Платон и Аристотель как теоретики публичной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платон и Аристотель как теоретики публичной коммуникации



Платон (427-347 гг. до н.э.) Один из величайших мыслителей всех времен и народов Платон происходил из знатнейшего аристократического рода. Известно, что в юности писал стихи, проявлял интерес к занятиям музыкой, серьезно занимался спортом, мечтал о политической карьере. Под влиянием Сократа обратился к философии и стал самым талантливым его учеником. Смерть учителя глубоко потрясла Платона, на всю жизнь вызвав у него неприятие к демократии. Он покинул Афины, много путешествовал, посетил полисы Южной Италии, Египет. Несколько лет прожил при дворе Сиракузского тирана Дионисия, пытался обратить всесильного правителя к добродетели. Однако все старания оказались тщетными из-за интриг. Дионисий разгневался на Платона и приказал продать его в рабство, или убить. К счастью, философа выкупили из рабства друзья.

В 387 г. до н.э. Платон возвратился в Афины и основал известнейшую в Греции философскую школу – Академию. В отличие от Сократа, Платон много писал. Излюбленным жанром был философский диалог – легкая, непринужденная беседа о сложных вопросах бытия. Главное действующее лицо почти всех диалогов – Сократ. Устами покойного учителя Платон излагает собственное учение. Платон развил представления учителя о существовании объективных высших духовных ценностей и довел его до логического предела.

 

Основные философские тезисы Платона

 

1. Главный тезис. Существует два независимых мира: видимый и духовный мир. Материальный мир лишь слабое отражение, бледная копия (отпечаток) мира самостоятельно существующих идей – духовных, невидимых, но постигаемых умом прообразов всех вещей. Согласно Платону, бытие – это идея, нематериальное, бестелесное образование, то что существует независимо от вещи. Материя не обладает качествами, она представляет собой небытие. По этой причине она не может быть предметом философского размышления. Лишь идеи, которые подобно душе, вселяются в материю, и создают материальные предметы.

2. Мир идей строится по принципу пирамиды. На самом верху высшая идея – идея блага или добра, правящая миром.

3. Признавал существование души. Выделил в ней три части: разумную, вожделеющую и растительную. Говорил о переселении души и посмертном воздаянии за грехи и другие поступки при жизни.

Таким образом, Платон наиболее последовательно в античном мире изложил основы идеализма и стал основателем объективного идеализма.

Платон также большое внимание уделял идеальной модели государства, так как его зрелые годы пришлись на годы кризиса греческого полиса.

Проект идеального государства (диалоги «Государство», «Политик», «Законы»).

1. Государство должно иметь строго иерархическое социально-политическое устройство. Все население делится на три сословия: мудрецы (правители), у которых право управлять государством, воины, у которых обязанность защищать государство, работники (ремесленники, земледельцы, купцы, торговцы), которые должны производить общественные блага и торговать ими.

2. Отношение Платона к частной собственности. Для того, чтобы исключить из общества алчность и корыстолюбие, Платон предлагал ликвидировать частную собственность. В одном из вариантов идеального государства шла речь об обобществлении жен, а воспитание детей поручалось государству независимо от социального происхождения. В идеальном государстве Платона практически нет места искусству, так как оно, по его мнению, в большинстве проявлений способствует изнеженности и вредно для государства. Тем не менее Платон не отрицает воспитательной функции искусства, что приводит его к допущению необходимого искусства, предназначенного исключительно для воспитания граждан.

3. В заключении диалога («Государство») Платон предлагает классификацию форм власти. Выделяются 7 форм:

1. аристократия (то есть власть избранных)

2. монархия

3. тимократия (власть воинов)

4. олигархия (власть небольшого числа богачей)

5. демократия (крайней формой которой является охлократия (власть толпы))

6. тирания

7. идеальное государство, которое не может быть воплощено в действительность.

К правильным формам Платон относит аристократию и монархию. Остальные четыре формы – к неправильным. Идеальное государство в теории Платона стоит особняком, так как не может существовать в реальности.

4. Теория познания Платона. Знания, согласно Платону, заключены в человеческой душе изначально. Поэтому познание – это припоминание, восстановление в памяти того, что душа воспринимала до того, как вселилась в тело, но потом забыла, вселившись в него.

 

Представление Платона о публичной коммуникации

 

1. Среди античных авторов Платон был первым, кто явно указал на специфические функции публичной коммуникации как инструмента управления обществом, способном заменить собой принуждение насилием.

2. Первым обозначил одну важную особенность публичной коммуникации – ее технологичность. Как показала практика софистов, убеждение словом позволяет представить одно и то же, то хорошим, то плохим, то справедливым, то нет. Это достигается путем варьирования содержания и формы публично представленной информации. Как отмечал Платон, благодаря умению можно о пустяках сочинять длинные речи, а о чем-то важном весьма сжатые, по-своему желанию делать речи то жалостными, то устрашающими, и наоборот.

Платон наметил методологические подходы к анализу феномена имиджа. По его мнению, физический облик, поступки и речи должны отражать внутреннее содержание личности. Эта мысль позднее будет рассматриваться как единство внутреннего и внешнего содержание человека и должна быть принята за основу сути позитивного имиджа и ориентир его формирования.

Значительно находкой Платона считается признание им важности формирования и укрепления позитивного образа государства как среди собственных граждан, так и чужеземцев. Важным инструментом для этого, по мнению философа, является свободный, но контролируемый информационный обмен, основанный на возможности посещать иные страны, наблюдать и сравнивать тамошние порядки и образ жизни со своим. С другой стороны, согласно Платону, следует ограничить выезд граждан за пределы государства, поручая это только умудренным жизненным опытом, так как они призваны не только наблюдать за укладом жизни в других странах, но и достойно представить собственное государство в глазах чужеземцев.

 

Концепция красноречия Платона

 

Платон сформулировал следующее определение: искусство красноречия – это «умение увлекать души словами». Оно одинаково важно как в государственных делах, суде, общих собраниях, так и в частной жизни.

Подлинного искусства красноречия, по мнению Платона, нельзя достичь без познания истины. Кто поступает иначе – плуты, использующие приемы ораторского мастерства в сиюминутных, корыстных целях. Возникает проблема социальной ответственности оратора, составителя речей. Пренебрежение познанием истины, отмечает Платон, делает публичную коммуникацию опасной для общества.

Важнейшим фактором успеха оратора является знание природы души человека. Платон рекомендовал выбирать вид речи, соответствующей каждому природному складу и в соответствии с этим строить речь. К сложной душе надо обращаться со сложными речами, к простой – с простыми. Без этого, заключает Платон, невозможно овладеть всем родом речей, не теми, что призваны учить, ни тем, что призваны убеждать.

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Ученый – энциклопедист, родился в г. Стагира в семье врача при дворе македонских царей. В 17 лет поступил в Академию и стал учеником Платона, затем преподавателем. В 347 г. после смерти учителя оставил Афины и стал наставником и учителем Александра Македонского. В 355-322 гг. до н.э. вновь жил в Афинах и основал вторую по значимости философскую школу – Ликей (Лицей). Обучение проходило во время прогулок, поэтому получило название перипатетической школы (от peripatos – крытая галерея для прогулок).

Аристотель поставил задачу систематизировать и обобщить сведения по основным отраслям знаний, полученных к этому времени. Блестяще справился с этой задачей. Его часто называют самым универсальным умом всей древности.

Среди сочинений Аристотеля – труды по философии, логике, физике, астрономии, биологии, медицине, психологии, истории, географии, политическим наукам, праву, риторике, литературоведению, искусствоведению. Везде сумел сказать свое слово.

 

Философские взгляды Аристотеля

 

Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей и дал новое объяснение мироустройству. Следует выделить основные тезисы Аристотеля:

1. Все вещи возникают в результате взаимодействия двух начал: мертвой, пассивной материи и оживляющей, одухотворяющей ее формы.

2. Форма и материя не существуют друг без друга.

3. Главный момент их взаимодействия – движение. Исследуя причины движения, он пришел к идее непосредственного перводвигателя – бога.

 

Учение Аристотеля о государстве

 

В отличие от идеального государства Платона, Аристотель предпочитал говорить о том, что действительно существуют в мире.

Аристотель первым вместе с учениками описал государственное устройство 158 государств. До наших дней дошел фрагмент под названием «Афинская полития» (умеренная демократия, умеренное народовластие). Выделил шесть основных форм государственного устройства. Монархию и тиранию определяет как власть одного человека, аристократию и олигархию как власть немногих, а демократию как власть всех. Правильными считал те формы, где власть стремится к благу граждан (монархия, аристократия, народовластие). К неправильным, где этот принцип не соблюдается, относит тиранию, олигархию, демократию.

Согласно Аристотелю, лучшим является государственное устройство, основу которого составляют слои средних собственников, которые не были бы ни богаты, ни бедны, так как и те и другие склонны к развращенности и несправедливости. Неравенство философ считал естественным состоянием, поэтому не выступал против рабства. В целом положительно оценивал частную собственность и связанное с ней богатство, признавал обоснованность неравенства в рамках семьи.

В сфере связей с общественностью творчество Аристотеля обозначает переход античного периода представлений о протопредметной области публичных коммуникаций в завершающую фазу.

Аристотель поставил точку в полемике эллинов с софистами. В работе «О софистических заблуждениях» дал полноценный анализ этой школы и подвел итоги практики софистов. Ее основной урок, по мнению Аристотеля, заключается в признании инструментального характера социальной коммуникации. Сама по себе она не может порождать критерии истины, справедливости, добра, красоты и т.д. Коммуникация служит лишь для их публичной трансляции. Поэтому нет ничего удивительно в обосновании противоречивых (взаимоисключающих) утверждений. Все зависит от убеждений и целей коммуникатора. Истину следует искать, - утверждает Аристотель, - не в самом коммуникативном акте, а в то, что за этим стоит.

Аристотель впервые зафиксировал функциональный характер социальной коммуникации – ее способность играть определенные роли в системе социальных отношений за пределами собственно коммуникационного предметного поля. В частности, он выделяет три вида дружбы: основанной на благе (взаимном влечении добродетельных людей), удовольствии и выгоде. Дружба добродетельных людей несомненно выше и чище. Однако и поиск выгоды в дружбе Аристотель считает социально приемлемым. Таким образом, если Платон не приемлет ничего, что не преследует целью поиск истины и утверждения истинной справедливости, то этика Аристотеля более прагматична.

Аристотель впервые поставил вопрос («Большая этика») о создании «имиджевого капитала» за счет отказа от некоторых материальных благ и приобретения взамен этого чести, славы, похвалы, дружбы.

Ставит вопрос об имидже гражданина и правителя, т.е. стоит у истоков современных представлений о политическом имидже и технологии управления им. Аристотель дает несколько рекомендаций: при обхождении с людьми, держать себя как равного с равным и воздавать каждому по достоинству. Осуждал излишества и показной блеск - называл «безвкусной пышностью». Вводит понятие «подобающего», как основного критерия оценки поведения и внешнего вида. Подобающее должно соотноситься с лицом, условиями, предметом. Человек, желающий быть уважаемым за свой нрав, должен соблюдать середину и обладать чувством меры. Что касается имиджа правителя, то в глазах подданных он должен быть не тираном, а домоправителем и царем, не грабителем, а опекуном, должен вести скромный образ жизни, не позволять себе излишеств.

Аристотель считается наиболее выдающимся теоретиком ораторского искусства («Риторика»). В процессе общения выделил три составляющие: этос (природа и качества отправителя), логос (природа, структура содержания послания) и пафос (природа, чувства и мысли получателя (аудитории)).

Больше внимания уделял языку выступлений, необходимости приспосабливать речь к разной аудитории, методам убеждения. Однако даже он, в любом явлении докапывавшейся до самой глубины, не дал глубокой классификации видов красноречия. Аристотель различал не виды, а стили красноречия: заранее написанная (выученная наизусть речь) и не писанная речь. Первая – логична, но суха. Вторая – свободная, наиболее актерская, т.е. творческая. Он отмечал неуместность сценических приемов при чтении написанной речи, но они пригодны для живой речи. Имеется в виду жесты, мимика, интонация голоса оратора.

Аристотель крайне негативно оценивает реально функционирующие в античную эпоху институт публичной коммуникации – античную демагогию. Демагоги (вожди народа, также так называли в Древней Греции ораторов). их влияние в политической и хозяйственной жизни общества основывалось не на богатстве или служебном положении, а лишь на ораторских способностях. Аристотель полагал, что «демагоги и льстецы» в сущности одно и то же или во всяком случае схожи друг с другом; и те и другие имеют огромную силу – льстецы у тиранов, демагоги – у демократии. По мнению философа, демагоги становятся могущественными из-за сосредоточения верховной власти в руках народа а они властвуют над его мнением, так как народная масса находится у них в послушании. Основным оружием демагогов утверждает Аристотель, позволяющим им управлять народным собранием в собственных интересах являются лесть и потакание черни. Главный мотив – имущественный: «желая подольстить народу, демагоги начинают чернить и притеснять знатных и тем самым побуждают их восстать». С этим обстоятельством Аристотель связывает неустойчивость политической системы античных демократий, их склонность перерождаться в тирании. Согласно Аристотелю, существовало два рода античной демагогии: среди олигархов и среди черни. Это утверждение является фактически первым представлением о целевых группах и обусловленной их различиями дифференциация процесса публичной коммуникации.

 

Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Выдающийся римский мыслитель, публичный деятель, выдающийся оратор. Являясь лидером сенатской Республики накануне ее падения, уделял большое внимание разработке проблем государства. Следуя Платону, написал трактаты «О государстве», «О законах». Предлагал реформировать римское устройство в сторону усиления монархического начала. По существу, является идеологом наступающего принципата. В последние годы написал ряд философских трактатов «О пределах добра и зла», «Об обязанностях», «О дружбе». Не предпринимал самостоятельных исследований. Он подбирает в греческой философии теории, кажущиеся разумными и полезными и излагал в популярной форме (диалоги). Его цель изложить на латинском языке всю греческую философию, чтобы сделать достоянием для своих соотечественников в Риме.

Особое значение имеет целая серия статей, специально посвященных публичной коммуникации и ораторскому искусству. В статье «Об ораторах» Цицерон рисует идеального, всесторонне образованного оратора. «Брут» (историю римского красноречия), «Оратор» - обосновывает свои идеи.

Концепция красноречия Цицерона и требования к оратору.

1. Четкое обособление публичной коммуникации как самостоятельной формы деятельности и знания. Ораторское искусство, красноречие не является разделом науки. Оно обладает собственным самостоятельным предметом.

2. Дал определение красноречия – это искусство говорить толково и красиво. Важнейшая особенность красноречия – это то, что оно является практическим знанием в отличие от науки. Следует помнить, что античная наука не знала эксперимента и носила умозрительный характер.

3. Выделяет собственный предмет красноречия как коммуникативной технологии. Это эффективная публичная презентация любого произвольного предмета.

4. Красноречие в отличие от науки, согласно Цицерону, имеет дело не столько со знаниями, сколько с мнениями. Красноречие единая, внеотраслевая сфера деятельности. Однако в то же время это чрезвычайно индивидуалистический вид деятельности. Каждый оратор достигает успеха по-своему. Поэтому задача полноценной классификации ораторских технологий чрезвычайно трудна, а может быть и невыполнима.

5. Главное в речах оратора – содержание. Это отличает красноречие от других искусств, для которых главным является форма.

Требования Цицерона к оратору.

1. Прежде всего это врожденные способности, природные дарования. Для красноречия необходимо особого рода живость ума и чувства, которые делают в речи нахождение всякого предмета быстрым, украшение – обильным, запоминание – верным и прочным.

2. Многое в ораторском деле зависит от интуиции и жизненного опыта, способности чувствовать настроения и ожидания слушателей. Настоящий оратор должен уметь «нащупать пульс людей любого рода, любого возраста, любого сословия, он должен чутьем понимать мысли и чувства тех, перед которыми он ведет или поведет дело.

3. Обязательным требованием к агенту публичной коммуникации является широта кругозора и разносторонность в подготовке. Оратор должен обладать «остроумием диалектика, мышлением философа, памятью законоведа, словами чуть ли не поэта, голосом трагика, игрой, такой, как у лучших актеров.

Однако, по мнению Цицерона, универсальность подготовки оратора вовсе не означает необходимости детально изучать все науки и осваивать все искусства. Оратор прежде всего нуждается в здравом смысле и чувстве реальности, а недостающие знания он всегда может оперативно восполнить, обратившись к литературным источникам или советам знатоков. Поэтому, согласно Цицерону, изучение красноречия для желающего стать оратором первично, во всесторонней образованности, так же как и отраслевое образование (в области права, политики) вторична.

Оратор для Цицерона – это непременно социально-активный субъект, агент публичных (гражданских, государственных и т.д.) отношений.

Рекомендации Цицерона по обучению красноречию.

1. Роль в процессе становления агента публичной коммуникации такого оратора, который мог бы служить образцом для подражания. Это свидетельствует о высокой значимости субъективно-креативного фактора.

2. Отработка текстов устных выступлений так же как и письменных «Перо, - утверждает Цицерон, - лучший и превосходный творец и наставник красноречия». Это замечание Цицерона важно, так как ясно указывает на то, что уже античный оратор принципиально отличается от агента устной коммуникативной традиции – сказителей мифов, былин, эпосов. Именно письменная речь освобождает оратора от функции накопления и хранения информации и позволяла радикально интенсифицировать функцию трансляции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.027 с.)