Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция VII – вера и знание. Научное и вненаучное знаниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
20.02.06
Средневековье: вера как откровение – иррациональная, без обоснования, и знание – опора на естественный человеческий рассудок, доказательность, систематичность. Главное – соединение двух культур: античность и христианство (вера). Новое время: рождение классической науки. 19 в. – только наука истинна (противопоставляется теологии, философии, искусству). Ницше: рождение философии из двух начал: дионисийское (женское) – безмерность → стихийность, имморальность, чувственность, → антирациональный принцип и аполлоническое (мужское) – мера, познание себя, индивидуальность. Дионис: жизнь – зло, страдание (→ надо умереть, восточный принцип), так как полна нелепых вещей и непонятна человеческому разуму. Чтобы скрыться от пугающей истины, человек придумывает Аполлона → не надо стремиться к истине, она слишком ужасна. Аполлон: жизнь прекрасна, надо ей наслаждаться. Орфизм (предфилософия): принципиальная познаваемость мира. Пифагор первым употребил термин «философ» по отношению к себе. Истина прекрасна и созвучна разуму, поэтому ее любят. Победа аполлонического принципа над дионисийским → нарушение равновесия. Философия (происхождение): миф + познание + теология. Таким образом, нет строгой противоположности веры и знания в античности. Проблема соотношения рационального и иррационального (веры и знания) появилась в средневековье. Различия: 1) Опора на Библию (в античности – на разум). 2) Творение мира из ничего (античность: из ничего ничего не происходит, изначально есть материя). 3) Боговоплощение (неприменимо для античности, как божественное может стать человеческим). 4) Заповеди о любви к своим врагам и т. п. (античность: это трусость и предательство). 5) Христианство как религия любви, любовь как самопожертвование (античность: бог не может любить, так как совершенен → ни в чем не нуждается). Общее: 1) монизм, монотеизм; 2) бессмертие души (учение неоплатоников о трех сущностях: Единое, Ум и Мировая душа); 3) установка на некоторые принципы морали, самоограничение и т.д. (стоики). → или соединить веру и разум, или противопоставить. В патристике совмещение (Библия: у апостола Павла, вера – наивысшее значение). У эллинов была истина, но неполная, предварительная. Часть (особенно Тертуллиан) против соединения христианства и язычества: верую, ибо абсурдно. Августин: верую, чтобы понимать (т. е. соединение), вера – функциональный заменитель знания. Ансельм Кентерберийский (онтологическое доказательство бытия Бога: если Бог совершенен, он обладает всеми благими свойствами, в том числе существованием). Схоластика: приоритет знания растет. П. Абеляр: понимаю, чтобы верить. 13 в. – век Аристотеля. Фома Аквинский: верую, чтобы понимать. Но веру и знание нельзя полностью совместить, так как различны методы теологии (от Бога к миру, дедукция) и философии (наоборот; 5 доказательств бытия Бога; опора на опыт и автономный человеческий разум). → противопоставление веры и разума. Появляется теория двойственной истины (И. Дунс-Скотт и У. Оккам). И. Дунс-Скотт: разные не только методы, но и предметы познания: метафизические в теологии и внешний мир в философии. Средневековье для философии начинается с 1 в н. э. (философия – служанка теологии – Филон Александрийский), заканчивается, когда философия выходит из-под власти теологии. Особенно У. Оккам: философия не может доказать бытие Бога (т.к. номинализм – только единичные вещи познаваемы); в теологии знание не нужно, они и познают Бога. Новое время Для изучения природы надо над ней возвыситься → метафизика (Коперник). Науке мало быть средством эмпирического обобщения. Решение серьезнейших мировоззренческих вопросов + социальная институционализация науки. Сначала не противостоит теологии: наука как изучение творений и проявлений Бога. Природа как система (механистические концепции вместо органистических в античности в эпоху Возрождения) – с 17 века. Постепенно противопоставляется теологии. У Декарта ограничение функций Бога – деизм (Бог творит мир и дальше в нем не участвует). 18 век (Просвещение) – моральные, контролирующие функции религии, деизм + элементы атеизма. Укрепляется механистический принцип (человек как машина у Ламетри). Кант: Бог необходим с точки зрения морали. 19 век – ощущение полного торжества науки, особенно физики (+ дарвинизм и т. д.). Существование Бога не отрицается напрямую, но начинает считаться не необходимым. Накопление эмпирических знаний за счет уменьшения потребности в метафизике → позитивизм (О. Конт), научный взгляд на мир, отбросить метафизику → второй позитивизм (махизм) – навсегда отказаться от метафизики, убрать ее от процесса познания. → противопоставление философии и теологии по принципу обращения внимания не на потустороннее. + Наука противопоставляется обыденному опыту и здравому смыслу (в античности вывод – результат наблюдения, обобщенного с помощью здравого смысла), классическая наука опирается скорее не на чувственный опыт, а на эксперимент → неестественные условия. Сомнение во всем (Декарт, cogito ergo sum), человек становится субъектом, который не только познает, но и контролирует природу. Конт: познавать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтоб повелевать → резкая оппозиция научного и вненаучного знания: научно то, что подвластно человеку. → Проблема демаркации (определения критериев научности). Классическое научное знание (17 – 18 вв.) по Кезину: 1) истинность как цель и результат; истина как то, что соответствует действительности; 2) фундаментализм – закон достаточного основания Лейбница: все должно быть обосновано в достаточной мере, т. е. фундаментальным образом; + фундамент знания → рационализм и эмпиризм; 3) методологический редукционизм – необходимость выработки универсального стандарта научности; дедукция (Бэкон) или индукция (Декарт); создание эталона научного знания; одна наука, на которую равняются – математика (рационалисты) или физика (эмпирики). 4) социокультурная автономия научного знания – наука как самодостаточная область, не зависящая от социально-экономических, политических, мировоззренческих и других условий; выводы науки определяются только изучаемой реальностью. Наука стала центром культуры. С первой половины 20 века – неклассическая наука. Современность (конец 20 – начало 21 века) – постклассический период (Степин). Неклассический период Подвергается сомнению критерий истинности: в науке не может не быть заблуждений, так как все гипотезы вероятностны, а без них наука невозможна → наука как система гипотетического знания → новые критерии (Р. Карнан и К. Поппер, верификация и фальсификация). Карнан: индуктивная логика для связи гипотез и данных опыта. Поппер: фальсификация, неопровержимость теории – ее порок. Постклассический период. Сдвиг в проблеме. Разрыв между научно-техническим прогрессом и стагнацией в морально-нравственном состоянии общества. → наиболее актуальными становятся проблемы этики ученого. Критерий автономности науки не работает. Сейчас пытаются соединить науку с вненаучным знанием и с этикой. Т. о. возврат к античности и средневековью. Непонятно, как соединить, наука развивается быстрее остального. Пересмотреть роль науки в обществе. Наука – не стержень (тенденция с начала 20 века). Наука напоминает миф, тоже иррациональна (например, физика Эйнштейна). Вселенная ограничена и постоянно расширяется. Принцип дополнительности Бора – принять за истину два противоположных положения. Кризис представления о рациональности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.006 с.) |