Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковь в системе публичных коммуникаций средневековьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Религия в средние века органично вписывалась в государственную, общественную, культурную сферы общественной жизни. Теология стала основной наукой, впитав в себя все те отрасли знаний, которые в Античном мире развивались как самостоятельные: философию, риторику, математику и др. В отличие от культов Греции и Рима, христианская церковь стремилась приобщить к религиозности как можно более широкие слои общества. В правящих кругах церковь осуществляла деятельность, которая может быть охарактеризована как лоббизм. Малограмотные светские чиновники в раннее средневековье все чаще заменялись более образованными клириками, которые постепенно сосредоточили в своих руках все делопроизводство. И церковь получила возможность воздействовать на правителей через секретарей – священнослужителей. Важным методом воздействия на знать и менее влиятельные слои общества становилось проведение торжественных церемоний и призвание божьей милости на правителей и сановников. Заключив союз с церковью, власть получила очень важный канал массовой коммуникации. В проповедях священнослужителей идеологически обосновывалось то или иное решение монарха, осуществлялись призывы подчиняться правителю, поддерживать его, сражаться на его стороне. Для широких слоев общества церковь устраивала различного рода публичные акции: проповеди, «чудеса», и т.д. Весьма эффективным приемом было создание культа местных святых, организация паломничества. Церковь создавала себе имидж защитницы всех преследуемых и угнетенных, и одним из способов привлечения верующих становилось «право убежища». Политическая функция церкви состояла в создании государственной идеологии и увязывании ее с основами христианской веры. В 11-14 веках позиции церкви еще более укрепились. Теперь она вошла во власть в качестве равноправного партнера. Католические иерархи являлись могущественными аристократами, а папа римский – одним из влиятельных правителей в Западной Европе, обладавшим огромными земельными владениями, богатейшей казной и собственной армией. Уже в 11 веке папы не только осмеливались бросать вывоз императорам, но и одерживали над ним победы. Церковь использовала и такой коммуникационный метод как отлучение от церкви неугодных лиц. Решение оглашалось перед всеми верующими, чтобы большее число людей получало информацию. Суть отлучения – в изоляции человека от сферы взаимодействия. Монархи, лишенные поддержки церкви, вынуждены идти на уступки. Классический пример - унизительная капитуляция Генриха IV перед папой Григорием VII. Генрих пытался выступить походом на Рим, но его вассалы сочли себя свободными от присяги, так как с отлучением от церкви он переставал считаться императором. Были проведены выборы и избран новый король Германии. Генриху пришлось признать поражение. Папа превратил покаяние в массовую публичную акцию. Генриху IV несколько дней пришлось простоять в рубище перед замком, где находился папа, пока он соизволил простить и снять отлучение (стояние в Каносе (1571 г.)) Блестящей массовой акцией были и крестовые походы, ставшие основными событиями XI-XIII вв. Создавалась специальная символика: белые одежды с нашитыми крестами, формировалась целая индустрия: организация поездок в Священную Землю (Палестину) с предоставлением транспорта и военного сопровождения, торговля святыми мощами и т.д. Когда крестоносный пыл в Европе начинает ослабевать, церковь занималась генерированием слухов для организации новых походов на Восток. Эффективным средством коммуникации стала эстетика христианского культа: монументальные храмы, пышные богослужения. Активно использовались устные формы коммуникации (проповеди, диспуты, Вселенские соборы). Нововведением эпохи развитого средневековья были распространение библейских сюжетов в виде изобразительных рассказов. Создавались серии фресок на библейские сюжеты для тех, кто не умел читать. Активно использовался механизм фандрейзинга: имена ктиторов (лиц, финансировавших строительство и ремонт храмов) упоминались в надписях при входе в храм. Позднее распространяется новый вариант спонсорства: стали использовать их визуальное изображение на фресках в виде персонажей библейских сюжетов. Церковь также занималась научной деятельностью. Священники являлись основателями и преподавателями первых средневековых университетов (Сорбонна, Оксфорд, Кембридж). Своего рода имиджевой акцией можно считать «охоту на ведьм», распространенную в XV-XVI вв. Инквизиция получила широкие полномочия вплоть до права суда над членами королевских домов Европы. За 150 лет (последняя казнь в Европе – 1782 г.) в Испании, Германии, Италии было сожжено более 30 тысяч ведьм. Для заключения под стражу было достаточно доноса, дурной славы, личных подозрений инквизитора. На теме арестованного искали так называемую «дьявольскую печать» - бескровное место, потерявшее чувствительность к боли. Осуждение на казнь предполагало признание в содеянном, для его получения применялись жестокие пытки. После вынесения приговора осужденных ждал костер («аутодафе»). В современной науке «охота на ведьм» считается выражением объективного процесса борьбы двух культур – книжной культуры образованных слоев (культура элиты) и культуры масс (необразованных слоев). Книжная культура представлялась элите единственно возможной и всецело ориентированной на Бога. Народная культура – с их точки зрения, порождение дьявола (антикультура). В XX веке название «охота на ведьм» стало использоваться как обобщенное название компаний по дискредитации больших социальных групп (евреев или комунистов) без достаточных на то доказательств и оснований. В эпоху позднего средневековья единство католической церкви было расколото движением Реформации. В христианстве возникает новое направление – протестантизм, в наибольшей степени способствующий становлению буржуазных отношений. Церковная борьба превратилась в борьбу политическую. Представители как католического, так и протестантского движений стремились создавать негативные стереотипы каждой из сторон. Например, католики представляли протестантов оборванцами, выходцами из низов, несмотря на то, что среди последних были и богатые аристократы, и даже европейские монархи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.01 с.) |