Лекция VI – Наука и ее роль в культуре современной цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция VI – Наука и ее роль в культуре современной цивилизации



 

13.02.06

 

 

1) Типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

2) Выявление специфики научного познания с помощью сопоставления с обыденным сознанием, искусством и философией.

3) Функции науки в обществе.

- М. Вебер. Наука как призвание … // Избранные произведения.

- П. Сорокин. Диагноз… //

- Малкей. Научное и социологической знание. // Сборник «Наука о науке».

- Гейзенберг. Шаги за горизонт.

- Степин В. С. Теоретическое знание.

 

I. Цивилизации – религиозно-культурные различия.

Основное деление: Запад и Восток (Степин), по месту рационального, техногенные и традиционные цивилизации:

а) различие в темпах социальных изменений (Вебер: в традиционных медленнее → конкретному человеку надо быстро приспосабливаться к новому; Гейзенберг);

б) в традиционном обществе новое долго апробируется, в технократических новое – это главное;

в) активность человека в традиционном обществе направлена вовнутрь (самоконтроль и самосовершенствование) + машины портят душу человека (даосский и конфуцианский принцип невмешательства в естественный ход событий), в технократическом – активная деятельность по преобразованию и подчинению природы. В Китае много изобретений, но из-за принципа невмешательства мало применялись (для введения изобретений нужен эксперимент, а это активное преобразование);

г) трактовка природы: в технократическом – природа как система, в традиционном – природа как живой организм (считают, что в природе нет законов, так как для их исполнения деревьям, воде и т. д. нужна способность понимать эти законы);

д) в технократическом обществе активный индивид, в традиционном – семейно-корпоративные связи; активность порождает разочарование в жизни (человек не может стать лучшим, а уверен, что должен);

е) в технократическом – много знаний потенциально, на самом деле на практике знают не больше, а иногда и меньше, о среде своего обитания.

Сейчас науки развиваются не только в Европе (Япония, Китай).

 

II. Наука и религия, искусство, философия, обыденное познание.

ценности, нормы, идеалы

S (субъект деятельности) → средства деятельности → предмет деятельности → результат

  Наука и обыденное познание
Обыденное познание Научное познание
Субъект Субъект любой (не нужно специальной подготовки), познание в процессе деятельности, рецепты передаются. Субъекту нужна специальная подготовка, применяет исследовательские методы (определенные).
Средства деятельности Здравый смысл и обыденный язык; проверяются рецепты на практике. Специальный язык (до высокой степени абстракции), методы, вырабатываемые для вычленения объекта исследования, эксперимент (реальный или мысленный, специальная научная аппаратура в первом случае).
Предмет деятельности Предмет практического освоения. Может быть и не практично; стремление объективно изучать предмет.

 

Ценностная ориентация

Наука: принцип самоценности истины и принцип новизны → санкции против плагиата и исследования выходящего за пределы самоценности истины; в науке все равны.

Наука и искусство – самые свободные виды деятельности.

Общее: роль творчества, вдохновения, интуиции.

Различия: 1) наука – когнитивный способ освоения действительности, искусство – образное освоение, индивидуальное, субъективное.

2) Наука абстрактна, искусство – непрерывный процесс конкретизации (не приемлет обобщения и упрощения), искусство выражает отношение человека к увиденному, + конструкция миров, воображение. В научном познании, особенно в гуманитарном, дополнительный критерий – красота и гармоничность теории, искусство влияло на ученых, обратное влияние научных открытий на создание произведений искусства (оптическое смещение цветов в импрессионизме). Современное искусство (постмодернизм): абсурд и противоречия, электронные виды искусства.

3) В науке есть прогресс, в искусстве нет. В науке по определению новые результаты должны быть в будущем превзойдены.

 

Ценность науки в обществе.

Древняя Греция: путь к истинному бытию, в Возрождение – к истинному искусству, в Новое время – к истине природы и счастью, сейчас – ничего внятного, наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом).

→ две позиции в философии:

а) культурологический сциентизм: наука – это то, что создал и полюбил человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание – умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука.

б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев.

Общее: демонизация науки, объективная надличностная сила, улучшает или ухудшает положение человека.

 

Наука и философия (зависит от определения предмета философии).

Общее: стремление к познанию истины, открытость для критики всех полученных результатов.

Различия: 1) наука влияет на мировоззрение, но это не цель науки, а побочный эффект, нет вопроса об исходных основаниях культуры, может изучать человека, не обращает внимания на способность человека к самопознанию. Философия: ценно ли знание, если оно вредно для человека? Если нет, то что делать с ценностью истины? Все ли средства хороши? Если нет, то наука – не абсолютность. Философия определяет цели человеческой деятельности, для философии цель – культура, если в науке что-то вредит, оно вредит культуре.

2) подход к объекту исследования. В науке детализация, конкретный объект; в философии главное, какое место занимает исследуемый объект в общей картине мира, жизненный смысл явлений, изучаемых науками.

3) философия начинает исследовать раньше, чем наука (идея атомов и пустоты у Демокрита).

4) в философии – рефлексия над культурой.

 

Концепции взаимоотношений философии и науки.

а) метафизическая. Философия – наука наук (Древняя Греция), знание ради истины, а не практики.

б) позитивизм (Конт) – наука – сама себе философия, философия – методология науки. Э. Мах: научная философия – психология научного творчества. Карнап – анализ языка науки.

в) экзистенциализм: разводят философию и науку, на зависят друг от друга.

г) диалектическая концепция: логическая преемственность, философия – рефлексивная, общая часть науки, наука – конкретика и применение; постоянный взаимообмен.

Сейчас падает вера в связь прогресса общества и прогресса в науке. Опасно: люди усваивают технические достижения и безразличны к культурным ценностям, научная активность считается выше культурной, снижение культурной значимости научных представлений о мире. Несмотря на развитие науки, многих катастроф избежать не удается, наука на практике не очень помогает (или далеко не всем людям). Нужен этический контроль над наукой.

 

III. Функции науки в обществе (М. Вебер).

1) разработка техники овладения жизнью и другими людьми, новые технологии;

2) новые методы мышления и навыки обращения с ними;

3) наука содействует обретению ясности (мировоззренческая функция, сейчас меньше);

4) ученые как эксперты при принятии решений при управлении государством.

Влияние науки: например, достижения в физике дают усовершенствование средств коммуникации → мир становится единым целым, но люди перестают общаться с живущими рядом.

Нерациональные элементы (верования, традиции) дают ощущения дома, принадлежности к определенной культуре; рациональных методов договориться для жизни не хватает, наука перестает удовлетворять потребность человека в правильной ориентации в реальности.

 

Наука как социальный институт.

1) Социология знания и науки.

2) Основные этапы институционализации науки.

3) Наука и политика.

 

I. Позитивизм: наука как символ рациональности (с эпохи Просвещения), дает истинное объективное знание, неизучаема социологией.

К. Мангейм, «Идеология и утопия» (1929): дихотомия социологии знания. Если научное знание объективно и истинно, то как можно говорить о его социальной обусловленности? (Импульс от Маркса, который противопоставлял науку и идеологию, ценности общества). исключить содержание естественно-научного знания (не обусловлено социально), + группа ученых, синтезирующих интересы общества.

Первая половина 20 в. – социология науки: изучать науку как социальный институт, как сферу деятельности.

Р. Мертон, «Нормативная структура науки» (1942): наука как социальный институт, специфическая система отношений, ценностей и норм поведения, в науке это научное сообщество. Организационные характеристики научного сообщества – общность цели, устойчивость традиций, самоорганизация, авторитет. Механизмы власти и принуждения отсутствуют. Позитивный результат – признание коллег (цитирование, сноски), негативный результат – игнорирование.

Императивы (этос) научного исследования – универсализм (внеличностный характер научного знания, неважно, кто совершил открытие), коллективизм (цель – чтобы результат стал достоянием научного сообщества), бескорыстие (единственный мотив научной деятельности – познание истины), организованный скептицизм (все подвергать критике).

«Амбивалентность ученого» (1965): две равно обоснованные стратегии, подвижная система норм (так как его императивы критиковали); например, надо знать предшественников, но это затрудняет выдвижение новой гипотезы.

Классическое представление о науке:

1) мир природы реален и объективен;

2) научное знание в основе эмпирично;

3) пересматриваются только теоретические законы;

4) на уровне наблюдений и эксперимента накопление, а оценка всегда объективна и однозначна.

С 1960х гг.: любое наблюдение – интерпретация факта; новое оценивается не по универсальным критериям, а индивидуально, оценка – интерпретация.

Конструктивистское направление в социологии знания (Мангейм): продукты науки – социальные коммуникации, мир не открывается, а конструируется; основное слово - контекст (1980е – 1990е гг.).

→ наука – проекция всего социума в целом.

 

II. Основные этапы институционализации науки.

1) 16 – 17 вв. – наука как самостоятельная, самоценная сфера деятельности; перестали вмешиваться в теологию, политику, мораль; образ «книги природы», которую надо дешифровать через язык математики (Галилей) или чувств (Бэкон). Наука доступна избранным, открывает путь к благу. Основная форма общения – личная переписка. Научные общества, публикация исследований на национальных языках.

Эпоха Просвещения – усиление тех же тенденций. 16 – 17 вв. – нет связи между наукой и производством.

Конец 18 – начало 19 века – разделение науки на дисциплины, учат конкретной дисциплине; создаются научные сообщества.

2) Вторая половина 19 – начало 20 в.: а) осознается обществом экономическое значение науки; б) ученый зарабатывает на жизнь наукой; в) результат научного исследования – не теория, а применимость (возникает прикладная наука) → понятие «большая наука» - узкие специалисты для решения производственных задач в одном учреждении («малая наука» - фундаментальная), примат утилитаризма над творчеством и все более дробные науки.

Н. И. Кузнецова

3) 1945 – конец 20 в. – расширение социальных функций науки, изменение нормативно-ценностных ориентиров научной деятельности. осознание необходимости единого развития науки (фундаментальная наука втягивается), отрыв науки от культуры, ценностных оснований, основой стали потребности производства.

4) Конец 20 – начало 21 века – быстрый рост интеграционных и междисциплинарных исследований.

→ переход от дисциплинарной к проблемной организации науки как задача.

Проблема утечки кадров: самый продуктивный возраст в науке (25 – 50 лет) уходит в другие виды деятельности. США решали проблему за счет других стран → новые способы организации научной деятельности (например, командировки по миру после получения степени).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.017 с.)