Политическая коммуникация и ее эволюция в средние века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая коммуникация и ее эволюция в средние века



 

В Западной Европе в политической жизни можно выделить две линии борьбы: короли, духовенство и знать боролись между собой за влияние; а городское население вместе с крестьянством нередко выступали против дворянства.

Нередко монархи возводили свою родословную к древним богам и героям, чтобы удревнить время правления своего рода и тем самым повысить легитимность собственной власти как в глазах подданных, так и соседних государей. В частности, короли скандинавских стран считались потомками бога Одина, а раннесредневековые британские монархи – римского рода Брутов.

Властные отношения имели явно двусторонний характер как на горизонтальном, так и вертикальном уровне. Монархи, в значительной степени зависящие от своих вассалов, использовали информацию из регионов для определения направления своей политики. Понимая, что обладание максимально полной информацией является залогом могущества, не брезговали и сбором слухов.

Символика, характерная для раннего средневековья, влияла на формы коммуникации. Для оглашения властных решений или передачи дипломатического послания должностному лицу не требовалось письменного подтверждения. Он мог передать символическую ветвь мира, горсть земли, даже пустой пергамент, полученный от своего повелителя. Самого факта наличия «документа» или печати без всякого текста было достаточно для средневековой аудитории. Символика была широко распространена и в военной сфере. Например, викинги, в течение столетий наводившие страх на Европу, много внимания уделяли созданию устрашающего имиджа: знамена с изображением ворона, драконьи головы, украшавшие нос ладьи, рогатые шлемы. Государства, подвергавшиеся нападению викингов, были так напуганы, что часто не осмеливались оказывать сопротивление.

С X-XI вв. владения, пожалованные королями и императорами дворянам за службу, стали превращаться в наследственные феоды. Знать все в меньшей степени становилась обязанной монарху, что отражалось на ее лояльности. Поэтому короли и императоры вынуждены создавать ореол сакральности в глазах подданных, чтобы обеспечить подчинение.

Важную роль играло создание имиджа. И многие правители оказались хорошими имиджмейкерами. Самой популярный король средневековья – английский Ричард I Львиное сердце. Талантливый поэт, отважный рыцарь, благочестивый крестоносец – таким он вошел в поэмы трубадуров, народный фольклор, в современную литературу. Очарованные этими качествами подданные и историки были склонны не замечать то, что он довел до смерти отца, немало способствовал, несмотря на подвиги, провалу крестового похода, практически разграбил королевство. Почти не бывал в Англии, поскольку то находился в Палестине, то воевал с Францией, то в германском плену, создал банды наемников, убивал и грабил своих и чужих подданных. По сути, был одним из самых плохих для Англии королей.

Французский аристократ Жан де Жуанвиль создал в мемуарах идеальный образ короля-крестоносца Людовика IX (1226-1270), которого сопровождал в походах Таким же способом формировались и образы других средневековых героев – истинных рыцарей, служивших образцом для подражания. Песнь о Роланде, Песни о моем Сиде ничего общего не имеют с прототипами. Псевдоисторичность таких произведений (выведение в качестве героев реальных деятелей) эффективно воздействовала на общественное мнение и способствовала формированию в массовом сознании того образа рыцаря и правителя, который стремились создать средневековые идеологи.

Поскольку знать выступала против сильной королевской власти, монархи в борьбе с ней сначала опирались на церковь, а когда она стала противостоять всевластию монархов, им пришлось прибегнуть к помощи третьего сословия. На рубеже XIII-XIV вв. начались первые избирательные кампании в сословно-представительные органы (Парламент (Англия)), генеральные штаты (Франция), кортесы (Испания), в которых немалую роль играли предвыборные выступления кандидатов.

Рыцарство в эпоху развитого феодализма переживало период расцвета. Это отразилось на имидже. Наиболее ярким проявлением было появление в XII в. рыцарского герба (знака дворянского достоинства). По роду занятий французские рыцари в массе не были высокообразованными, начитанными и красноречивыми. Им было необходимо сосредоточиться на физической подготовке, чтобы управляться с боевым конем и тяжелым вооружением (80 кг).

Суровая походная жизнь, жестокие феодальные междоусобицы, безнаказанный разгул и разбой победителей формировали стойкость, грубость, но не красноречие. При проведении турниров рыцари нуждались в информационно-коммуникативном сопровождении. Возникает институт герольдов и наука геральдика. Герольды были профессиональными коммуникаторами. Их обязанность: собирать информацию о генеалогии рыцарей, описывать гербы, проверять информацию, чтобы не допустить проникновения в рыцарское сословие самозванцев. Герольды выступали организаторами придворных торжеств и ритуалов, а также выступали распорядителями рыцарских турниров.

Рыцарские турниры были самой массовой публичной акцией в средние века. Принимали участие все слои общества. Рыцари соревновались, знать договаривалась о браках, короли и бароны заключали союзы, крестьяне и горожане участвовали в ярмарках и увеселениях, которые сопровождали турниры.

Средневековые феодалы больше внимания уделяли своему имиджу, чем античная элита. Вероятно, причина в том, что в большинстве они были грубы и необразованны, а древнегреческая и древнеримская элита, благодаря высокому культурному уровню неплохо смотрелась в глазах подданных.

Именно феодалы стали первыми организовывать специальные мероприятия для поднятия имиджа. Например, Филипп Добрый (герцог Бургундии) во время празднеств в Гааге с целью произвести позитивное впечатление на подданных распорядился выставить в замке посуду стоимостью 30 тысяч марок серебра и 2 сундука (200 тыс. золотых крон). Все пришли посмотреть на сокровища и прикинуть на вес казну. Желающих поднять сундуки было много, но все их попытки оказались тщетны.

В позднем средневековье можно найти примеры организаций шествий в городах в поддержку сеньора. Участвовали представители все слоев – все шли босиком с факелами или свечами, обязательно присутствовали дети.

В XII-XIV вв. стали периодом расцвета духовно-рыцарских орденов: тамплиеры, иоанниты, тевтонцы. Их великие магистры были равны монархам Европы. Они также уделяли внимание своему благоприятному имиджу. Яркий пример – тамплиеры. Орден Христа и храма создан в 1118 г. для защиты паломников в Святую Землю (Палестину) от нападений сарацин. Успехи рыцарей в борьбе с арабами в Испании и Палестине создали им репутацию отважных поборников истинной веры и непобедимых воинов. Это способствовало росту популярности. Монархи покровительствовали тамплиерам, знатные аристократы считали за честь вступать в орден, внося в качестве вступительного взноса свои владения и имущество. Однако к концу XII репутация Ордена стала снижаться: выступали против любого мира с сарацинами и нередко провоцировали вооруженные столкновения в Палестине. Результатом действий тамплиеров стали падение Иерусалимского королевства в 1187 г. Это привело к дальнейшему падению репутации Ордена. Военная деятельность постепенно превратилась в финансовую. Тамплиеры ссужали деньги всей Европе и наживались на %, а для рыцарей подобное занятие считалось позором. Все эти факторы учел король Франции Филипп IV Красивый и в 1307 г. начал обвинительный процесс против тамплиеров, арестовав и предав суду все их руководство. Одновременно распространились слухи в народе, что тамплиеры поклоняются сатане, предаются содомскому греху, а для вступления в Орден надо отречься от Христа и плюнуть на распятие. В результате в 1314 г. великий магистр Ордена был публично сожжен в Париже, а Орден упразднен по решению папы при полном одобрении народа.

Народные вожди также умели агитировать массы и увлекать за собой не хуже, а иногда и лучше, чем монархи и знать. Так даром красноречия обладали вожди крупных народных восстаний XIV в. Гильом Каль (Франция), Джон Болл (Англия). Джон Боллл был к тому же проповедником, т.е. профессиональным коммуникатором. Замечательные способности формирования общественного мнения продемонстрировали руководители восстания флорентийских ткачей (1378 г.) (так называлось восстание Чомпи).

Еще одним важнейшим фактором развития публичной среды средневековой Европы было развитие городов, ремесла и торговли. Особое значение имело формирование цеховых структур и купеческих гильдий. Они выполняли не только хозяйственные, но и социальные функции. В средневековом публичном дискурсе закрепляется еще одни инструмент коммуникации – клеймо, ставшее прообразом торгового знака. Гильдейская система стала предоставлять защиту лицам, имеющим право производить определенный товар, последний не мог быть продан, если на нем не было гильдейского клейма, подделка влекла суровые наказания. Изначально выполняя экономические функции, такие как гарантия качества и защита рынка, гильдейское клеймо со временем превратилось в элемент публичной среды. Об этом свидетельствуют цеховые знамена, служившие геральдическими символами цехов и представлявшие уже не конкретный товар, а корпорацию производителей. Таким образом, цех стал заботиться о своем позитивном имидже также как и средневековые феодалы.

В средневековой Европе среди прочих существовали и цеховые союзы городских глашатаев. В Англии и Франции члены таких союзов во время работы привлекали внимание прохожих звонками колокольчиков. После сообщения новостей они передавали сообщения заказчиков. Особенностью деятельности глашатаев, в отличие от демонстрировавших свое искусство во время публичных выступлений ораторов, было принципиально не личное обращение к аудитории. Глашатаи были призваны только передавать сообщение, ничего не добавляя от себя к его содержанию. Дорогостоящими услугами глашатаев могли пользоваться только городские власти и наиболее состоятельные ремесленники и торговцы. Остальные ограничивались саморекламой: либо зазывали покупателей, либо прибегали к визуальной рекламе в виде выставок и демонстрации образцов товаров. Определенное внимание уделяли торговцы и созданию имиджа некоторых товаров. Например, восточные товары сирийские духи персидские ковры, китайский шелк) представлялись как товары для знати, олицетворение роскоши и престижа. В результате аристократия и состоятельные простолюдины покупали эти товары не из-за особой потребности в них, а из-за того, что они символизировали принадлежность к определенному классу. Уже в средние века были зафиксированы случаи так называемой «дутой рекламы». Формируется негативный стереотип ярмарок как мест, где всегда могут обмануть и обокрасть. В это же время возникают и постоянно действующие рынки, которые становятся местом контактов торговцев и ремесленных объединений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.006 с.)