Основные этапы в развитии ораторского искусства В Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы в развитии ораторского искусства В Древней Греции



 

Первыми настоящими ораторами были Клеон, Критий, Алкивиад, Перикл и его современники, выступление которых впервые фиксировали посредством записи. Все они (за исключением историка Фукидида) прославились как общественные и государственные деятели, чему в немалой степени способствовало владением навыком красноречия.

Вторая волна развития ораторского искусства в Афинах связана с появлением целой плеяды учителей красноречия, к которым относится и уже известные Вам софисты. Софисты положили начало ораторскому искусству.

Важной вехой считается деятельность Исократа и Лисия, которые сами практически не выступали, но внесли существенный вклад в формирование красноречия. Исократ (456-338 гг. до н.э.) тяготел к торжественному красноречию. Он открыл первую в Греции школу красноречия. Разделил речь на периоды и разработал композицию: 1) предисловие – изложения содержания и цели речи (чтобы привлечь внимание слушателя); 2) изложение предмета речи с предельной убедительностью; 3) опровержение мнения противников; 4) заключение – подводятся краткие итоги, напоминаются основные положения речи, необходимо вызвать гнев против противников, завоевать симпатии слушателей. Сам речей не произносил, поэтому необычно затянутое предисловие. Такие речи более подходили для чтения.

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия был Горгий (485-380 гг. до н.э.). Первым разделил речь на отдельные части, противоположные по смыслу. Среди представителей судебного красноречия следует выделить Лисия (445-380 гг. до н.э.). Он был метеком, сыном выходца из Сицилии и не имел права лично участвовать в судебном заседании, стал самым знаменитым логографом и учителем красноречия. Лисий открыл полемику как следует писать. Его стиль, получивший название «аттический» в противовес азиатскому. Азиатскому стилю свойственна пышность, аттическому, напротив, лаконичность, скучность, лапидарность. Лисий также считается первым в истории спичрайтером.

Апогей греческого красноречия связывают с Демосфеном (384-322 гг. до н.э.) и его последователями. Демосфен сначала не мог говорить из-за дефектов речи и брал уроки дикции у знаменитого актера и сам занимался. В отличие от многих, он тщательно готовил речи. Выступал против Филиппа Македонского (так называемые «гневные филиппики»).

Демосфен сократил и сделал предисловие кратким. Использовал следующие приемы: риторические вопросы (придавали искренность речи и привлекали внимание); прием «фигура умолчания», огромная выразительность речи – метафоры, антитезы прием олицетворение (диалоги от имени умерших и предметов).

Вклад Демосфена в риторику:

1. использование разговорной речи (но без вульгаризмов) в официальных выступлениях

2. рациональное сочетание эмоционального воздействия и логических выводов.

3. выработал приемы удержания внимания слушателей.

Следующие поколение ораторов – уже закат афинского публичного дискурса (Деметрий Фалерский). Эти ораторы хорошо образованы и подготовлены, но более годились для учебных состязаний, чем настоящих сражений. Деметрий скорее очаровывал, чем воспламенял, он сделал речь гибкой, придавал ей мягкость и искренность, больше стремясь казаться приятным, а не внушительным.

 

Античные представления о коммуникации

 

Школа софистов

Среди философских школ и направлений античности наиболее интересной с точки зрения феномена публичной коммуникации, была школа софистов. Софистами (в переводе с греческого – учителя мудрости) называли появившихся во второй половине V века до н.э. странствующих философов, которые занимались платным обучением философии,, красноречию, искусству управления государством.

Софисты произносили напыщенные и остроумные речи, собирая на площадях толпы слушателей. Особой популярностью они пользовались у молодежи из богатых и аристократических семей.

Среди софистов были знаменитые философы и ораторы: Протагор, Горгий, Фрасимах, Гиппий, Антифонт. Вместе с тем в качестве софистов подвязалось несколько десятков самонадеянных посредственностей, а иногда и просто шарлатанов.

Особенно много приезжих знаменитостей находилось в Афинах, где их деятельность поощрялась властями. Софистов можно считать порождением демократического общества. Именно демократическая форма правления предполагает активное участие в политической жизни и требуется умение отстаивать свою точку зрения в спорах с противниками.

Общие черты учения софистов.

1. В центре теоретических построений – человек. Это нашло классическое выражение в положении Протагора «Человек – мера всех вещей».

2. Принципиально отказывались от изучения внешнего (физического) мира, считая его непознаваемым.

3. Утверждение об относительности и субъективности всего существующего. У каждого свое суждение, свое видение истины. Значит, утверждали софисты, абсолютной истины, общих для всех объективных ценностей не существует. Отсюда прагматизм софистов. Истинно то, что полезно и выгодно, у некоторых неприкрытый культ силы (кто сильнее, тот и прав), а также правовой нигилизм.

4. Критическое отношение к традиционному мировоззрению, особенно религии. В частности, Протагор утверждал: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их?» Фрасимах полагал, что боги не обращают внимание на людей. Продик видел истоки религии в почитании хлеба и вина, солнца, луны и рек – всего, что необходимо для поддержания жизни. Критий, вставший во главе правительства «30 тиранов» в Афинах после поражения в Пелопонесской войне, в сочинении «Сизиф» объявил религию выдумкой, принуждающей людей соблюдать законы и удерживающей от тайных преступлений из-за страха перед всеведающим божеством. Деятельность софистов подрывала традиционные полисные ценности, способствовала кризису верований и морали, росту индивидуализма. В то же время, софисты способствовали широкому распространению знаний в Греции. Они внесли вклад в развитие ряда наук: грамматику, теорию государства и права, фактически положили начала ораторскому искусству.

В основу софистики как философской системы положены логические парадоксы, разрешением которых софисты занимались. Наиболее известны логические парадоксы (апории) Зенона (480-430 гг. до н.э.). Это апории: «Ахилл» (Ахилл не может догнать черепаху, если она начнет движение раньше его), «Стрела» - летящая стрела покоится. В отличие от софистов, Зенон хотел доказать, что невозможно без противоречия мыслить множественность и движение. В античности еще не развито математическое понимание бесконечности. Он не стремился показать, что познание носит субъективный характер.

Софисты практику парадоксальных суждений вынесли в народное собрание, аудиторию. Протагор положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название «софизмов».

Он ввел в практику т.н. «двойные речи», когда практиковалось умение говорить «за» и «против» одного и того же тезиса. Софисты утверждали, что о любой вещи можно судить двояко, причем с взаимоисключающих позиций (одно и то же можно одинаково успешно представлять публике как белым, так и черным). Основная установка софистов – зародить сомнение и вызвать критическое отношение ко всему, что кажется простым на вид.

Софисты не просто создали свою философию, но и положили начало софистике как особой логическо-коммуникативной практике. Смысл софистики в поиске безусловных доказательств (истинности/ложности) отдельного суждения в рамках определенной формы его существования, т.е. в рамках коммуникативного акта. Таким образом, софистика представляет собой сознательно-коммуникативный эксперимент, призванный проверить гипотезу о самодостаточности коммуникативного акта как средства отражения действительности (выяснение истины). Именно дискуссии вокруг софистики и ее критика Сократом и его учениками положили начало представлениям о публичной коммуникации.

В настоящее время термин «софист» часто употребляется в уничижительном смысле, имея в виду, что такой человек считает возможным прибегать к любым доказательствам и уловкам, чтобы доказать свою правоту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.006 с.)