Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по дошкольной педагогике

Поиск

ЛЕКЦИИ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Тема I. Теоретические основы дошкольной педагогики.

1. Дошкольная педагогика как наука.

2. Философские основы воспитания детей.

3. Современные проблемы дошкольной педагогики как науки.

4. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении:

понятие, принципы организации, современные подходы.

5.Образовательные программы для дошкольных учреждений:

характеристика, современные подходы.

6.Теоретические основы образовательных программ для ДОУ.

7.Инновационные процессы в дошкольном образовании: опыт,

перспективы.

8. Особенности организации педагогической работы на разных этапах

дошкольного детства.

9.Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.

 

II. Воспитание и развитие личности в дошкольном возрасте.

1.Социализация личности дошкольников: понятия, теоретические основы.

2.. Теоретические основы проблемы общения и взаимоотношений в дошкольном

возрасте.

3. Познавательное развитие дошкольников в педагогическом процессе ДОУ.

4. Сенсорное воспитание дошкольников: понятие, теоретические и методические

подходы.

5.Нравственное воспитание дошкольников: понятие, характеристика, современные

подходы.

6.Половое воспитание детей: понятие, теоретические и методические подходы.

7.Культура поведения дошкольников: понятие, теоретические и методические

подходы.

8.Эстетическое воспитание дошкольников: понятие,сущность, современные

подходы.

9.Детское творчество: понятие, проблема развития в дошкольном

образовательном учреждении.

10.Труд дошкольников как деятельность и как средство воспитания.

11.Педагогические основы формирования у дошкольников ценностного

отношения окружающему миру.

12.Эмоциональное развитие дошкольников в педагогическом процессе

дошкольного образовательного учреждения.

13. Понятие "самостоятельная деятельность " и структура

умения ее организовывать у старших дошкольников.

14.Формирование умения организовывать самостоятельную деятельность

у старших дошкольников.

 

Социализация личности дошкольников: понятия, теоретические

Основы.

Социализация, в широком смысле, это процесс усвоения человеком на протяжении всей его жизни социальных норм, культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В дошкольном возрасте социализация имеет возрастные границы развития.

Факторы социализации – это обстоятельства, побуждающие человека к активности, проявлению действий. А. В. Мудрик выделяет 3 фактора социализации:

1) макрофакторы (планета, государство, мир, общество);

2) мезофакторы (этнос, место, поколения, село, город и т. д.);

3) микрофакторы (семья, ДОУ, школа, класс, кружок, т. д.).

Основными компонентами социального развития личности являются: когнитивный эмоциональный, мотивационный и поведенческий. Содержание процесса социализации включает три сферы: деятельность, общение и самосознание личности (Г. М. Андреева). Воспитание – часть социализации, инструмент ускорения, его корректировки, которое строится на основе общих принципов: гуманизма; культуросообразности; непрерывности.

Механизмами социализации являются (Р. С. Немов, Н. Н. Поддъяков,

Смелзер):

имитация - стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

идентификация – отождествление себя с другим, переживание эмоциональных состояний другого как своих собственных, др;

стыд - переживание разоблачения, связанное с реакцией других людей;

чувство вины - переживания разоблачения, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей;

экспериментирование - осознанная или неосознанная «апробация» на взрослых или сверстниках различных форм поведения в поисках наиболее приемлемых вариантов. Н. Н. Поддъяков выделил следующие формы социального экспериментирования: а) поисковое изменение социальной ситуации с целью снятия или обострения конфликта; б) выявление ребенком особенностей личности другого человека; в) выявление своих возможностей (интеллектуальных, личностных, т. п.).

Первым научным подходом к проблеме приобщения ребенка к миру людей была книга Я. А. Каменского «Мир чувственных вещей в картинках», где прослеживался принцип энциклопедичности в отборе знаний о социальном мире. Другой тенденцией явились взгляды Ф. Фребеля и М. Монтессори, которые показали важное значение органов чувств и выделили сенсорику как основу познания мира. С позиции приобщения детей к русскому образу жизни подходил к социализации личности К. Д. Ушинский. Он считал, что ребенок, родившийся у определенного народа, должен впитывать в себя дух этого народа, стать его частью через познание культуры, быта, языка.

В работах А. П. Усовой раскрывается такое качество личности как общественность и выделяются этапы его развития в игровой деятельности (индивидуальные игры, игры рядом и совместные игры). С. А. Козлова выделила особенности социализации дошкольников:

 

В естественных условиях В условиях образовательного учреждения (ДОУ)
На первом месте
Рукотворный мир, требующий определенных знаний, умений для того, чтобы использовать предметы по назначению. речь – поскольку педагогические воздействия начинаются с речи.
На втором месте
Совместная деятельность – помощь взрослых, показ способов действий. рукотворный мир – для дошкольников ведущим принципом обучения является принцип наглядности.
На третьем месте
Речь – объяснение, указание, вопросы и т. д. Совместная деятельность – используется в разные режимные моменты, а также как блок педагогического процесса.

 

В 80-е годы вводится понятие социальная активность (М. М. Алексеева, В. И. Яшина, другие), что включает в себя освоение общественно-исторического опыта; бережное отношение к результатам труда взрослых; бескорыстную помощь, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. В 90-е годы проблема социализации рассматривалась в аспекте реализации принципа гуманизма (Р. С. Буре, Е. Э. Шишлова, др.)

Задачи приобщения детей к социальному миру включают в себя:

- формирование знаний о социальных явлениях;

- формирование способов жизни среди людей;

- развитие системы отношений к социальному миру;

- развитие эмпатии, альтруизма, социально значимой мотивации;

- качеств личности (внимательность, отзывчивость, вежливость, другие).

 

Основные понятия: социализация, социальное развитие, факторы социализации, механизмы социализации.

 

Дошкольном возрасте.

 

Проблема общения - одна из важнейших проблем дошкольной педагогики.

Существуют две формы общения в дошкольном возрасте: 1) непосредственное, нестесненное рамками деятельности или так называемая особая специфическая деятельность - общение; 2) опосредованное ситуацией совместной деятельности или произвольное (Е. Е. Кравцова, Т. П. Пуртова). Вторая форма общения характерна для старшего дошкольного возраста.

Функции общения: 1)способствует организации совместной деятельности; 2)способствует формированию межличностных отношений; 3)обеспечивает познание людьми друг друга.

Проблема общения разрешается в практике работы ДОУ на двух уровнях: 1)педагог - дети - ребенок, педагог - ребенок; 2) ребенок - ребенок, ребенок - дети.

М. И. Лисина выделила 4 вида общения: 1) эмоциональное, или ситуативно-личностное (от 2 мес. до 6-7 мес.); 2) ситуативно - деловое (от 7 мес. до 3-4 лет); 3) внеситуативно - познавательное (4-5 лет); 4) внеситуативно - личностное (5-7 лет) и 3 основных средства общения:

1) экспрессивно - эмоциональное, т. е. проявление эмоций, жестами, мимикой и т. д.; 2) предметно – действенное: изображение движениями; 3) речевое (диалог, монолог и т. д.).

В работах Л. П. Стрелковой, Т. А. Репиной прослеживаются основные задачи:

- приобщить детей к гуманным формам общения,

- развитие эмпатии,

- развитие культуры общения.

Взаимоотношения - личностная основа взаимодействия, проявляющаяся во взаимопомощи, симпатии, антипатии. Анализ литературы позволяет выделить несколько направлений в изучении проблемы взаимоотношений:

1. Отношения дружбы, симпатии, взаимного тяготения детей друг к другу рассматривали Т. И. Бабаева,Т. А. Владимирова, Т. А. Репина, и др. В этих работах показана важная роль социального опыта детей, значимость положительного оценочного статуса в группе сверстников.

2. Избирательные отношения изучали Е. О. Смирнова, А. А. Рояк,

К. Я. Вольцис и др. В этих работах раскрываются способы регуляции взаимоотношений: а) обеспечивать успех в деятельности (А. А. Рояк), б) объединять детей примерно одного уровня активности, сформированности игровых умений (К. Я. Вольцис), в) формировать социально значимую мотивацию, этически ценные способы общения (Т. А. Репина и др.)

3. Ряд исследователей раскрывали важную роль качеств личности, которые обеспечивают взаимопонимание, успех совместных видов деятельности: самостоятельность (К. П. Кузовкова, Г. М. Лямина и др.), организованность (А. И. Матусик, В. Г. Нечаева и др.), общественность (А. П. Усова).

4. В работах Р. С. Буре, А. П. Усовой, В. Г. Нечаевой и др. показано важное значение разных видов деятельности.

5. Гуманные отношения исследовались в работах Т. А. Репиной, Е. Э. Шишловой и др. Одним из эффективных приемов развития гуманной направленности у дошкольников выделяется создание проблемных ситуаций, требующих от ребенка принятия самостоятельного решения, нравственного выбора. Е. Э. Шишлова выделяет следующие составляющие гуманных отношений: доброжелательное, отзывчивое, внимательное, заботливое, справедливое. В развитии гуманных отношений подчеркивается необходимость индивидуального подхода.

Обобщая исследовательский материал, можно выделить основные методы и приемы руководства межличностными отношениями: пример взрослых; оценка взрослых; занятия по ознакомлению с нормами общения; чтение художественной литературы; этические беседы, создание проблемных ситуаций.

 

Основные понятия: общение, взаимоотношения.

 

И методические подходы.

Сенсорное воспитание – это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Это важное направление педагогической работы, служащее основой познания мира. А. П. Усова писала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей составляют чувственно-воспринимаемые впечатления. Успешность всех других сторон воспитания (нравственного, эстетического т. д.), а также готовность к обучению в школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Анализ теории и практики сенсорного воспитания в России позволил выделить различные направления исследований. На этапе теоретического обоснования в работах Ф. Н. Блехер, Е. И. Радиной, Е. И. Техеевой и др. раскрываются задачи, содержание сенсорного воспитания. Главное внимание уделяется освоению свойств и качеств предметов и явлений, что необходимо ребенку для дальнейшего изучения окружающего мира и овладения различными видами деятельности; обосновывается игра как форма и средство сенсорного воспитания. А. В. Запорожец вводит понятие сенсорные эталоны – общепринятые мерки, образцы внешних свойств предметов.

Н.П. Сакулина раскрывает методику формирования у детей обобщенных способов обследования предметов, которые могут быть использованы в процессе познания многих качеств и свойств: 1) восприятие целостного облика предмета; 2) вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств; 3) определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа т. д.); 4) вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; 5) повторное целостное восприятие предмета. Л. А. Венгер вводит понятие аналитическое восприятие, что включает в себя развитие умения разбираться в сочетаниях цветов, выделять отдельные измерения величины, расчленять форму предметов и т. д.

В 60-е – 70-е годы складывается система сенсорного воспитания: процессы ощущений и восприятий рассматриваются в тесной связи и во взаимозависимости с познавательной, эмоциональной сферами, практической деятельностью (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.). Подчеркивается важность согласования содержания сенсорного воспитания с содержанием детской деятельности. Ставится задача формирования обобщенных и систематизированных знаний о качествах предметов.

В 70-е – 80-е годы сенсорное воспитание рассматривается, главным образом, в связи с формированием сенсорных способностей. Л. А. Венгер подчеркивает важную роль перцептивных действий, которые лежат в основе сенсорных способностей. Широкую известность получило пособие Л. А. Венгера, Э. Г. Пилюгиной и Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М., 1988, где представлен комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие действий сравнения, наложения, приложения, обобщения, систематизации посредством использования сенсорных эталонов. В ряде работ идеи сенсорного воспитания связываются с развитием качеств личности: наблюдательность, самостоятельность, инициативность и др. (Н. А. Ветлугина, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова и др.)

Богатый опыт сенсорного воспитания, развития детей представлен в зарубежной педагогике. Это системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.

 

Основные понятия: сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, сенсорные способности.

 

 

Современные подходы.

Нравственное воспитание – процесс формирования у детей нравственных представлений, развитие чувств, ценностного нравственно- этического отношения к миру, формирование нравственных качеств (доброжелательность, отзывчивость, др.).

Задачи нравственного воспитания:

1. Развитие нравственного сознания детей (нравственных представлений, знаний, понятий).

2. Развитие нравственных чувств, отношения к тем или иным поступкам, явлениям, ситуациям.

3. Формирование нравственного поведения (навыков, привычек поведения).

Нравственная воспитанность – уровень развития нравственного сознания, чувств и поведения. По данным Р. С. Буре, Л. В. Крайновой и др. уровень нравственной воспитанности можно выявить в «ситуациях выбора», где есть борьба мотивов. Критериями нравственной воспитанности являются: 1)самостоятельный выбор способа поведения в конкретной ситуации; 2)мотив, которым руководствуется ребенок;

Принципы нравственного воспитания:

1)воспитание в деятельности (упражнение в поступках т. д.)

2)единство нравственного сознания и поведения;

3)соответствие содержания, методов, форм нравственного воспитания возрастным особенностям детей;

4)индивидуальный подход к детям.

К средствам нравственного воспитания относятся знания о социальной действительности и морали общества, разные виды деятельности.

Теоретические основы нравственного воспитания:

Т. А. Маркова и В. Г. Нечаева разработали содержание нравственного воспитания, методы (этическая беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, т. д.)

Р. С. Буре раскрыла подходы к формированию нравственно – волевых качеств на занятиях, показав, что «не деятельность сама по себе, а ее организация в целесообразных педагогических условиях и при использовании педагогом методов, направленных на осознание значимости этой деятельности, приводит к формированию нравственно- волевых качеств». Под руководством Р. Ф. Буре разработана программа «Дружные ребята», содержание которой направлено на развитие у детей гуманных отношений.

Л. В. Крайнова обосновала методику развития нравственной активности, которая строится на следующей последовательности этапов: 1) выделение ребенком этических ситуаций и осознание своего места в их разрешении; 2) ознакомление его со способами активного поведения; 3) использование этих способов поведения в совместной деятельности.

Е. Э. Шишлова показала необходимость формирования гуманных отношений в аспекте индивидуального подхода к детям. Ею были выделены составляющие гуманных отношений: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость. Важное значение Е. Э. Шишлова отводила созданию проблемных ситуаций, что требует от ребенка нравственного выбора, самостоятельного поиска и принятия решения.

Современные подходы к нравственному воспитанию:

- развитие у детей умения строить отношения с окружающим миром на основе согласия собственных стремлений с объективными закономерностями, ценностными установками тех социальных и природных систем, которые взаимодействуют с ними;

- целенаправленная работа по развитию умения противостоять отрицательным примерам, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, включая средства массовой информации (радио, телевидение);

- больше внимания уделять развитию нравственных чувств у детей, ценностного отношения к окружающему;

- формирование потребности проявлять положительные индивидуальные качества, желание быть понятым и принятым окружающими.

 

Основные понятия: нравственное воспитание, нравственная воспитанность, принципы, средства нравственного воспитания.

 

. Половое воспитание детей: понятие, теоретические и

Методические подходы.

Половое воспитание – система медицинских и педагогических мер, направленных на формирование полоролевой социализации детей: мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Полоролевая социализация – это процесс вхождения и принятия человеком системы культурных норм поведения и взаимоотношений между полами.

Половое воспитание возникло давно. Так, в первобытнообщинном строе девочки вместе с матерями собирали коренья, готовили еду, мальчики с отцами ходили на охоту т. д. Яркие примеры полового воспитания можно выделить в рабовладельческом обществе, средневековье, в дворянский период и др. В отечественной педагогике половое воспитание – это, прежде всего, процесс нравственного становления личности. Целью полового воспитания является формирование целостной личности мальчика как будущего мужчины и девочки как будущей женщины.

Задачи полового воспитания дошкольников:

1. формирование представлений, знаний о физиологических, психологических и социальных особенностях полов и их отношении в обществе;

2. развитие эмоциональной сферы ребенка, направленной на переживание и мотивацию своего поведения как представителя определенного пола.

3. развитие качеств мужественности и женственности у детей соответствующего пола.

В содержание полового воспитания входят знания об анатомии своего и противоположного пола, элементарных правилах гигиены, о социальной половой роли мальчика и девочки, развитие нравственно - волевых качеств (доброжелательность, вежливость, уверенность и др.)

Принципы полового воспитания: 1 )реалистичности или естественно - научный принцип; 2) перспективности (направленности на будущее); 3) адресности (конкретное обращение к детям с учетом особенностей их психического и физического развития); 4) непрерывности (охват различных возрастных групп, преемственность в овладении знаниями, способами поведения, т. д.); 5) тесная связь со всеми сторонами развития личности (познавательной, эмоционально–волевой, потребностной и т. д.); 6) единство в подходе к детям со стороны детского сада и семьи.

Средствами полового воспитания являются все виды деятельности (игровая, трудовая, обучение на занятиях, художественно-речевая, двигательная т. д.). Методы: словесные, наглядные, практические и игровые.

В. Е. Каган выделяет 3 основных периода в динамике формирования половых ролей у дошкольников: 1. период половых различий (с 1 г. до 1,5 – 2 лет). Ребенок различает людей по полу, по внешним признакам, пока на неосознаваемом уровне; 2. пола (с 3 лет), ребенок называет свой пол, отделяет себя от других. В этот период наблюдается первая половая идентичность; 3. полоролевой идентификации (начальные этапы в 3-4 года, развитые формы в 5-6 лет). В 5-6 лет – система половой идентичности на познавательном и эмоционально–волевом уровнях. Ребенок начинает воспринимать внутренний мир другого человека, смысл поведения отца и матери. У ребенка прослеживается единство переживаний и полоролевого поведения. Первый опыт полоролевой социализации ребенок приобретает в семье.

В ДОУ работа по половому воспитанию строится с учетом отмеченных задач, принципов. Важное значение имеет дифференцированный подход к детям в плане поручений, заданий на занятиях, т. д.; проведение праздников 8 Марта, 23 февраля, т. д., введение традиций.

В каждодневной работе с детьми необходимо развивать социально значимую мотивацию поведения (помочь девочкам т. д.), стимулировать эмоциональные проявления в общении, акцентировать внимание на ценностные отношения между родителями, «старшим» и «молодым» поколением в семье и т. д. Современные проблемы полового воспитания связаны с отсутствием концепций полового воспитания, методических пособий.

 

Основные понятия: половое воспитание, полоролевая социализация; задачи, принципы полового воспитания.

 

Воспитания.

В дошкольной педагогике труд детей рассматривается в двух направлениях:

1) развитие трудовой деятельности и, соответственно, обоснование педагогических условий, средств, методов, приемов, способствующих развитию трудовой деятельности дошкольников. Это работы Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, Т. А. Марковой, и др.

Трудовая деятельность дошкольников имеет ярко выраженную общественную направленность, значимость; результаты его полезны и необходимы и взрослым и самим детям.

Рассматривая труд как деятельность важно выделить главный его компонент - это социально значимая мотивация (направленность на других, помощь другим и т. д.). Общественные мотивы труда наиболее полно проявляются в 5-6 лет. В работах Р. С. Буре, Г. Н. Годиной показано, что чем выше уровень развития самой трудовой деятельности, тем больше возможностей использования ее как средства воспитания.

2) использование труда как средства воспитания. Это направление позволило выделить составляющие трудового воспитания:

- задачи (воспитание психологической и практической готовности к труду; формирование социально значимой мотивации; воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам; формирование трудовых навыков, умений, качеств личности, т. д.)

- условия: наличие соответствующей среды, деятельность детей, посильность труда, оценка труда, связь с семьей, т. д.

- методы: наглядные (пример взрослых, показ образцов, фильмы, слайды); словесные (объяснения, беседа, совет, замечание, указание, оценка работы, т. д.) практические (упражнение, игры - упражнения, т. д.)

- виды и формы труда: (поручение, дежурство, ручной труд, хозяйственно-бытовой, труд в природе, самообслуживание)

Трудовое воспитание должно осуществляться не только в труде, но и в других видах деятельности (обучении на занятиях, игре, двигательной деятельности). Подчеркивая взаимосвязь всех сторон воспитания необходимо отметить непреходящее значение труда дошкольников в плане физического, нравственного, эстетического сенсорного развития, становления начал экологической культуры. Выделяя теоретические основы трудового воспитания важно отметить, что в работах Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой представлена методика трудового воспитания. По данным Р. С. Буре, А. Д. Шатовой и др. нельзя превращать труд в утилитарную деятельность, далекую от воспитательных целей, в тоже время труд - это не обучающее занятие и не игра. В исследованиях Р. С. Буре раскрываются этапы формирования взаимоотношений детей в труде. Автор выделяет способы объединения детей в труде:

1) ребенок трудится один, деятельность носит индивидуальный характер;

2) дети трудятся рядом, учатся не мешать, уступать. На этом этапе наблюдается взаимозависимость между детьми;

3) труд вместе. На этом этапе дети усваивают нормы и правила работы вместе, овладевают умением договариваться, распределять задания. Разновидностью труда вместе является труд конвейером.

Г. Н. Година важное значение придавала формированию общественно ценных мотивов, отметила воспитательное значение каждого вида труда.

В работах В. И. Логиновой, М. В. Крулехт выделяются знания о труде взрослых как центральное звено в трудовом воспитании. Причем эти знания, по мнению этих учёных, должны носить системный характер и строиться на причинно-следственной связи (преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт).

Д. В. Сергеева разработала вопросы ручного труда, методику руководства ручным трудом.

Современные подходы к трудовому воспитанию:

- труд дошкольников должен носить самоценный характер;

- необходимо пересмотреть содержание труда, ликвидировать однообразие и надуманность;

- труд нельзя превращать в игру;

- трудовое воспитание заменить деловым воспитанием (В. А. Петровский), поскольку у ребенка доминирует не идея труда, производства товаров и т. д., а идея близости со взрослым. Причастность ко взрослым служит для ребенка стимулом, мотивом волевого порыва, позволяющего преодолевать трудности работы. Детей воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение со взрослым (В. А. Петровский).

- индивидуальный подход к ребенку в процессе его трудового воспитания (учет особенностей высшей нервной деятельности, половых различий, уровня сформированности качеств личности и т. д.).

 

Основные понятия: трудовая деятельность, трудовое воспитание.

 

 

Отношения окружающему миру.

 

Формирование у дошкольников ценностного отношения к миру - важное направление дошкольного образования. Переориентировка целей образования дошкольников с информационного компонента (знаний, умений, навыков) на формирование ценностного отношения как выражение духовной связи ребенка с миром в ходе гуманистически ориентированного чувствования, познания, оценивания и созидания действительности, во многом изменили подходы к организации педагогического процесса в ДОУ.

В работах психологов (А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.), педагогов (А. В. Кирьяковой, Б. Т. Лихачева и др.) показано, что ценностное отношение к окружающему миру складывается под влиянием различных объективных (природа, предметы, другие люди и т.д.) и субъективных (темперамент, особенности образа мыслей, чувств, действий) факторов, процесса интериоризации ценностей в структуру внутреннего плана сознания (ценностные ориентации). Процесс формирования ценностного отношения к окружающему миру включает три основных направления:

1. создание условий для восприятия, осознания ценностей при широком диапазоне ценностного познания;

2. создание условий для переживания круга ценностей, проявления эмоций;

3. стимулирование мотивации поведения и прогнозирования поведения в их целостности и взаимной связи.

Ценностное отношение ребенка к миру – динамичное, внутриличностное, субъективно-оценочное понятие, включающее в себя следующие компоненты:

1. Когнитивный - усвоение детьми образцов -эталонов, которые представляют собой задаваемые извне ориентиры, обозначающие свойства предметного мира, отношения между людьми. По данным А. В. Запорожца эталоны помогают ребенку содержательно воспринимать, оценивать окружающую жизнь, формируют "Я - образ ребенка " (систему индивидуальных личностных смыслов). Основой для ценностного насыщения детей могут служить подходы В. А. Караковского, выделенные им восемь общих понятий: человек,семья, труд, знания,культура, Отечество, Земля, Мир; С. И. Маслова, согласно которому все ценности делятся на нравственные социальные, интеллектуальные, религиозные, эстетические, валеологические и материальные.

2. Эмоциональный - ведущий и регулирующий компонент. Эмоции служат связующим компонентом при переводе внешних воздействий в личностно - значимый смысл (Л. И. Божович), побуждают детей к оценочным суждениям, мыслительной и практической деятельности. Постепенно экспрессивные проявления переходят в устойчивые образования:

эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства. Эмоциональный компонент способствует формированию " мотивационно-смысловой ориентировки "ребенка в окружающей жизни, становлению ценностных ориентаций.

3. Деятельностный - включает в себя различные формы проявления личностной активности дошкольников, характеризуется наличием заинтересованного оценивающего "Я" ребенка. Основной формой выражения ценностных ориентаций у дошкольников выступают эмоционально - насыщенные образы. Образ вбирает в себя оценочное выражение мыслей, чувств ребенка. Для этого дети могут использовать самые различные средства: речевые, изобразительные, двигательные и др.

Ценностное отношение детей к миру важно развивать во всех блоках педагогического процесса, разнопланово конструируя работу. Например, на одном виде занятия - учить чувственно воспринимать предметы, природу и др., на другом - выражать оценочные суждения к явлениям природы, произведениям искусства, на третьем - отражать жизненные явления в образах, на четвертом - комплексно реализовывать все компоненты, входящие в понятие ценностное отношение ребенка к миру.

Опираясь на взгляды В. А. Петровского, ценностное отношение важно формировать к четырем мирам: 1. рукотворный мир; 2. мир природы; 3. социальный мир; 4. Я сам.

Раскроем механизм формирования ценностного отношения к рукотворному миру. Он включает, по О. Артамоновой,3 этапа:

1). Подвести детей к пониманию того, что многообразие рукотворного предметного мира - это реализованные интересы потребности людей:

- окружающие предметы делают жизнь человека удобной (например, мебель, посуда и т. д.),

- предметы облегчают труд человека (лопаты, стиральные машины и т. д.),

- взрослые создают игрушки - средства забавы, познания окружающего мира,.

- люди создают произведения искусства, что помогает оценить красоту жизни, художественное отражение окружающего и т. д.

- человек - творец, труженик (дома, фабрики, произведения

искусства, т. д. всё сделано человеком).

2). Развитие чувства благодарности к человеку за труд, уважительное отношение к результатам его труда:

- труд превратил первобытного человека в современного,

- труд - общественно-значимая деятельность (можно показать на собственной деятельности ребенка),

- предметы содержат сведения об истории народа, их стремлениях, желаниях.

3). Этап - подвести детей к мысли о том, что они могут быть созидателями: в процессе украшения предметов (одежды, разделочных досок и т. д.), в процессе создания предметов (елочные игрушки, детская посуда), в процессе изменения функций предметов (кубик-мыло, палочка-ложка и т. д.).

 

Основные понятия: ценностное отношение ребенка к миру.

 

ЛЕКЦИИ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.035 с.)