Лекция II - Общие представления о науке (продолжение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция II - Общие представления о науке (продолжение)



 

16.01.06

 

Максвелл: есть среда, она обладает свойствами жидкости (упругая деформация), в ней твердое тело, вокруг него волны – силовые линии магнетического поля (вместо атома и пустоты).

Надо объяснить: а) электростатику – когда тело в покое, и б) электродинамику – заряженные частицы в движении.

Закон Кулона

Сила взаимодействия двух зарядов обратно пропорциональна расстоянию между ними. Не противоречит закону всемирного тяготения и ньютоновской механики. Получается, что действуют заряды. → Фарадей, опыт с конденсаторами (среда между обкладками конденсатора влияет на его электроемкость) → 50 лет борьба, до появления уравнений Максвелла.

Электростатика: среда-носитель электричества, которое появляется, когда волны давят на тело. «Потенциалы».

1.

- ток смещения

«Вихри» были у Демокрита, потом у Декарта и Лейбница.

2. - закон электроиндукции

- изменение во времени

Е – электрическая напряженность, В – магнитная индукция.

Если в магнитное поле ввести проводник, возникает электрический ток. Если ток в проводнике есть, его напряжение изменится.

 

3.

divB – дивергенция (поток). Магнитных зарядов нет, только электрические.

 

4.

D – электрическая индукция. Электрический заряд порождает индукцию.

 

Математика.

В теории Максвелла главное – колебания.

Скорость света конечна, это волна.

Волновые колебания

- уравнение Лапласа, основа всех гравитационных и электромагнитных полей. Действует, когда:

- полный дифференциал.

 

Это работает, когда: , комплексные числа.

 

(Натуральные числа: 1, 2, 3. Целые: -1, 0, 1. Рациональные: ½. Иррациональные: . Действительные: рациональные + иррациональные.)

B

B A

O

 

Теория Коши: обоснование интегрально-дифференциального исчисления. Ввел бесконечно малую величину a.

, для всех n, m > N

Быстро появились опровержения теории:

- функция Вейерштрасса

- функция Дарбу.

Непрерывные функции без касательных.

Дедекинд, Вейерштрассе: теории о рациональных и иррациональных числах. Вейерштрассе свел рациональные числа к натуральным (арифметизация), 1880е гг.

Группа – элементы + операции над ними. Отношения важнее элементов. → теория множеств (множество – группа). Кантор: оперировать не числами, а абстрактными элементами.

Парадоксы, связанные с бесконечностью.

, и т.д. → количество натуральных чисел должно быть больше количества квадратов. На самом деле их количество равно. Больцано, Кантор.

Больцано: бесконечное множество равносильно своей части, таким образом, часть равна целому – философская проблема. Кантора это не смутило → теория множеств, быстро уперся в парадоксы.

1903 – Рассел, парадокс о множестве всех множеств, не содержащее себя в качестве элемента (софизм «яму»??).

Кризис основания в математике (до сих пор). Теория Коши (обоснование пределов) → патологические функции → теория действительного числа → теория множеств → парадоксы Рассела → кризис основания.

Выводы (Пуанкаре): 1) математика – аксиоматическая наука; 2) все аксиомы – результат соглашения; 3) правила вывода, дедуктивные и индуктивные, тоже результат соглашения. Истины в математике нет. Непротиворечивая полная система может существовать, но она не истинна. Формализм (применимо к чему угодно), релятивизм (можно использовать любые аксиомы).

20 век.

Физика.

с – скорость света.

Считалось, что ньютоновская физика и теория Максвелла существуют параллельно. В ньютоновской физике – принцип относительности Галилея , можно переходить от одной инерциальной системы к другой, складывая скорости, время одинаково. В максвелловской теории – особая система отсчета, покоящийся эфир, в нем все действует, этот эфир ищут в конце 19 века (опыт Майнельсона), не нашли → его нет → кризис физики. Френель, Лоренс, Пуанкаре ищут выход из кризиса, пытались согласовать Ньютона и Максвелла.

→ V (скорость движения вагона)

→ свет - По Галилею получается, что надо сложить v и c → что-то большее, чем с.

(вагон ↑)

Инварианты Лоренса:

- конечная скорость, v – скорость сигнала = с

→ при переходе из одной инерциальной системы в другую: все процессы в инерциальной системе должны замедляться в раз, чтобы опять получилось с. Время тоже должно снижаться в то же количество раз.

Эйнштейн: все инерциальные системы равноправны, переходы между ними не по Галилею, а через замедление.

Математика (1830е гг.): геометрия Эвклида, затем неэвклидова геометрия (Лобачевского и пр.), одна переходит в другую с помощью инвариантов, внутри геометрий тоже были инварианты (преобразования).

Для ускоренных систем это не действует. → общая теория относительности Эйнштейна. С помощью ускорения можно моделировать гравитацию. Космологическая постоянная – пытался сделать эволюционную модель, но эта константа туда не ведет. Решили, что вселенная расширяется, дальше не идут.

Эйнштейн не согласуется с квантовой механикой. Фарадей изучал явление электролиза: 1 г водорода, 8 г кислорода, 22,9 г натрия, 32,44 г цинка, 107,66 г серебра → одинаково выделялся ток, это их атомные массы. Нашли минимальный носитель электричества – е (электрон). 1881, Гельмгольц: не нужен эфир, заменить его на электроны. → электронная теория, отрицает теорию Максвелла, начинается с Лоренса, затем преобразуется в квантовую теорию, главное – дискретное распространение. По Максвеллу электрон упал бы на ядро. Решили, что он излучает не равномерно, а квантами (порциями); эта теория противоречит квантовой теории поля, к тому же она полностью статистическая (вероятностная).

В физике тоже до сих пор кризис, нет единой теории.

 

Философия.

С эпохи Возрождения свернули с линии Платона, но взяли математический анализ, ньютоновскую механику и понятие автономного «я». К 1920-ым гг. стало ясно, что математика и физика в кризисе.

 

Переворот Канта:

$ Фихте Шеллинг Гегель $ неокантианство феноменология $ позитивизм $ махизм неопозитивизм $ иррационализм Шопенгауэр Ницше $ философия жизни $ экзистенциализм фрейдизм прагматизм

 

 

20 век

Переход от родового «я» к индивидуальному, от рационализма к психоанализу, от представлений об объективности истины к полному субъективизму. Главное, что нет общей истины, «я» само себе закон.

Экономическое учение

Классическая буржуазная политэкономия (Смит, Рикардо): теория стоимости, ее источник – труд, стоимость товара определяется рабочим временем. В средневековье – натуральное хозяйство. Появляются люди линии Демокрита → главный интерес «я», выгода, удовольствие, индивид автономен и сам себе закон. Частный интерес преобразуется в разумный эгоизм (классическая буржуазная политэкономия) → вопрос о согласовании частных и общих интересов.

Общество разделено на людей Платона и Демокрита, первых удовлетворяет самообеспечение на зарплату, потом возмутились из-за роста потребностей (1830е гг.).

→ концепция Мальтроса (?): прибыль возникает не в производстве, а в товарном обмене.

В Европе никто не хочет работать за самообеспечение → колониальная политика (поиск людей Платона), сейчас паразитирует.

Вывод: кризис европейского сознания в политике, экономике, науке.


Лекция III – Синергетика

23.01.06

 

Синергетика – общетеоретический подход, опирающийся на открытые системы. Самоорганизация + системность.

 

synergetic.ru – Московский синергетический форум.

 

Хакен, «Синергетика»

Бир, «Мозг фирмы»

Капица, Курдюмов, «Синергетика и прогнозы будущего»

Аршинов В., «Синергетика как феномен постнеклассической науки»

Матурано, Варелла «Древо познания» - автопоэзис.

 

Понятие синергетики.

- общетеоретическое (см. выше)

- частнонаучное

- как парадигмы (не отрицает предшествующее, включает все, о раньше к этому не были готовы).

 

Предшественники

- А. Богданов (начало 20 в.)

- П. Кропоткин (этика как универсальная система самоорганизации)

- П. Флоренский (богословие, исихазм)

- И. Пригожин, И. Стенгерс, «Порядок из хаоса»

 

Зарождение синергетики связано с физикой и математикой, с универсализмом, связью всех естественных процессов → связь их с обществом, метафизикой.

Хаос – то, что предшествует творению мира, не беспорядок, а система, способная стать миром. Не негативная характеристика.

Становление – процесс (разрабатывал Гегель), у синергетиков это постоянный переход, активность, взаимодействие. Пригожин: два типа систем – простые (линейное развитие, подвержены стагнации и упадку) и диссипативные (развиваются с точки бифуркации, раздвоения → ветвление, линии развития могут быть связанные; спонтанность!)

Точка бифуркации – упорядоченный хаос, порядок был заложен изначально.

Диссипативность системы заложена изначально; простая система не может диссипировать.

Принцип достижимости всего, в том числе того, что нельзя помыслить (свобода сознания и действия). Диссипативные системы колеблются от упорядоченности к хаосу. В системе все связано → действие в одном конце затрагивает другой, даже неизвестный первой стороне.

Диалогичность (коммуникативность): иерархия элементов-подсистем, подчиненность постоянно меняется.

Принцип дополнительности – физик Гейзенберг обнаружил, что нельзя одновременно зафиксировать две разные характеристики, надо сопоставить два результата.

Принцип неопределенности – принципиальная неполнота исследования (постоянная трансформация).

Теория катастроф; теория относительности; фракталы (связь с архетипами Юнга).

1) Нелинейность – диссипативные структуры, все системы в момент развития.

2) Неустойчивость – несохранимость системы, позитивно, позволяет достигать всего.

3) Открытость системы – обмен веществом и энергией с другими системами.

4) Подчинение – эволюция, коэволюция.

Варелла, Мотурано (Чили), биологи. Рассматривают все системы как живые (условно) → все развивается по кругу (система развивается, приспосабливаясь), эти процессы автономны (важно не столько качество среды, сколько способность системы к ней приспособиться) → активность и гибкость систем: самосохранение и познание – «автопоэзис», созидание и самопорождение. Развитие зависти от того, насколько хорошо система понимает, как ей развиваться. Человек творит себя через свою активность в познании. Когнитивный актор – познающий субъект, добывает и творит информацию, а не наблюдает и искажает, как у позитивистов. В процессе познания: чем опыт, полученный при научном исследовании, приходится для личности исследователя. «Лишь теория решает, что наблюдаемо, а что нет», все решает исследователь.

Автопоэзис.

1) Самоотчет, самовопрошание, самореференция (активность, использование разных методов, подходов; междисциплинарные подходы приветствуются).

2) вненормативность (восприятие любого фактора как нейтрального). Рубеж 19 – 20 вв. – поэтизация зла как необходимого и т. д.; нет готовой шкалы ценностей.

3) порождающая и регенеративная стратегия (многовариантные и многофункциональные выводы из одной посылки; осознаваемая стратегия с выбором → операциональная замкнутость (постоянство): система не закрыта, но автономна, устойчива (самовоспроизводство + упорядоченность функций, на систему можно рассчитывать).

4) Цикличность и гиперцикличность: цикличность – имманентная структура, гиперцикличность - внешнее).

«Знать» - вести себя адекватно (таким образом активность – добывать и применять знание) → понимание и знание как взаимодействие (в герменевтике объект – это сумма подходов к нему), поиск сути – поиск подхода к объекту. Самосознание – тоже взаимодействие.

Истинное подсознание – адекватное системе → проблема языка.

Идея идентичности: не просто индивидуальная самотождественность, а с учетом активности, самосохранения и т.д. «Автоэзис»: жизнь человека – результат его наблюдения за собой.

Наблюдатель – позиция, гипернаблюдатель – без вовлеченности. Анализ текста – наблюдатель, вопрос о том, почему и как я его анализирую – гипернаблюдатель. Мир, который созидается, не определен, каждый наблюдатель действует в границах собственного представления. «Граница моего языка – это граница моего мира». Проблемы языка – проблемы перевода с одного языка на другой, уравновешивание. Нужны другие люди, которые поймут сделанное кем-то.

Идея телесной вовлеченности в процесс понимания.

«Узнавая, как мы узнаем, мы творим себя». Интертекстуальность: индивидуальный телесный опыт должен быть переведен в универсальное.

Проблема идентичности – важно, в какой области получен результат.

→ «бритва Оккама» → вторая половина 20 века – привлечение любых методов, так как сложность с аттрибутированием (междисциплинарные исследования). Наблюдатель изменяется в процессе исследования (а не объект).

Познание перестало быть чисто научным; постоянное познание себя, ежедневное.

Много случайных результатов. Выбор собственной идентичности. Постмодернизма: нет абсолютной истины, она множественна и текуча → размывание идентичности. Возможен новый виток.

Попытка построить неиерархическую модель рациональности: раньше – четкая структура, сейчас сочетание системы и отдельных точек, постоянно меняется. Идея коллективного разума возрождается.

Укрупнение и упрощение систем (после сброса сложности в процессе развития диссипативных систем, новый уровень).

Искусственный интеллект: человеческая идентичность в виде программы. Идея кластерной личности.

Новая модель: не один человек познает и делает выводы, а все люди во взаимодействии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.039 с.)