Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление местного самоуправления в республике Беларусь↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 61 из 61 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История становления системы органов местного самоуправления Республики Беларусь берет свое начало с апреля 1990 г., когда был принят Закон СССР ''Об общих началах местного управления и местного хозяйства в СССР''. Этот закон воспринял многие идеи Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г. Закон ориентировал на расширение регулирующих и оперативно-распорядительных полномочий местных Советов, укрепление их самостоятельности, как в правовом, так и в финансово-экономическом плане. При этом данный документ достаточно четко отразил идею субсидиарности в распределении компетенции местных органов разного уровня. Впервые в законодательном плане был поставлен вопрос о системе юридических гарантий местного самоуправления, включая его судебную защиту. Местные органы в большей степени рассматривались как структуры территориальных сообществ граждан, действующие в рамках закона в интересах граждан. Закон 1990 г. не только по духу, но и по самой форме был близок Европейской Хартии. Он был скорее программным документом, чем нормативным правовым актом прямого действия. К сожалению, союзные республики, имея в виду и структуры власти, и общественные институты, оказались неготовыми к принятию прогрессивного законодательства о местном самоуправлении [4, с.5]. Отправным пунктом следующего этапа реформирования местной власти стало принятие в феврале 1991 года Закона ''О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР'' (далее - Закон о местном самоуправлении) [16]. Согласно этому закону местные органы формально стали самостоятельными, но при этом сохранили свой статус органов государственной власти и управления. Сохранялась достаточно жесткая финансовая зависимость низовых уровней от вышестоящих при распределении бюджетных средств. Статья 34 предусматривала самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя, однако эти нормы на деле не выполнялись. Такое положение вытекало, в том числе и из нечеткого разграничения компетенции между Советами разных уровней. Закон определял три уровня местных Советов: областной (шесть областных и Минский городской), базовый (городские в городах областного подчинения и районные Советы) и первичный (все остальные), что порождало нечеткость в разграничении компетенции и конфликты [20, с. 36]. Однако благодаря Закону было возвращено в обиход само понятие ''местное самоуправление'', определены его основные принципы, в том числе самостоятельность и независимость Советов народных депутатов при решении вопросов местного значения. В 1991-1992 гг. в Беларуси действовала первая редакция Закона о местном самоуправлении. В соответствии с действовавшей Конституцией вся власть концентрировалась в системе Советов. Верховный Совет формировал правительство - Совет Министров и иные республиканские государственные органы, имел право отмены решений исполнительной власти и роспуска местных Советов всех уровней.
В 1993 г. в Закон о местном самоуправлении были внесены изменения, направленные на усиление полномочий исполкомов и обеспечивающие централизацию власти. Исполкомы получили право самостоятельно утверждать свои штаты, назначать на должности руководителей подотчетных Совету органов управления, устанавливать и изменять правовой режим объектов коммунальной собственности. Получила распространение модель ''сильный исполком - слабый Совет''. Проблема местного самоуправления оказалась настолько сложной, что даже не получила надлежащего разрешения в ходе конституционного процесса, продолжавшегося в течение четырех лет. На различных этапах в разных проектах, разработанных обеими конституционными рабочими группами, тематика местного самоуправления была одной из наиболее запутанных, и разработчики проектов конституции не могли определиться с местом и ролью местного самоуправления в системе институтов государства [20, 38]. В итоге в принятой 15 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь вопросам местного самоуправления и управления был посвящен пятый раздел, который во многом содержал те же положения, которые были и в Конституции БССР 1978 г. После принятия Конституции в Закон о местном самоуправлении был внесен ряд изменений: изменилось его название (он стал называться ''Закон о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь''), получили организационное оформление системы местного управления и самоуправления.
Начало очередному этапу новейшей истории самоуправления положил Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.1995 г. № 383 ''О проведении реформы органов местного управления и самоуправления'', в соответствии с которым окончательно упразднялись районные в городах Советы депутатов и их органы. На территории районов в городах образованы администрации с правами юридического лица, которые являются местными органами управления. Глава местной администрации и его заместители назначаются председателем вышестоящего исполкома, а другие должностные лица администрации - ее руководителем. Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 г. № 481 утверждена примерная структура местных администраций в районах городов, в состав которых входит руководство, органы по экономическому регулированию и рыночным отношениям; органы по информированию населения и связях с общественностью; органы по развитию социальной сферы; органы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; органы по охране прав граждан и организационной работе. Окончательная конструкция местной власти была установлена Указом Президента Республики Беларусь от 20.11.1995 г. № 476 и Указом от 18.03.1996 г. № 105, которыми утверждались ''Положение о председателе областного, Минского городского исполнительного комитета'' и ''Положение о председателе районного, городского исполнительного комитета''. С принятием новой редакции Конституции Республики Беларусь в результате референдума от 24.11.1996 г. такого рода нормотворческая практика Президента получила уже конституционное подкрепление. А Закон о местном самоуправлении, изложенный в новой редакции от 10.01.2000г., практически полностью приведен в соответствие с нормами указов. Этот Закон в новой редакции определяет систему и экономическую базу местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, закрепляет основы правового положения органов местного управления и самоуправления, отдельных форм непосредственной демократии. В нем определяются понятия местного управления и самоуправления, система и компетенция органов местного управления и самоуправления, принципы их деятельности, органы территориального местного самоуправления, экономическая основа местного управления и самоуправления, гарантии местного управления и самоуправления [16]. В июле 2000 г. был принят Закон Республики Беларусь ''О республиканских и местных собраниях'' [17], который регламентирует порядок инициирования, созыва, проведения, а также компетенцию республиканских и местных собраний как формы непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государств.
В августе 2000 г. по инициативе Президента Республики Беларусь состоялся съезд депутатов местных советов. В резолюции данного форума подчеркивается, что развитие системы Советов - одно из приоритетных направлений демократизации общества. Указано на важность перераспределения функций и полномочий республиканских органов власти и управления с укреплением их материально-финансовой базы [6, с. 7]. В резолюции отмечена необходимость разработки концепции реформирования местного управления и самоуправления, принятия Кодекса Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении. Советам рекомендовано улучшить практику подготовки и проведения сессий, повысить эффективность деятельности постоянных комиссий, активизировать работу депутатов в Советах. Съезд признал целесообразным создание единого республиканского органа по координации деятельности местных советов депутатов и органов территориального управления [3, с. 2]. Такая демократическая форма, как съезд депутатов советов, не предусмотрена Конституцией и Законом. Его решения не имеют какой-либо юридической силы. Тем не менее, эти решения в целом отразили настрой депутатского корпуса на изменение механизма территориального управления и готовность нести гораздо большую ответственность за судьбу страны. В настоящее время ведется подготовка новой концепции местного самоуправления в Беларуси. В юридической литературе ведется широкое обсуждение о том, каким должно быть местное самоуправление, какие шаги должны быть предприняты для его реформирования [6, 10, 19, 20, 23, 25]. Таким образом, путь становления современной системы местного самоуправления в Республике Беларусь не был достаточно простым и последовательным. В настоящее время актуальным является вопрос о реформировании существующей системы местного самоуправления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.007 с.) |