Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция VIII – метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
27.02.06
Это разрабатывалось в советской философии. Парадигма (Т. Кун) и научно-исследовательская программа (И. Лакатос). Понятие «стиль мышления» - Микешина (учебник).
- Алексеев, Панин. Теория познания и диалектика. М., 1991. (метатеоретический уровень). - Микешина. Философия науки (гл. 9-2, гл. 10). - Краткий философский словарь (Алексеев) - Философия науки, хрестоматия (Шевырев, Степин, Гайденко). - Хрестоматия 17 – 18 вв., 2003 - Микешина. Детерминация естественнонаучного познания. 1977. - Степин В. С. Становление научной теории. 1976. - Исторические типы рациональности. т. 2. 1996.
Исторические предпосылки понимания метатеоретического уровня. 1) Платон, «теория припоминания» - предпосылочность знания; теория – это общее; у Платона общее – в мире идей. 2) Аристотель, «первая философия» (метафизика) как источник первичного знания. Вопрос о началах познания: откуда идет сама метафизика; вопрос до сих пор не решен. У Аристотеля ступени познания – абсолютная истина, диалектика и риторическое знание. Абсолютная истина – беспредпосылочное знание (очевидные вещи) + силлогизм (выведение истинных выводов из истинных предпосылок). Диалектическое знание – вероятностное, мнение большинства + мнение мудрецов. Система Аристотеля – диалектическая. Риторическое – знание для толпы, связано с эмоциями. 3) Декарт: философия как натурфилософия – целостное знание о природе (дерево с корнями в метафизике). Метафизика – метатеория, предпосылка, картина мира. Научная теория не отражает мир полностью (гипотетичность метафизических построений). Верующий, но ему удобнее не творение всего сразу, а эволюция. 4) Кант, учение об априорных формах познания. Три уровня познания: чувственное (пространство и время), рассудочное (12 категорий) и разумное (идеи). Непознаваемый мир ноуменов («вещь сама по себе») + познаваемый мир феноменов. Метафизика говорит об априорных формах познания и о границах познания (науки – о самом мире). 5) Позитивизм: О. Конт против метафизики. Общие картины мира должна сознавать философия, материал берется из конкретных наук, философия – одна из наук. Метафизика – спекуляция. 6) Советская философия – материалистическая. На Западе – постпозитивизм: возвращается метафизика.
7) Социология науки (конец 20 в.) – вопрос о характере творчества (научное сообщество, разные детерминанты познавательного процесса). Развитие науки: внутреннее (гипотеза → выбивающийся факт → новая гипотеза) – интерналистский вариант и экстерналистский вариант (роль религии в становлении науки и т. д.). Постпозитивизм, Т. Кун: проблема научных революций, главный вопрос – почему принимается новая теория (новая меньше обоснована) → ученых что-то двигает, кроме экспериментов. Советская философия: нет генетики, социологии, кибернетики. Оттепель 1960х – появление понятий «стиль мышления» и т.д., вопрос о соотношении всего этого (на Западе этот вопрос не стоит). 1990е гг. – попытки соотнести с Западом: рациональность можно понимать широко или узко; например – инструменты познания (понятия пространства, времени, элемента) используются → это рациональное познание, может быть узко. Ученые вкладывают разный смысл в понятия, они могут быть уже или шире у разных ученых. Стиль мышления – 1) наиболее интегративная форма познания, включает научную картину мира и определенные его ценности, методы, методологические принципы и нормы познавательной деятельности; 2) исторически возникший тип понимания действительности, установка сознания исследователя; стиль мышления эпохи, школы. Стиль мышления:
Научная картина мира: 1) Представление о структуре исследуемой реальности, некий целостный образ. 2) Исходная концептуальная основа, представление элементарными образами (?) ментальных объектов теории, связи между ними, условия их изменения. СССР: Минск (Степин), Киев, Москва. Общая картина мира и специальные (химическая, биологическая и т.д.). Общая научная картина мира – заместитель метафизики: общее представление о мире, законы и принципы устройства бытия. До 20 в. разделялись науки о живом и неживом (изменяющийся и стационарный мир), сейчас на основе принципа эволюционизма можно создать общую картину (расширяющаяся вселенная в астрономии), это важно для мировоззрения. СССР: философия мировоззренчески ориентирует исследователя. Научная картина мира – связующее звено между культурой, философией, наукой и обществом. Научная картина мира осмысливает научную проблематику с помощью философских категорий. Наиболее исследована физика, три научных картины мира: 1) механистическая (конец 16 – 17 вв., Галилей, Декарт, Ньютон) в противовес аристолелево-птолемеевой; 2) электродинамическая (вторая половина 19 в., Максвелл, Фарадей); 3) квантово-релятивистская (1920е гг.), потребовала переосмысления идеи детерминации: до этого считали, что все можно просчитать, одна причина – одно следствие, потом вероятностный детерминизм, здесь – нельзя (Гейзенберг, Эйнштейн: «Бог не играет в кости» - просто исследователи еще чего-то не знают). Теория и специальные научные картины мира: различить сложно, так как одни и те же понятия, но теория формулирует законы, связь параметров, а научные картины мира – принципы, идеи, направления мысли, язык научных картин мира ближе к разговорному, больше образов. В рамках одной научной картины мира может быть несколько теорий. Функции научной картины мира: должна быть наглядной: теоретические идеи визуализируются с помощью образов. а) ученому это нужно, так как он тоже человек, надо адаптировать теорию к реальному миру; б) для организации общения научного сообщества; в) сравнение теорий в рамках научной картины мира, сама научная картина мира осуществляет селекцию гипотез; г) научная картина мира участвует в создании новых теорий; д) операциональная функция – измерительный процедуры, в отсутствие теории (старая умерла, новая еще не работает) эксперимент предполагает работу в рамках теории или научной картины мира; е) чтобы общество понимало ученых. Механистическая картина мира: мир как машина, а не живой организм (средневековье, Возрождение) → человек – субъект, мир – объект. Деизм и материализм, нет идеи чуда. В аристотелево-птолемеевой физике у живого мира есть цель; у механистического нет цели, цель есть у человека. Материя – не абстрактное, а то, что можно измерить (объективное). В физике Ньютона - абсолютное пространство и время, происходящее можно описать с помощью понятий массы, силы и т.д. Научная рациональность: в широком смысле = стиль мышления, в узком – п. III стиля мышления. Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект → важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура. Рациональность (А. И. Ракитов, 1982 г.) – система правил, норм и эталонов. принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей (и ценностей).
Компоненты рациональности: 1) идеалы и нормы обоснования, объяснения и описания; 2) идеалы организации знания. В. С. Шевырев: два вида рациональности. Закрытая (с одной научной картиной мира, школа) и открытая (рациональная постановка цели, выход за пределы устоявшегося). Непонятно, почему ставится каждая новая цель и признается рациональной → обращение к культуре (Кун, Лакатос; Пуанкаре – принцип конвенционализма). У Куна – мистический скачок. Шевырев – связь типов рациональности с рассудочным мышлением (со строгими правилами, по заданной схеме) и разумным (регулируется идеями, то есть менее жестко). Рассудочная рациональность лежит в основе западной цивилизации (цивилизация – схема, культура – другое, она может выйти за пределы существующего). На рассудочной рациональности основана жизнь общества: каждого человека можно и нужно научить профессии, определенным навыкам. Нет рациональных цивилизаций без религиозной основы; религия – первооснова познания. Степин: 1) классическая, 2) неклассическая, 3) постклассическая рациональность.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.32 (0.01 с.) |