Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция XIII – Наука в России↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
27.03.06
1) Общая характеристика роли науки в России. 2) Особенности российской науки.
- Шаповалов. Истоки и смысл российской цивилизации.
Общая характеристика роли науки в России. Можно считать от Киевской Руси, но до Петра был только один период интенсивного приобщения общества к науке: 16 век, грек из Византии, Максим Грек в Москве (настоящее имя Михаил Триво`лис). Учился во Флоренции (Возрождение), жил на Афоне, потом Иван III пригласил его в Москву (до конца жизни, > 40 лет). Знал много языков и т. д., вклад в просвещение русского общества: познакомил с античной философской мыслью (по первоисточнику, а на Западе получили арабский перевод, который потом перевели на латынь, получив несвойственные грекам понятия), с достижениями гуманитарных наук (из Италии – поэтика, языкознание), история (распространенные сочинения о мировой истории). С эпохи Петра I – интерес к науке, научно-техническим достижениям. Петр изучал научную жизнь Западной Европы – университеты, научные общества, обсерватории, встречался с Лейбницем → основание Российской Академии наук (8 февраля 1724 г., сейчас это день науки). Московский университет (1755) и другие университеты – создавались как светские учебные заведения и научные учреждения (западные начинались как церковные в 12 веке, в 18 – 20 вв. многие стали светскими). Смысл науки в России – практическая необходимость научного знания, полезность. Особый подъем российской науки, особенно естествознания – вторая половина 19 – первое десятилетие 20 в. В 18 веке в основном учились у Запада, исключение – М. В. Ломоносов. Есть мнение, что наука в России так и не прижилась, то есть она инородна российской культуре (со второй половины 19 века это не так). Были проблемы и противоречия в развитии российской науки (драма идей и людей): 1) перелом в развитии науки в конце 19 – начале 20 века, научная революция (воспринималась как кризис научного знания). Переход к неклассической науке. Россия подключилась. 2) Но в России бурные политические события → эмиграция многих ученых. 3) В условиях тоталитарного общества развитие науки затруднено. 4) В постсоветский период – отсутствие финансирования и четкого плана развития. При Петре: прежде всего надо было преодолеть отношение к науке как к праздному. Петр избрал прикладные сферы науки для первого этапа (кораблестроение, медицина и т. д.) → наглядно убеждало в полезности науки; потом – теоретическая наука. В России долго не было научного сообщества, в 18 веке были ученые-одиночки, в Московском университете не хватало желающих учиться и заниматься научной деятельностью. Резкая перемены со второй половины 19 века, к рубежу веков сформировалось научное сообщество. В России все учебные заведения были государственными, народ медленно приобщался и просвещался, цари «тащили» народ, с рубежа 19 – 20 веков подключились меценаты (→ общественные учебные заведения, в том числе женские высшие). Научные общества – Большое Географическое общество и т. д., съезды, научные журналы, международные контакты → в начале 20 века – полноправное участие в мировой науке (Менделеев, Лобачевский и др.). При Сталине многие ученые были репрессированы (И. И. Вавилов, Ландау). Быстро развивалось шарлатанство, особенно в общественных науках и биологии (Лысенко). Особое внимание к важным разработкам, закрытые города и предприятия: Арзамас-16, Томск-7, Краснокаменск, Северодвинск и т. д. «Шарашки» - предприятия из заключенных с высокой научно-технической квалификацией. Положительное: наука развивалась, хотя гражданская сфера – побочно, науку уважали. Особенности российской науки. 1) Стремление к обобщению, максимальному синтезу (с Ломоносова): система Менделеева, математическая теория Лобачевского; Гумилев, Соловьев, Ключевский. Англичане в основном эмпирики, немцы – теоретики (Гегель, Маркс – все строится вокруг фундаментальной идеи). Источник синтетической идеи в русской науке – интуиция (интуитивная убежденность в единстве мира и способности человеческого разума отобразить это единство в научных теориях). 2) Духовная трезвость российской науки: не увлекаются красивыми гипотезами, стремятся оставаться на почве реальности, это связано с «деловым материализмом «русского человека (пустые разговоры неэффективны и осуждаются); опасности: научный дилетантизм и утилитаризм. 3) Особое внимание к хозяйственному значению науки: огромные равнины, их богатства надо осваивать. Часто на науку возлагались чрезмерные надежды. 4) Внимание к нравственной ориентации научной деятельности (еще в 19 в.). Вес российской науки в мировой значителен, но нобелевских премий сравнительно немного (изоляция при Сталине, предвзятость нобелевского комитета, СМИ не освещают новые российские достижения).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.01 с.) |