Принципы, цели, предмет и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, цели, предмет и методы



Принципы, цели, предмет и методы

Понятие финансового менеджмента: цели, предмет и методы.

Принципы финансового менеджмента.

Основные концепции финансового менеджмента.

 

Понятие финансового менеджмента: цели, предмет и методы.

Финансовый менеджмент (энциклопедия общего аудита) это наука об эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятия и корпорации, активном использовании финансовых отношений в целях достижения ими своих практических и стратегических целей.

Финансовый менеджмент (Юджин Бредхем «Энциклопедия финансового менеджмента») – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей предприятия путем эффективного использования всей системы финансовых взаимосвязей, фондов и резервов, формирующих механизм деятельности предприятия в условиях рыночной экономике.

Финансовый менеджмент (Ковалев) – характеристику финансовому менеджменту являющемуся с одной стороны самостоятельным научным направлением и с другой стороны сугубо практической деятельностью, можно давать как с позиции теории, так и с позиции практики. В первом случае речь должна идти главным образом об описании концептуальных основ, рассматриваемой науки. Во втором случае о конкретных методах, способах управления финансами хозяйствующего субъекта.

Финансовое управление (Ковалев) – управление финансами любого объекта подразумевает оценку производственных и финансовых направлений его деятельности в контексте окружающей среды, поиск и мобилизацию источников средств для обеспечения этой деятельности и финансовые расчеты со всеми контрагентами, имеющими интерес к данному объекту.

Финансовое управление (Лобанов) – это совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений, т.е. задача финансового менеджера состоит в том, чтобы разработать финансовое решение.

Цели финансового управления:

1) максимизация прибыли за период времени;

2) обеспечение платежеспособности;

3) рост стоимости акционерного (собственного) капитала.

Предметом финансового менеджмента, т.е. того, что изучается в рамках данной науки, являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки.

Метод финансового менеджмента в широком смысле слова представляет собой систему теоретико-познавательных категорий (фактор, модель, ставка, процент, дисконт, финансовый инструмент, денежный поток, риск, леверидж и т.д.), систему базовых концепций, которые определяют логику организации финансового менеджмента и использования его прикладных методов на практике (концепция денежного потока, компромисса между риском и доходностью, асимметричность информации, эффективности рынка, агентских отношений, альтернативных затрат и т.д.), системы научного инструментария (их дает Бланк).

 

Тема 2. Функции и организационная схема финансового

Управления

 

Традиционные, нетрадиционные, специальные функции.

Функции финансового менеджмента как объекта управления и как управляемой категории.

Организационная схема финансового управления.

Тема 3. Сущность, состав финансовых ресурсов и капитала

Понятие финансовых ресурсов и капитала.

Содержание и классификация приемов финансового менеджмента.

Содержание и классификация приемов финансового менеджмента

В основе движения финансовых ресурсов лежит движение капитала. В процессе кругооборота капитала высвобождается денежный капитал, образующийся в результате реализации товара и воплощающий в себя перенесенную и вновь созданную стоимость. В этом случае вырученные денежные средства, из которых образуется денежный капитал могут быть пущены в дальнейший оборот для финансирования текущих капитальных затрат хозяйствующего субъекта.

Выручка (стоимость продукта) распадается на три основных элемента:

1. Оборотные средства

2. Часть стоимости основных фондов и нематериальных активов (амортизационные отчисления).

3. Прибыль, которая направляется на развитие производства - нераспределенная прибыль.

Таким образом, финансовые ресурсы и капитал находятся в постоянном движении, поэтому общим содержанием всех приемов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные с оборотом капитала и движением денег. Управление этим движением отражает главную цель финансового менеджмента.

Под управлением движением финансовых ресурсов и капитала понимается процесс воздействия финансовых отношений на величину и динамику изменения этих ресурсов. Такое воздействии осуществляется через финансовый механизм посредством различных способов. Эти способы воздействия и представляют собой приемы управления.

Приемы финансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежных отношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели.

По направлению действия приемы финансового менеджмента можно свести в 4 группы:

1. Приемы, направленные на перевод денежных средств. К ним относятся приемы, связанные с расчетами за купленные товары, работы, услуги. Их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажей этих товаров.

2. Приемы, направленные на перемещение капитала для его прироста. Это инвестиционная сделка, связанная как правило с долгосрочным вложением капитала. Виды кредита: аренда, лизинг, факторинг, вексельный кредит, самокредитование и др.

3. Приемы, носящие спекулятивный характер. Это краткосрочная сделка по изменению прибыли в виде разницы в цене покупки и продажи, разнице в процентах, взятых в займы и отданных в кредит и т.д.

4. Приемы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход. Представляют собой приемы управления движением капитала в условиях риска и неопределенности хозяйственных ситуаций. Это страхование, хеджирование, залог, ипотека, лимитирование, деверсификация, приобретение дополнительной информации о выборе и результатах самострахования.

Тема: «Финансовое планирование»

1. Рыночная концепция финансового планирования. Конъюнктура финансового рынка.

Планирование – это выбор тактических и стратегических целей и путей их достижения в условиях ограниченности ресурсов, разработка соответствующих приоритетов развития, путей наиболее эффективного использования капитала, выбор направлений инвестиционной деятельности и путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Рыночная концепция финансового планирования состоит в том, что все финансовые показатели органически связаны с конъюнктурой рынка и объемом продаж, а не производством продукции.

Процесс планирования должен дать ответ на вопросы:

- где предприятие собирается продавать продукцию;

- когда;

- как;

- для кого;

- коков платежеспособный спрос на продукцию предприятия.

Рыночный подход к планированию финансовых результатов отражает выражение:

Прибыль = Цена – Себестоимость

Планирование цены как основного рыночного параметра должно опираться на тщательный анализ рыночной конъюнктуры и на обоснованную ценовую стратегию предприятия.

Конъюнктура финансового рынка – это система факторов, характеризующих текущее состояние спроса, предложения, цен и уровня конкуренции на финансовом рынке в целом и отдельным его сегментам.

Для конъюнктуры финансового рынка характерны четыре стадии:

1) подъем конъюнктуры, который связан с повышением активности рыночных процессов в связи с оживлением рыночных процессов в целом. В этот период растут цены на объекты инвестирования, повышаются доходы инвесторов, финансовых посредников и операторов. Бычий рынок достигает своего пика.

2) конъюнктурный бум;

3) ослабление конъюнктуры, это связано со снижением инвестиционной активности в связи с началом спада экономики в целом, относительно высоким предложением различных финансовых инструментов при снижении спроса на них, начинает формироваться финансовый рынок как медвежий.

4) конъюнктурный спад – наиболее неблагоприятный период с позиции инвестиционной активности, существенно снижаются цены на объекты инвестирования. Медвежий рынок достигает своего пика.

Прогнозирование конъюнктуры финансового рынка осуществляется в современных условиях двумя основными группами методов:

1) технологические или прикладные трендовые методы: теория Доу, теория волн Эллиото, теория скользящей средней.

2) функциональные или факторные методы: сверху-вниз, снизу-вверх, вероятностный метод прогнозирования, метод эконометрического моделирования, метод моделирования финансовых коэффициентов, метод построения электронных таблиц (литература Бланк «Финансовый менеджмент»).

Прибыль выступает как совокупность взаимодействия внутренних факторов деятельности предприятия и внешних (рыночных).

 

 

2. Финансовое прогнозирование и планирование.

В основе финансового планирования лежит финансовое прогнозирование. Финансовое прогнозирование – основа финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и финансового бюджетирования (т.е. составления финансового и оперативного бюджетов).

Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих ему расходов. Конечной точкой и целью – расчет потребности в дополнительном внешнем финансировании.

Основными шагами финансового прогнозирования являются:

1. Составление прогноза продаж статистическими и другими методами.

2. Составление прогноза переменных затрат.

3. Составление прогноза инвестиций в основной и оборотные активы, необходимые для достижения прогнозируемого объема продаж.

4. Расчет потребности во внешнем финансировании.

Существуют два главных метода финансового прогнозирования:

1. Бюджетный. Основан на концепции денежных потоков и сводится к расчету финансовой части бизнес плана. При его составлении целесообразно помнить, что бизнес-план в финансовом управлении играет две роли: 1) прежде всего он служит комплексным технико-экономическим обоснованием инвестиционного проекта, 2) кроме того бизнес-план предназначается для обоснования потребности предприятия в кредитных ресурсах. Если в первом случае финансовый раздел бизнес-плана разрабатывается в соответствии с общепринятой методикой составления инвестиционного проекта, то во втором случае свои требования к финансовой части бизнес-плана выдвигает банк.

2. Метод «процента от продаж», метод формулы.

 

Управление запасами.

Управление запасами.

 

Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование запасов товарно-материальных ценностей, осуществляется путем определения потребности в отдельных видах запасов. В процессе определения потребности запасы ТМЦ предварительно группируются следующим образом:

- производственные запасы;

- запасы готовой продукции.

Потребность в запасах каждого вида определяется раздельно по таким группам:

1) запасы текущего хранения;

2) запасы сезонного хранения;

3) запасы целевого назначения (определены специфическими целями деятельности предприятия, например, для организации встречной торговли при закупке определенных сырьевых ресурсов: обуви при закупке шкур; сахара при закупке сахарной свеклы и др.).

Особое внимание уделяется запасам текущего хранения. Принципиальная формула, по которой определяется необходимый объем финансовых средств, авансируемых на формирование запасов ТМЦ (ФСз), имеет вид:

ФСз = СР*Нз – КЗ,

где СР – среднедневной объем расхода запасов в сумме;

Нз – норматив хранения запасов, в днях (при отсутствии используется показатель средней продолжительности оборота запасов в днях).

КЗ – средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретенные ТМЦ.

Расчет ведется по каждому виду запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить общую потребность в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов.

В теории управления запасами показано, что при некоторых ограничениях и предпосылках можно рассчитать размер оптимальной партии заказа (EQO, ед.):

EQO =

где D – общая потребность в сырье на период, ед.;

F – стоимость выполнения одной партии заказа;

H – затраты по хранению единицы сырья.

В рамках этой теории разработаны и схемы управления заказами, позволяющие определит уровень запасов, при котором необходимо делать очередной заказ.

При управлении производственными запасами большое значение имеет контроль и ревизия залежалых и неиспользуемых товаров. При этом необходимо выделить группы таких товаров и определить направления их возможного использования или реализации.

 

Амортизационная политика

 

Эффект финансового рычага

 

В приложении к экономике рычаг (с французского левередж или левериджд) трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей.

Возьмем два предприятия с одинаковым уровнем экономической рентабельности, например 20%. Единственное различие состоит в том, что предприятие А не пользуется кредитами и не выпускает облигации, а предприятие Б привлекает заемные средства.

У предприятия А: активы 1000тыс.руб; пассивы – 1000тыс.руб собственных средств.

У предприятия Б: актив – 1000тыс.руб; пассив – 500тыс.руб. собственных средств и 500 тыс.руб. заемных средств (кредитов и займов).

НРЭИ у обоих предприятий одинаковый – 200 тыс.руб.

Если предприятия не платят налогов, то предприятие А получает 200 тыс.руб. исключительно благодаря эксплуатации собственных средств. Рентабельность собственных средств: 200тыс.руб: 1000 тыс.руб * 100% = 20%. Предприятие Б из тех же самых 200 тыс.руб. должно сначала выплатить проценты по задолженности, а также, возможно, понести дополнительные расходы, связанные со страхованием залога и т.п. При условной средней процентной ставке 15% эти финансовые издержки составят 75 тыс.руб (15% от 500 тыс.руб.). Рентабельность собственных средств предприятия Б будет таким образом равна (125тыс.руб.: 500 тыс.руб.)*100 = 25%.

Итак при одинаковой экономической рентабельности в 20% налицо различная рентабельность собственных средств, получаемая в результате иной структуры финансовых источников. Эта разница в 5% пункта (25-20=5) и есть уровень эффекта финансового рычага (ЭФР).

Эффект финансового рычага (первая концепция) – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Финансовый рычаг – это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения объема и структуры собственного и заемного капитала.

Введем в расчеты налогообложение прибыли по условной ставке 1/3.

Показатель Предприятие
А Б
НРЭИ, тыс.руб -    
- Финансовые издержки по заемным средствам, тыс.руб = -  
= Прибыль, подлежащая налогообложению, тыс.руб. -    
- Налог на прибыль, тыс.руб (ставка 1/3) =    
= Чистая прибыль тыс.руб    
Чистая рентабельность собственных средств, % 133:1000*100=13,3 83:500*100=16,6

 

Таким образом, у предприятие Б чистая рентабельность собственных средств на 3,3% выше, чем у предприятия А, только за счет иной финансовой структуры пассива. Налогообложение срезало эффект финансового рычага на 1/3, т.е. на единицу минус ставка налогообложения прибыли.

Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между рентабельностью и «ценой» заемных средств – средней расчетной ставкой процента (СРСП).

Первый способ расчета эффекта финансового рычага:

, где

Дифференциал – это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процентов по заемным средствам:

 

Плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия финансового рычага, это соотношение между заемными (ЗС) и собственными (СС) средствами.

 

, тогда

 

Эффект финансового рычага будет тем больше, чем больше будет экономическая рентабельность инвестиций по сравнению со ставкой процентов по займу и чем больше будет соотношение заемных и собственный средств. Важно осознать глубокое противоречие и неразрывную связь между дифференциалом и плечом финансового рычага. При наращивании заемных средств финансовые издержки по обслуживанию долга, как правило, утяжеляют среднюю расчетную ставку процента и это (при ЭР = сonst) ведет к сокращению дифференциала. Но несмотря на это эффект финансового рычага может возрасти благодаря опоре на плечо финансового рычага. В связи с этим в финансовом менеджменте существуют следующие правила:

- если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо следить за состояние дифференциала: при наращивании плеча финансового рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением процентной ставки за кредит;

- риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск.

При этом не стоит увеличивать любой ценой плечо финансового рычага, а необходимо регулировать его в зависимости от дифференциала. Кроме того всегда должен оставаться резерв «заемной силы», чтобы в случае необходимости покрыть недостаток средств кредитом без превращения дифференциала в отрицательную величину (использование заемных средств только тогда будет довать дополнительную выгоду, когда ЭР больше СРСП).

Многие западные экономисты считают, что эффект финансового рычага оптимально должен быть равен одной трети-половине уровня экономической рентабельности активов. Тогда ЭФР способен как бы компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу.

Эффект финансового рычага (вторая концепция) – это изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию (в процентах), порождаемое данным изменением нетто-результата эксплуатации инвестиций (в процентах). Такое восприятие ЭФР характерно для американской школы финансового менеджмента.

 

Вывод: чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск.

Чем больше сила воздействия финансового рычага, тем больше финансовый риск, связанный с предприятием, так как:

1. Возрастает риск невозмещения кредита с процентами для банкира.

2. Возрастает риск падения дивиденда и курса акции для инвестора.

 

Тема: «Денежный поток»

Содержание денежного потока.

Содержание денежного потока.

Прибыль ≠ Денежному потоку.

Денежные средства могут формироваться за счет прибыли и суммы амортизационных отчислений.

Денежный поток – это движение денежных средств в реальном режиме времени.

Прибыль – это некоторая сумма в рублях, которую рассчитывает бухгалтер на конец отчетного периода.

Прибыль – это учетная величина, она фиксируется на момент отгрузки продукции. Вероятна ситуация, когда прибыль на бумаге есть, а денег нет.

Понятие денежный поток является агрегированным и включает в свой состав многочисленные виды этих потоков. Кроме того он характеризует поступление и расход денег в различные моменты.

Бланк рассматривает денежный поток предприятия как совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью.

Для измерения потока денежных средств Чанг Ф. Ли и Джозеф И. Финнерти рассматривают три вида инвестиционных вложений:

1) новый бизнес:

- относительно новый бизнес (когда предприятие действует, но меняет ассортимент продукции и т.д.);

- абсолютно новый бизнес;

2) расширение старого бизнеса;

3) замена актива (реконструкция, модернизация, реорганизация).

Данные авторы считают, что оценка движения потоков денежных средств предполагает их учет сразу и в полном объеме; определение потока по инвестиционному проекту нацелено на снижение издержек. Они рассматривают прирост потока денежных средств как поток представляющий собой разницу между потоками средств по двум взаимоисключающим решениям:

1) поддержание в рабочем состоянии уже существующего оборудования или

2) приобретение и использование нового.

Эта разница и представляет собой прирост потока денежных средств.

Самсонов считает, что одна из задач управления денежными потоками заключается в выявлении взаимосвязи между потоками денежных средств и прибылью, т.е. является ли полученная прибыль результатом эффективных денежных потоков или это результат каких-то других факторов. Он считает, что необходимо различать два существующих понятия:

- движение денежных средств (потоков);

- поток денежных средств.

Движение денежных средств понимается как валовые денежные поступления и платежи предприятия (см. Стоянова. Финансовый менеджмент ситуация с. 416-433).

Поток денежных средств связан с конкретным периодом времени и представляет собой разницу между всеми поступлениями и выплаченными предприятием денежными средствами за этот период (ф №4 приложения к бух. балансу).

Основная цель управления денежными потоками предприятия - обеспечение финансового равновесия и финансового профицита в процессе развития предприятия путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и их синхронизации во времени.

В процессе анализа денежных потоков рассматривается динамика объема формирования положительного и отрицательного денежного потоков предприятия в разрезе отдельных источников и направлениях расходования денежных средств соответственно. Затем рассматривается сбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков по общему объему; изучается динамика показателя чистого денежного потока как важнейшего результативного показателя финансовой деятельности предприятия и индикатора уровня сбалансированности его денежных потоков в целом. В процессе анализа определяется роль и место чистой прибыли предприятия в формировании его чистого денежного потока; выявляется степень достаточности амортизационных отчислений с позиций необходимого обновления основных средств и нематериальных активов.

Особое место в процессе этого этапа анализа уделяется «качеству денежного потока» - обобщенной характеристике структуры и источников формирования этого показателя. Высокое качество чистого денежного потока характеризуется ростом удельного веса чистой прибыли, полученной за счет роста выпуска продукции и снижения ее себестоимости, а низкое – за счет увеличения доли чистой прибыли, связанного с ростом цен на продукцию, осуществлением внереализационных операций.

В процессе анализа исследуется синхронность формирования положительного и отрицательного денежного потоков в разрезе отдельных интервалов отчетного периода; рассматривается динамика остатков денежных активов предприятия, отражающая уровень этой синхронности и обеспечивающая абсолютную платежеспособность.

В конце определяется эффективность денежных потоков предприятия.

Одним из основных элементов финансового анализа является оценка денежного потока С1, С2, …Сn, генерируемого в течение ряда временных периодов в результате реализации какого-либо проекта или функционирования того или иного вида активов. Элементы потока С могут быть либо независимыми, либо связанными между собой определенным алгоритмом. Временные периоды чаще всего предполагаются равными. Кроме того предполагается, что элементы денежного потока являются однонаправленными, т.е. нет чередования оттоков и притоков денежных средств. Также считается, что генерируемые в рамках одного временного периода поступления имеют место либо в начале, либо в конце, т.е. они не распределены внутри периода, а сконцентрированы на одной из его границ. В первом случае поток называется пренумерандо, или авансовым, во втором – потоком постнумерандо. На практике наибольшее распространение получил поток постнумерандо, в частности этот поток лежит в основе методик анализа инвестиционных проектов.

Оценка денежного потока может выполняться в рамках решения двух задач: а) прямой, т.е. проводится оценка с позиции будущего (реализуется схема наращения); б) обратной, т.е. проводится оценка с позиции настоящего (реализуется схема дисконтирования).

 

Понятие финансового потока.

 

Финансовые потоки могут быть:

- денежное поступление на расчетный счет фирмы совместно со снятием денег с расчетного счета фирмы;

- вложение первоначальных инвестиций в проект в размере I0 и последующее поступление от этих инвестиций;

- взятие кредита с последующей выплатой процентов и основного долга.

Различают финансовые потоки стандартный и нестандартный.

Стандартный финансовый поток считается таковым, если он имеет не более одной перемены знака: +, -.

Нестандартный имеет более одной перемены знака +, -, +, -. Пример, долгосрочный кредит, предоставленный в форме краткосрочного кредита.

Различают следующие типы стандартных потоков:

1) денежный поток, связанный с выдачей кредита -, -, -, -, +,+.

2) денежный поток, связанный с взятием кредита: +, +, …, +, -, -, …., -.

Преимущества стандартных финансовых потоков заключается в их распространенности и более простых свойствах по сравнению с финансовыми потоками, имеющими несколько перемен знака.

Понятие «финансовый поток» помимо просто работы с наличностью вводится потому, что невозможно работать с деньгами, существующими в разные моменты времени. Деньги, существующие в разные моменты времени также разные.

Существуют два основных метода прогнозирования финансовых потоков:

1. Метод сверху вниз начинается с прогнозирования общего состояния экономики. Например, прогнозирование ее спада или подъема. Затем исследуется взаимосвязь между состоянием экономики и объемом продаж в фирме. Данный метод особенно эффективен для крупных фирм. Его преимущество заключается в возможности предвидеть глобальные изменения в связи с изменением общеэкономической ситуации. Недостаток в сложности прогнозирования состояния экономики и сложности исследования взаимосвязей между состоянием экономики и объемом продаж фирмы.

2. Метод снизу вверх. Начинается с опроса конечных, как правило, ближайших к покупателю розничных торговых агентов об их оценках объема будущих продаж. Затем эти оценки суммируются. Преимущество заключается в увязке к специфике продаж. Недостаток - невозможность предвидеть глобальные изменения спроса.

Финансовые потоки находят свое отражение в структуре баланса: обязательства фирмы и их временная структура, а также оборачиваемость различных видов капитала в активе баланса.

 

Критерии степени риска.

 

Риск характеризуется несколькими главными показателями:

1. Безрисковая зона. Ей соответствуют нулевые потери или получение прибыли.

2. Зона допустимого риска – это область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница зоны допустимого риска соответствует уроню потерь равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.

3. Зона критического риска – область, характеризующаяся возможностью потерь превышающих величину ожидаемой прибыли вплоть до величины полной расчетной выручки от предпринимательства.

4. Зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к невозмещаемой потери всех средств, вложенных предпринимателем в дело.

5. Зона катастрофического риска. Это область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск может привести к краху, банкротству, несостоятельности.

 

Уровни и значения критериев риска в предпринимательстве по Райзбергу

 

Оптимальный коэффициент риска 0,03 или 3% и ведущий к банкротству 0,07 при оценке финансовых операций.

 

Виды рисков

 

Финансовый менеджмент всегда ставит получение дохода в зависимость от риска. Риск и доход представляют собой две взаимосвязанные и взаимообусловленные финансовые категории.

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.

Для финансового менеджера риск — это вероятность неблагоприятного исхода. Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска, самый высокодоходный вариант вложения капитала может оказаться настолько рискованным, что, как говорится, «игра не стоит свеч».

РИСК — это экономическая категория. Как экономическая категория он представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно подразделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

Спекулятивные риск и выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К ним относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т. е. денежных средств).

Финансовые риски подразделяются на два вида:

1) риски, связанные с покупательной способностью денег:

- инфляционные и дефляционные риски,

- валютные риски,

- риск ликвидности.

2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски):

- риск упущенной выгоды;

- риск снижения доходности;

- риск прямых финансовых потерь.

Инфляция означает обесценение денег и, соответственно, рост цен. Дефляция — это процесс, обратный инфляции, он выражается в снижении цен и, соответственно, в увеличении покупательной способности денег.

Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск — это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование т. п.).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Термин «портфельный» происходит от итальянского «porto foglio» в значении совокупности ценных бумаг, которые имеются у инвестора.

Риск снижения доходности включает в себя следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.

К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.

Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и, по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях.

Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под более низкий процент, но он уже связан сделанным им выпуском ценных бумаг.

Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных бумаг.

Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают в себя следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся: риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т. п.

Селективные риски (от лат. selectio — выбор, отбор) — это риски неправильного выбора способа вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.121 с.)