Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическом процессе ДОУ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Познавательное развитие детей – сложный, многогранный процесс. Он включает в себя овладение системой знаний, умений, развитие познавательных способностей, творческих проявлений, качеств личности (наблюдательность, самостоятельность активность и др.), ценностного отношения к окружающему миру. Познавательное развитие осуществляется в разных видах деятельности (обучении на занятии, игре, в двигательной, трудовой, художественной деятельности), и, конечно, в процессе самой познавательной деятельности. Познавательная деятельность имеет все компоненты, характерные для любой деятельности: а) побудительно-мотивационной;б) предмет деятельности; в) средства ее осуществления (действия и операции); г) результат (самооценка и самоконтроль). Особенности познавательной деятельности: 1) является принадлежностью субъекта, т. е. строится и реализуется самим субъектом этой деятельности; 2) ее целью является разрешение познавательной проблемы; 3) направлена на перцептивное узнавание (отражение действительности органами чувств), поиск информации, познание свойств, качеств предметов, группировку, классификацию явлений, объектов т. д.; 4) результат этой деятельности не всегда предметен, не всегда имеет материализированный выход, итогом ее может быть реализация познавательного интереса, овладение действием планирования, овладение способами познания (анализ, синтез, классификация, т. д.); 5) может осуществляться на разных уровнях: а) подражательном (повторение действий за воспитателем, детьми); б) репродуктивном (усвоение знаний, способов действий, их последовательности); в) поисково-творческом (стремление к самостоятельному поиску решения, проявление познавательной активности в виде предположения, раскрытия существенных закономерностей в предметах, явлениях, т. д.); 6) в дошкольном возрасте – не всегда специально организованная, гностическая деятельность. В педагогическом процессе ДОУ познавательная деятельность часто возникает стихийно, на непроизвольной основе. Каждый ребенок имеет свой Образ мира и свой уровень познания его. Вначале малыш проявляет познавательную направленность, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, что проявляется в поисковых действиях, потребности получить новые впечатления об окружающем мире (Т. И. Гризик). С развитием ребенка познавательная активность начинает принимать форму познавательной деятельности. Познавательная сфера ребенка-дошкольника включает в себя три компонента: 1) психические (познавательные) процессы – восприятие, память, воображение, мышление. Особое место здесь занимает речь – устная и письменная; 2) информация, которая, в свою очередь, включает в себя: а) собственно информацию (факты, сведения, события окружающего мира); б) источники информации (книги, кино, компьютер и т. д.); 3) отношение к информации или эмоционально-чувственный опыт. Этот опыт складывается из отдельных эмоциональных реакций на предметы, события окружающего мира. У детей дошкольного возраста отношение к информации первично, а сама информация – на втором плане. Благодаря этому компоненту процесс познания у детей протекает интенсивно, на ценностном уровне (Т. И. Гризик). В познавательном развитии дошкольников важное место имеет тип нервной деятельности (И. П. Павлов): мыслительный (слабо развита первая сигнальная система – чувственное восприятие мира. Отражение действительности происходит через слова); художественный (сильно развита первая сигнальная система, ощущения яркие, образы богатые, разнообразные и т. д.); гармоничный – сила двух сигнальных систем уравновешена. Основные направления педагогической работы по познавательному развитию дошкольников: - формирование обобщенных знаний, овладение основными отношениями действительности: «часть – целое», «предмет – предмет», «предмет – система предметов»; - овладение умениями: анализировать объект с разных точек зрения, включать его в разные системы предметов; сравнивать предмет, группировать, рассуждать, строить выводы, элементарные умозаключения, предвосхищать результаты своих действий, видеть связи между структурными компонентами деятельности (Н. Н. Поддъяков); - создание условий для проявления способности к прогнозированию изменений в предметах, объектах; способности к преобразованию предметов в процессе поисковой деятельности, экспериментирования (Н.Н. Поддъяков); способности к наглядному моделированию (замещению реальных предметов другими – «заместителями») (Л. А. Венгер); способности к использованию известного в новых ситуациях, нахождению новых приемов решения задач т. д.; - поддержка и стимулирование познавательной активности, самостоятельности в решении познавательных задач в разных видах детской деятельности. Важное место в познавательном развитии детей отводиться обучению на занятиях. Выделяется специальный цикл занятий по познавательному развитию, включающийся в себя ознакомление дошкольников с природой, социальными явлениями, рукотворным миром. На занятиях наиболее успешно формируются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, умозаключение т.д.) (О.Н. Анищенко), качества личности (наблюдательность, инициативность, т. д.). Нельзя не отметить роль дидактических и развивающих игр (игры- головоломки, словесные игры, детские кроссворды, лабиринты т. д.); значения поисковой деятельности, (цель ее проясняется в ходе специального поиска, а действия носят пробующий характер); экспериментирования (ребенок целенаправленно воздействует на предметы, явления с целью познания, освоения их качеств, особенностей), т. д.
Основные понятия: познавательное развитие, познавательная деятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.006 с.) |