и обществом. Ответственность за качество исследований. Концепция Р. Мертона: нормативный этос науки (ценностно-нормативный строй науки). В науке необходимо и соперничество и сотрудничество, и стремление к истине, и к признанию. Сейчас еще стремятся к выгоде, все сталкивается, → результаты: 1) универсализм – руководствоваться в исследованиях и оценках общими критериями обоснованности и доказательности, т. о. единые требования к себе и к другим; 2) всеобщность – результат исследования принадлежит всему сообществу; 3) незаинтересованность – принимать результаты исследования при их обоснованности, даже если они противоречат концепции ученого; 4) организованный скептицизм – последовательная критичность к себе и к другим. Последователи Мертона добавили оригинальность, эмоциональную нейтральность, интеллектуальную скромность, независимость, рациональность. Проблемы: плагиат, сокрытие результатов и т. д. Реально – компромисс с идеалом. Исследователь должен оценить сделанное до него → продолжение. Не дискредитировать коллег. Результаты исследования: проблемы – установление авторства, плагиат, момент публикации нового (доказано, но раньше другого), соавторство, публикация неудачного исследования. Экспертиза – ответственность за оценку. Преподавание – обязанность ученого. Последние достижения, объективно и понятно, указывать, где личная точка зрения, без необоснованных осуждений, показывать и неудобные факты. Консультирование – проблема: показать границы возможностей консультанта. Популяризация знания – повышает статус научного сообщества в обществе, продвигает открытия. Популяризация – участие журналиста (ищет сенсацию), + указывать границы применимости нового. (Близко к социальной ответственности.)
V. Социальная ответственность ученого – перед обществом. Мораль активизируется в момент конфликта. Ответственность за последствия научной деятельности для благополучия общества; цель – предотвратить отрицательное. Три столкновения: 1) логика науки и социальная ответственность ученого: или наука сама развивается (и все что там делается – нейтрально или вообще благо), или ответственность ученого; 2) внешние социальные силы по отношению к науке (все сделанное учеными может быть использовано во вред или во благо) или ответственность ученого; 3) свобода исследования или социальная ответственность ученого (можно свести к тому, что исследователь свободен, когда в результате все будут счастливы). При проведении исследования с участием людей необходимо предупредить их о риске и получить их согласие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.011 с.) |