Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические основы формирования у дошкольников ценностногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отношения окружающему миру.
Формирование у дошкольников ценностного отношения к миру - важное направление дошкольного образования. Переориентировка целей образования дошкольников с информационного компонента (знаний, умений, навыков) на формирование ценностного отношения как выражение духовной связи ребенка с миром в ходе гуманистически ориентированного чувствования, познания, оценивания и созидания действительности, во многом изменили подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. В работах психологов (А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.), педагогов (А. В. Кирьяковой, Б. Т. Лихачева и др.) показано, что ценностное отношение к окружающему миру складывается под влиянием различных объективных (природа, предметы, другие люди и т.д.) и субъективных (темперамент, особенности образа мыслей, чувств, действий) факторов, процесса интериоризации ценностей в структуру внутреннего плана сознания (ценностные ориентации). Процесс формирования ценностного отношения к окружающему миру включает три основных направления: 1. создание условий для восприятия, осознания ценностей при широком диапазоне ценностного познания; 2. создание условий для переживания круга ценностей, проявления эмоций; 3. стимулирование мотивации поведения и прогнозирования поведения в их целостности и взаимной связи. Ценностное отношение ребенка к миру – динамичное, внутриличностное, субъективно-оценочное понятие, включающее в себя следующие компоненты: 1. Когнитивный - усвоение детьми образцов -эталонов, которые представляют собой задаваемые извне ориентиры, обозначающие свойства предметного мира, отношения между людьми. По данным А. В. Запорожца эталоны помогают ребенку содержательно воспринимать, оценивать окружающую жизнь, формируют "Я - образ ребенка " (систему индивидуальных личностных смыслов). Основой для ценностного насыщения детей могут служить подходы В. А. Караковского, выделенные им восемь общих понятий: человек,семья, труд, знания,культура, Отечество, Земля, Мир; С. И. Маслова, согласно которому все ценности делятся на нравственные социальные, интеллектуальные, религиозные, эстетические, валеологические и материальные. 2. Эмоциональный - ведущий и регулирующий компонент. Эмоции служат связующим компонентом при переводе внешних воздействий в личностно - значимый смысл (Л. И. Божович), побуждают детей к оценочным суждениям, мыслительной и практической деятельности. Постепенно экспрессивные проявления переходят в устойчивые образования: эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства. Эмоциональный компонент способствует формированию " мотивационно-смысловой ориентировки "ребенка в окружающей жизни, становлению ценностных ориентаций. 3. Деятельностный - включает в себя различные формы проявления личностной активности дошкольников, характеризуется наличием заинтересованного оценивающего "Я" ребенка. Основной формой выражения ценностных ориентаций у дошкольников выступают эмоционально - насыщенные образы. Образ вбирает в себя оценочное выражение мыслей, чувств ребенка. Для этого дети могут использовать самые различные средства: речевые, изобразительные, двигательные и др. Ценностное отношение детей к миру важно развивать во всех блоках педагогического процесса, разнопланово конструируя работу. Например, на одном виде занятия - учить чувственно воспринимать предметы, природу и др., на другом - выражать оценочные суждения к явлениям природы, произведениям искусства, на третьем - отражать жизненные явления в образах, на четвертом - комплексно реализовывать все компоненты, входящие в понятие ценностное отношение ребенка к миру. Опираясь на взгляды В. А. Петровского, ценностное отношение важно формировать к четырем мирам: 1. рукотворный мир; 2. мир природы; 3. социальный мир; 4. Я сам. Раскроем механизм формирования ценностного отношения к рукотворному миру. Он включает, по О. Артамоновой,3 этапа: 1). Подвести детей к пониманию того, что многообразие рукотворного предметного мира - это реализованные интересы потребности людей: - окружающие предметы делают жизнь человека удобной (например, мебель, посуда и т. д.), - предметы облегчают труд человека (лопаты, стиральные машины и т. д.), - взрослые создают игрушки - средства забавы, познания окружающего мира,. - люди создают произведения искусства, что помогает оценить красоту жизни, художественное отражение окружающего и т. д. - человек - творец, труженик (дома, фабрики, произведения искусства, т. д. всё сделано человеком). 2). Развитие чувства благодарности к человеку за труд, уважительное отношение к результатам его труда: - труд превратил первобытного человека в современного, - труд - общественно-значимая деятельность (можно показать на собственной деятельности ребенка), - предметы содержат сведения об истории народа, их стремлениях, желаниях. 3). Этап - подвести детей к мысли о том, что они могут быть созидателями: в процессе украшения предметов (одежды, разделочных досок и т. д.), в процессе создания предметов (елочные игрушки, детская посуда), в процессе изменения функций предметов (кубик-мыло, палочка-ложка и т. д.).
Основные понятия: ценностное отношение ребенка к миру.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.78 (0.009 с.) |