Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция XII – Философские проблемы изучения языка
27.03.06
1) Классическая философия о языке 2) Современные философские проблемы изучения языка.
- Шаповалов. Основы философии от классики к современности.
Классическая философия о языке. Проблема языка важна для всех наук, особенно гуманитарных. Античная философия – размышления о природе языка: Платон, Аристотель. Язык с точки зрения логики, внимание к технике мышления (→ классическая логика Аристотеля). Язык как эстетическое произведение, элемент образа мира и человека → правильность речи человека важна, человек, не умеющий грамотно излагать мысли, осуждался, так как разрушал эстетический образ человека, и таким образом наносил ущерб гармонии космоса. Гуманисты эпохи Возрождения: занятия латинским и греческим языками, заложили основы классической филологии (учение о древних языках) → современная лингвистика. Гегель – связь языка и мышления, сформулировал принципы: язык можно рассматривать как систему вне зависимости от носителей языка, язык – реальность, существующая вне людей (т. о. научный подход к языку). Теоретически можно изучать только модель языка – устойчивую, статичную. Изучение живого языка – эмпирический уровень, нужен для внесения корректив в теоретическую модель. → к концу 19 в. сложились классические представления о языке. 1) язык в собственном смысле является исключительно достоянием человека как существа разумного, у животных и птиц о языке можно говорить только метафорически; 2) язык тесно связан с мышлением человека, а именно со способностью абстрагирования, то есть мысленного вычленения отдельных качеств, свойств и рассмотрение их вне зависимости от предмета и от остальных свойств → языковое средство формирования абстрактных понятий, а они – важнейший элемент мышления (конкретно-чувственные понятия есть и у животных); 3) язык является универсальным средством выражения мышления, наиболее адекватным средством; то есть и другие средства – предметная деятельность (носит специализированный характер; ограниченная сфера применимости); 4) язык – необходимое условие и средство социализации индивида, то есть совместной деятельности с другими людьми, человек через язык усваивает социальные нормы, правила, культуру, осваивает достижения предшествующих поколений;
5) язык выполняет ряд общественных функций, важнейшая функция – функция общения (коммуникативная). Человек – язык – общество: связаны. Классическая мысль подчеркивает значение языка; в отдельных случаях указывают на опасности, заключенные в языке. Критика Ф. Бэконом неправильного употребления языка – «идолы (призраки) рыночной площади» - то, что мешает познанию: все говорят, но мало кто что-нибудь понимает; этот призрак может быть преодолен. Современные философские проблемы изучения языка. Нет прежнего безоглядного оптимизма. Обращают внимание на фундаментальные свойства языка, которые создают ловушки, опасности, не в силу небрежности использования языка, а в силу его природы. С другой стороны, подчеркивают огромную роль языка в жизни человека. Есть точка зрения, что произнесение – это акт творения. Проблемы изучения языка. 1) Проблема существования: можно построить бессмысленную фразу, но построенную по правилам языка (глокая куздра) → правильность языковых конструкций не гарантирует смысла; о том, существуют ли объекты, запечатленные в языке, можно судить по грамматическим правилам или по логической непротиворечивости (нет круглого квадрата, кентавра, вероятно, тоже, но есть более сложные случаи – не пользуемся ли мы словами, реальных аналогов к которым нет, как их отличить?). 2) Соотношение лексического богатства/бедности языка с богатством/бедностью мышления. Более богатый язык позволяет выразить больше оттенков мысли, обнаруживает глубину мышления; бедный язык свидетельствует о неразвитости мышления. Однако даже богатый словарный запас не гарантирует глубину мысли, язык может развиваться быстрее мышления (особенно в современности). Человек может пользоваться языком, который не стал частью его жизненного мира (понятие ввел Э. Гуссерль; это та сфера бытия, которую субъект считает своей, в ее рамках ощущает себя нестесненным, все объяснимо). За пределами жизненного мира много того, что известно, но чуждо, об этом можно знать много, но это – не свое, оно непонятно. → общий объем языка распадается на две части: внутри и вне жизненного мира. Сейчас слишком большой объем информации, вся она в жизненный мир не вмещается.
→ вывод: объем языка всегда несколько больше объема мышления (самостоятельного). Гадамер: мышление всегда движется в границах колеи, пролагаемой языком. 3) Возникновение структурной лингвистики (Фердинанд де Соссюр, 1916 г., новый подход к изучению языка). → существенные изменения в мировоззрении при изучении языка, культуры, общества, человека. Структурный метод применим не только к языку. Язык – феномен, далеко выходящий за рамки сознания, то есть того, что может быть познано, язык запечатлевает бессознательные структуры, скрытые за внешними слоями сознания, это связано с языком как знаковой системой, лежат не в сфере значений языка, а в сфере его организации (структуры). Структуру невозможно перенести из одного языка в другой; она определяет структуру мышления человека, при разных структурах языков мышление существенно разное, перевести одно в другое невозможно → человек и его сознание подчинены действию независящих от воли людей безличных начал, сознание запрограммировано языком. Структурный метод открыл перспективы развития языка, но поставил под вопрос единство человеческого рода (каждая национальная культура – отдельно?). Герменевтика и феноменология: сближение культур → сейчас сближение структурного метода и герменевтики. 4) Лингвистическая философия (Людвиг Витгенштейн, сначала логический позитивист, но уникален). Достижение ясности при пользовании языком. Обнаружил в языке органически присущую ему способность быть орудием человеческой неискренности и провоцировать на нее, даже когда человек хочет быть искренним. До Витгенштейна об этом говорил Аврелий Августин: человеку не под силу быть искренним даже перед собой и Богом; выход: предел искренности и правдивости – признать, что человек не в силах постоянно быть искренним и обманывает себя и Бога; тогда проблема искренности была связана с индивидуальным спасением души, а в 20 веке это социально значимая проблема. Изменение общества к лучшему связано с решением проблемы неискренности (Ортега-и-Гассет: искренность правит миром, так как ее мало, и она поэтому ценна). Витгенштейн: то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем нельзя говорить, о том следует молчать (то есть далеко не все открывается человеку информативно-познавательным путем; что-то всегда остается недосказанным, а сказанное на это намекает). ~ Хайдеггер: язык основывается внутри молчания. Самые важные человеческие проблемы (жизни, счастья, судьбы) лежат за пределами явно выраженного знания, о них нельзя сказать напрямую, из значение не выразимо в словах. Но это не умаляет значения языка, так как слово остается намеком на несказанное, и внимательно слушающий способен понять этот намек. → актуализирована вера в слово («Вначале было Слово…»). Ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без пристального внимания к языку.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.007 с.) |