Особенности религиозной коммуникации в Древнем Риме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности религиозной коммуникации в Древнем Риме



 

Религиозная жизнь римлян носила утилитарный, эклектический характер. В древности почитали прежде всего домашних богов очага и амбара (лари и пенаты). Они охраняли очаг и хозяйство семьи. В переносном смысле пенаты обозначали дом, родину. Затем римляне переняли пантеон греческих богов. Зевса превратили в Юпитера, Геру – в Юнону, Афродиту – В Вернеру. Существовала у римлян и покровительница коммуникации – богиня Фама (богиня молвы).

Римляне были более религиозны и суеверны, чем греки. Все свои действия соотносили с приметами и знамениями, а неудачи объясняли невниманием к ним.

В частности, Гай Светоний отмечал ряд знамений накануне гибели Ю. Цезаря. За несколько дней до его смерти лошади стали отказываться от еды и лить слезы. Накануне в курию Помпея влетела птичка королек с лавровой веточкой в клюве, преследуемая стаей птиц, которые ее растерзали. В ночь перед убийством, Цезарь видел сон: он летает над облаками и как Юпитер пожимает ему десницу. Цезарь принес в жертву несколько животных, но благоприятных примет не добился.

В Риме было большое количество служителей культов. Наибольшим влиянием из них пользовались три категории жрецов: понтифики (хранители знаний и законов), авгуры (толкователи примет и явлений), фециалы (ответственные за исполнение ритуалов, связанных с войной и миром). Религия была в полной мере интегрирована в политическую сферу. Жрецы не составляли особой касты, это было своеобразной «общественной нагрузкой», которая обеспечивала жрецу большой авторитет.

После превращения Рима в центр мировой империи стали появляться многочисленные восточные культы, совершенно вытеснившие почитание греческих и римских богов. Значительное распространение в армии получил персидский культ Солнца (Митры). В середине I в. в Риме стало распространяться христианство. В 313 г. император Константин I признал его государственной религией. Ритуальный характер носили общественные игры (зрелища): они открывались религиозной церемонией, участники и зрители перед началом игр обращались к жрецам и к колдунам, чтобы иметь удачу.

Проведение игр, также вероятно позаимствованные от греков, превратись в Риме в настоящую индустрию. До самого падения Римской империи, игры оставались основным развлечением населения, а императоры, идя навстречу знаменитому требованию своих подданных «хлеба и зрелищ» и для увеличения своей популярности устраивали игры с раздачей пищи настолько часто, насколько могли себе позволить.

Международная коммуникация древних римлян существенно отличалась от греческой. Для греков «варвары» были не хуже и не лучше, а просто чужими, «другими». Для римлян же, все не римляне считались «людьми второго сорта», которые имели меньше прав, чем полноправные жители Рима и должны признавать превосходство граждан «Вечного города».

Во взаимоотношениях с иностранцами римляне предпочитали действовать с позиции силы. Они не отличались дипломатическим мастерством и часто, проиграв на поле дипломатии, вынуждены брать реванш военной силой. Все их военные союзы также строились преимущественно на силе их войск и готовности союзников примкнуть к победителю, а не на мастерстве убеждения, характерном для греков или карфагенян. Решительность и бескомпромиссность римлян демонстрировали их акции символического характера, рассчитанные на устрашение иностранцев. Например, в 146 г. до н.э. Карфаген был взят и разрушен, а земли вокруг засыпаны солью, чтобы на них ничего не произрастало. Подобные действия с практической точки зрения были бесполезны, но имели грозное предупреждение потенциальным врагам Рима. В то же время, проиграв на поле брани, Ганнибал одержал над римлянами победу в информационной войне, войне имиджей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.004 с.)