Лекция VIII – метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция VIII – метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность



 

27.02.06

 

Это разрабатывалось в советской философии. Парадигма (Т. Кун) и научно-исследовательская программа (И. Лакатос).

Понятие «стиль мышления» - Микешина (учебник).

 

- Алексеев, Панин. Теория познания и диалектика. М., 1991. (метатеоретический уровень).

- Микешина. Философия науки (гл. 9-2, гл. 10).

- Краткий философский словарь (Алексеев)

- Философия науки, хрестоматия (Шевырев, Степин, Гайденко).

- Хрестоматия 17 – 18 вв., 2003

- Микешина. Детерминация естественнонаучного познания. 1977.

- Степин В. С. Становление научной теории. 1976.

- Исторические типы рациональности. т. 2. 1996.

 

Исторические предпосылки понимания метатеоретического уровня.

1) Платон, «теория припоминания» - предпосылочность знания; теория – это общее; у Платона общее – в мире идей.

2) Аристотель, «первая философия» (метафизика) как источник первичного знания. Вопрос о началах познания: откуда идет сама метафизика; вопрос до сих пор не решен. У Аристотеля ступени познания – абсолютная истина, диалектика и риторическое знание. Абсолютная истина – беспредпосылочное знание (очевидные вещи) + силлогизм (выведение истинных выводов из истинных предпосылок). Диалектическое знание – вероятностное, мнение большинства + мнение мудрецов. Система Аристотеля – диалектическая. Риторическое – знание для толпы, связано с эмоциями.

3) Декарт: философия как натурфилософия – целостное знание о природе (дерево с корнями в метафизике). Метафизика – метатеория, предпосылка, картина мира. Научная теория не отражает мир полностью (гипотетичность метафизических построений). Верующий, но ему удобнее не творение всего сразу, а эволюция.

4) Кант, учение об априорных формах познания. Три уровня познания: чувственное (пространство и время), рассудочное (12 категорий) и разумное (идеи). Непознаваемый мир ноуменов («вещь сама по себе») + познаваемый мир феноменов. Метафизика говорит об априорных формах познания и о границах познания (науки – о самом мире).

5) Позитивизм: О. Конт против метафизики. Общие картины мира должна сознавать философия, материал берется из конкретных наук, философия – одна из наук. Метафизика – спекуляция.

6) Советская философия – материалистическая. На Западе – постпозитивизм: возвращается метафизика.

7) Социология науки (конец 20 в.) – вопрос о характере творчества (научное сообщество, разные детерминанты познавательного процесса). Развитие науки: внутреннее (гипотеза → выбивающийся факт → новая гипотеза) – интерналистский вариант и экстерналистский вариант (роль религии в становлении науки и т. д.).

Постпозитивизм, Т. Кун: проблема научных революций, главный вопрос – почему принимается новая теория (новая меньше обоснована) → ученых что-то двигает, кроме экспериментов.

Советская философия: нет генетики, социологии, кибернетики. Оттепель 1960х – появление понятий «стиль мышления» и т.д., вопрос о соотношении всего этого (на Западе этот вопрос не стоит). 1990е гг. – попытки соотнести с Западом: рациональность можно понимать широко или узко; например – инструменты познания (понятия пространства, времени, элемента) используются → это рациональное познание, может быть узко. Ученые вкладывают разный смысл в понятия, они могут быть уже или шире у разных ученых.

Стиль мышления – 1) наиболее интегративная форма познания, включает научную картину мира и определенные его ценности, методы, методологические принципы и нормы познавательной деятельности; 2) исторически возникший тип понимания действительности, установка сознания исследователя; стиль мышления эпохи, школы.

Стиль мышления:

Методологические параметры Их содержание
I. Онтологические представления и понятия. О материи и ее атрибутах, о детерминации (причинно-следственные связи), о времени и пространстве.
Это «картина мира».
II. Гносеологические представления. Субъектно-объектные отношения, соотношение теории и практики, истина (прагматизм, бихевиоризм: знание возможно не о предмете, а о действиях и следствиях → можно ли понять, как человек думает?)
III. Логико-методологические представления. Идеал теории, способы описаний и объяснения идеального метода; идеал факта и научный язык.
Это «рациональность».
Современная проблема: кто отвечает за результаты исследования («феномен Оппенгеймера» – создатель атомной бомбы), можно ли проводить эксперименты на живых людях или трупах. Элементы стиля мышления могут меняться со временем.
IV. Ценностный компонент. (Сейчас включают в стиль мышления.)

 

Научная картина мира:

1) Представление о структуре исследуемой реальности, некий целостный образ.

2) Исходная концептуальная основа, представление элементарными образами (?) ментальных объектов теории, связи между ними, условия их изменения.

СССР: Минск (Степин), Киев, Москва.

Общая картина мира и специальные (химическая, биологическая и т.д.). Общая научная картина мира – заместитель метафизики: общее представление о мире, законы и принципы устройства бытия. До 20 в. разделялись науки о живом и неживом (изменяющийся и стационарный мир), сейчас на основе принципа эволюционизма можно создать общую картину (расширяющаяся вселенная в астрономии), это важно для мировоззрения.

СССР: философия мировоззренчески ориентирует исследователя. Научная картина мира – связующее звено между культурой, философией, наукой и обществом. Научная картина мира осмысливает научную проблематику с помощью философских категорий.

Наиболее исследована физика, три научных картины мира: 1) механистическая (конец 16 – 17 вв., Галилей, Декарт, Ньютон) в противовес аристолелево-птолемеевой; 2) электродинамическая (вторая половина 19 в., Максвелл, Фарадей); 3) квантово-релятивистская (1920е гг.), потребовала переосмысления идеи детерминации: до этого считали, что все можно просчитать, одна причина – одно следствие, потом вероятностный детерминизм, здесь – нельзя (Гейзенберг, Эйнштейн: «Бог не играет в кости» - просто исследователи еще чего-то не знают).

Теория и специальные научные картины мира: различить сложно, так как одни и те же понятия, но теория формулирует законы, связь параметров, а научные картины мира – принципы, идеи, направления мысли, язык научных картин мира ближе к разговорному, больше образов. В рамках одной научной картины мира может быть несколько теорий.

Функции научной картины мира: должна быть наглядной: теоретические идеи визуализируются с помощью образов.

а) ученому это нужно, так как он тоже человек, надо адаптировать теорию к реальному миру;

б) для организации общения научного сообщества;

в) сравнение теорий в рамках научной картины мира, сама научная картина мира осуществляет селекцию гипотез;

г) научная картина мира участвует в создании новых теорий;

д) операциональная функция – измерительный процедуры, в отсутствие теории (старая умерла, новая еще не работает) эксперимент предполагает работу в рамках теории или научной картины мира;

е) чтобы общество понимало ученых.

Механистическая картина мира: мир как машина, а не живой организм (средневековье, Возрождение) → человек – субъект, мир – объект. Деизм и материализм, нет идеи чуда. В аристотелево-птолемеевой физике у живого мира есть цель; у механистического нет цели, цель есть у человека. Материя – не абстрактное, а то, что можно измерить (объективное). В физике Ньютона - абсолютное пространство и время, происходящее можно описать с помощью понятий массы, силы и т.д.

Научная рациональность: в широком смысле = стиль мышления, в узком – п. III стиля мышления.

Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект → важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.

Рациональность (А. И. Ракитов, 1982 г.) – система правил, норм и эталонов. принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей (и ценностей).

Компоненты рациональности:

1) идеалы и нормы обоснования, объяснения и описания;

2) идеалы организации знания.

В. С. Шевырев: два вида рациональности. Закрытая (с одной научной картиной мира, школа) и открытая (рациональная постановка цели, выход за пределы устоявшегося). Непонятно, почему ставится каждая новая цель и признается рациональной → обращение к культуре (Кун, Лакатос; Пуанкаре – принцип конвенционализма). У Куна – мистический скачок. Шевырев – связь типов рациональности с рассудочным мышлением (со строгими правилами, по заданной схеме) и разумным (регулируется идеями, то есть менее жестко).

Рассудочная рациональность лежит в основе западной цивилизации (цивилизация – схема, культура – другое, она может выйти за пределы существующего). На рассудочной рациональности основана жизнь общества: каждого человека можно и нужно научить профессии, определенным навыкам.

Нет рациональных цивилизаций без религиозной основы; религия – первооснова познания.

Степин: 1) классическая, 2) неклассическая, 3) постклассическая рациональность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.009 с.)