Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция XIII – Наука в России

Поиск

 

27.03.06

 

1) Общая характеристика роли науки в России.

2) Особенности российской науки.

 

- Шаповалов. Истоки и смысл российской цивилизации.

 

Общая характеристика роли науки в России.

Можно считать от Киевской Руси, но до Петра был только один период интенсивного приобщения общества к науке: 16 век, грек из Византии, Максим Грек в Москве (настоящее имя Михаил Триво`лис). Учился во Флоренции (Возрождение), жил на Афоне, потом Иван III пригласил его в Москву (до конца жизни, > 40 лет). Знал много языков и т. д., вклад в просвещение русского общества: познакомил с античной философской мыслью (по первоисточнику, а на Западе получили арабский перевод, который потом перевели на латынь, получив несвойственные грекам понятия), с достижениями гуманитарных наук (из Италии – поэтика, языкознание), история (распространенные сочинения о мировой истории).

С эпохи Петра I – интерес к науке, научно-техническим достижениям. Петр изучал научную жизнь Западной Европы – университеты, научные общества, обсерватории, встречался с Лейбницем → основание Российской Академии наук (8 февраля 1724 г., сейчас это день науки).

Московский университет (1755) и другие университеты – создавались как светские учебные заведения и научные учреждения (западные начинались как церковные в 12 веке, в 18 – 20 вв. многие стали светскими).

Смысл науки в России – практическая необходимость научного знания, полезность. Особый подъем российской науки, особенно естествознания – вторая половина 19 – первое десятилетие 20 в. В 18 веке в основном учились у Запада, исключение – М. В. Ломоносов.

Есть мнение, что наука в России так и не прижилась, то есть она инородна российской культуре (со второй половины 19 века это не так).

Были проблемы и противоречия в развитии российской науки (драма идей и людей):

1) перелом в развитии науки в конце 19 – начале 20 века, научная революция (воспринималась как кризис научного знания). Переход к неклассической науке. Россия подключилась.

2) Но в России бурные политические события → эмиграция многих ученых.

3) В условиях тоталитарного общества развитие науки затруднено.

4) В постсоветский период – отсутствие финансирования и четкого плана развития.

При Петре: прежде всего надо было преодолеть отношение к науке как к праздному. Петр избрал прикладные сферы науки для первого этапа (кораблестроение, медицина и т. д.) → наглядно убеждало в полезности науки; потом – теоретическая наука.

В России долго не было научного сообщества, в 18 веке были ученые-одиночки, в Московском университете не хватало желающих учиться и заниматься научной деятельностью. Резкая перемены со второй половины 19 века, к рубежу веков сформировалось научное сообщество.

В России все учебные заведения были государственными, народ медленно приобщался и просвещался, цари «тащили» народ, с рубежа 19 – 20 веков подключились меценаты (→ общественные учебные заведения, в том числе женские высшие). Научные общества – Большое Географическое общество и т. д., съезды, научные журналы, международные контакты → в начале 20 века – полноправное участие в мировой науке (Менделеев, Лобачевский и др.).

При Сталине многие ученые были репрессированы (И. И. Вавилов, Ландау). Быстро развивалось шарлатанство, особенно в общественных науках и биологии (Лысенко). Особое внимание к важным разработкам, закрытые города и предприятия: Арзамас-16, Томск-7, Краснокаменск, Северодвинск и т. д. «Шарашки» - предприятия из заключенных с высокой научно-технической квалификацией. Положительное: наука развивалась, хотя гражданская сфера – побочно, науку уважали.

Особенности российской науки.

1) Стремление к обобщению, максимальному синтезу (с Ломоносова): система Менделеева, математическая теория Лобачевского; Гумилев, Соловьев, Ключевский. Англичане в основном эмпирики, немцы – теоретики (Гегель, Маркс – все строится вокруг фундаментальной идеи). Источник синтетической идеи в русской науке – интуиция (интуитивная убежденность в единстве мира и способности человеческого разума отобразить это единство в научных теориях).

2) Духовная трезвость российской науки: не увлекаются красивыми гипотезами, стремятся оставаться на почве реальности, это связано с «деловым материализмом «русского человека (пустые разговоры неэффективны и осуждаются); опасности: научный дилетантизм и утилитаризм.

3) Особое внимание к хозяйственному значению науки: огромные равнины, их богатства надо осваивать. Часто на науку возлагались чрезмерные надежды.

4) Внимание к нравственной ориентации научной деятельности (еще в 19 в.).

Вес российской науки в мировой значителен, но нобелевских премий сравнительно немного (изоляция при Сталине, предвзятость нобелевского комитета, СМИ не освещают новые российские достижения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.01 с.)