Використання інтегрованих уроків в образотворчому мистецтві 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Використання інтегрованих уроків в образотворчому мистецтві



Використання інтегрованих уроків в образотворчому мистецтві

Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему. Интеграция снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Предмет "Изобразительное искусство" является по сути своей интегративным курсом, объединяющим основы всех визуально-пространственных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры. Чтобы усилить эмоциональное воздействие искусства на личность современного ребенка, необходимо использовать в урочной и внеклассной работе, помимо произведений изобразительного искусства, произведения литературы, музыки, фольклора в комплексе.

Разумеется, каждый учитель дает ряд тем, связанных с иллюстрированием загадок, стихов, сказок. На подобных уроках звучат отрывки из литературных и музыкальных произведений. А вот пробовали ли вы рисовать музыку? Конечно, к подобному заданию необходимо подготовить ученика. Он должен уже знать, что краски бывают теплые и холодные, нежные и печальные, уметь сравнивать краски, используемые в картине, с музыкальными фрагментами. Мы рисуем музыку, пока она звучит, без предварительных эскизов и набросков. Подобная работа отражает сиюминутное впечатление, потому что музыка подвижна, и мы не можем заставить ее замереть для позирования, но можем передать свое восприятие ее в цвете, линиях, образах, с которыми она ассоциируется.

 

Використання різних форм художньої творчості на уроках образотворчого мистецтва.

Виды деятельности: рисование, лепка (объемная, на плоскости…), конструирование, моделирование, смешанная техника природными и неприродными материалами (работа с бумагой - паперопластика: оригами, вытынанка, апликации; с фальгой, картоном; с утилизированным материалом, с пластилином, глиной; текстиль: вышивка, вязание, плетение и мн.др.).

 

Дидактичні принципи навчання на уроках образотворчого мистецтва.

Необходимость соблюдения принципов дидактики в учебно-воспитательном процессе объясняется тем, что задачи воспитания решаются в школе прежде всего в процессе обучения. Обучение как целенаправленная деятель­ность педагога по вооружению учащихся знаниями и навыками и развитию их познавательно-творческих способностей являет­ся составной частью воспитания в широком смысле слова. Во­просами рациональной организации обучения и занимается ди­дактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обра­зования и обучения.

Научные основы обучения находят свое выражение в дидак­тических принципах, представляющих собой систему основных положений, на которые необходимо опираться при преподавании учебных предметов.

Являясь научными основами процесса обучения в целом, принципы дидактики приобретают конкретное выражение и со­держание в зависимости от специфики преподаваемого предмета. (см.вопрос№1)

КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ

Композицию в дизайне можно рассматривать как процесс гармонизации формы изделия, интерьера и других пространственных объектов, в которых определяются и приводятся к единому все характеристики формы: размеры, пропорции, ритмическая структура, фактура, цвет и др.

Существуют два основных вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная. Важнейшими выразительными средствами композиции явля­ются объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет (колорит).

Особую роль играет в дизайнерской композиции принцип золотого сече­ния. Кроме этого, для композиции в дизайне важны открытость или замкну­тость, целостность. Важнейшей категорией композиции является эстетиче­ски осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством, ее называют объемно-пространственной струк­турой. Дизайнер должен позаботиться о гармо­ничном соотношении частей и целого, о композиционной целостности.

Художественно-осмысленное выражение степени напряженного состоя­ния материальной формы называется тектоникой. Из одних и тех же форм можно создать компози­ции статические и динамические, вытянутые вверх или по горизонтали, с ярко выраженным ритмом и без него. Строение формы, являющееся резуль­татом чередования одинаковых элементов, называют метрическим. При рав­номерном, ускоренном или замедленном чередовании элементов образуется ритмический ряд. По сравнению с метрическим рядом ритмический подвиж­нее, напряженнее, интереснее. Он дает возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения.

Во многом приемы и средства композиции в дизайне зависят от исполь­зуемых материалов и технологии производства. Например, чтобы подчерк­нуть легкость сооружения, используют тонкие ажурные конструкции, уст­ремляющиеся вверх. Применение другого материала — железобетона диктует иное композиционное построение объекта.

Современные интерьеры, костюмы, сервизы также могут создаваться на основе различных исторических стилей. В то же время стилевое единство объек­тов дизайна является более широким понятием, чем простое подражание готике, барокко или даже кубизму. Когда говорят, что все предметы какого-нибудь интерьера находятся в определенном единстве между собой, то име­ют в виду их соответствие по форме, пропорциям, массе, цвету и декору.

В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, выражает творческую платформу, например, стиль «хай-тек» подчеркивает функциональное назначение объекта за счет акцентирования несущих кон­струкций, вентиляционных труб и т. п.

Выразительность композиции интерьера достигается за счет его гармоничного цветового решения, ритмической организации пространства, разнообразия текстуры и фактуры отделочных материалов, продуманного под бора мебели и освещения.

 

Види дизайну.

Виды дизайна - специфические формы специализация дизайнерской деятельности отличающиеся предметом проектирования (областью приложения профессиональных знаний), целями и методами проектной работы и её конечным результатами.

Промышленный, графический, дизайн одежды, экологический дизайн, визаж, дизайн окружающей среды

Промышленный дизайн — это конструи­рование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого. Графический дизайн — это промышленная графика (этикетки, упаковка товаров, открытки, конверты и др.), различные оформительские изобрази­тельные и шрифтовые работы, разработка графического стиля учреждения, графическая реклама продукции и др. Фирменный стиль включает создание знаков, шрифтов и прочего оформления для буклетов, бланков, этикеток, визиток, сувенирной продукции, дизайн упаковки и другие компоненты, используемые какой-нибудь фирмой. Визаж, или искусство макияжа, участвует в создании прекрасного облика человека. Арт-дизайн можно понимать как ис­кусство проектирования таких объектов, которые не имеют прямого функционального назначения, но, будучи созданными по всем законам формообразования, ко­лористики и гармонии, эти объекты будут отвечать высоким требованиям, предъявляемым к произведениям искусства, поэтому их могут демонстрировать в выставочных залах. Дизайн одежды включает ее мо­делирование и конструирование. Фитодизайн представляет собой как составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или засушенных цветов и растений, так и целостное оформление интерьеров цветами, травами, деревьями, корягами и т. п. Дизайн среды включает проектирование интерьеров и экстерьеров, ланд­шафтный дизайн.

 

Рисование зверей и птиц

Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемо­го животного. Надо стремиться верно передать в рисунке не толь­ко анатомическое строение представителей животного мира, но и характер, образ. Анималистические рисунки известных мастеров изобразительного искусства полезно использовать при ри­совании с натуры для того, чтобы рас­смотреть некоторые анатомические и конструктивные особенности, про­анализировать средства художествен­ной выразительности.

В процессе работы над изображе­нием зверей и птиц решаются опре­деленные учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических осо­бенностей, точная передача пропор­ций, фактуры шерсти и др. Полезно рисовать зве­рей и птиц по памяти и представлению на основе впечатлений, полученных от натуры. При выполнении крат­косрочных набросков не требуется тональная завер­шенность работы, подроб­ная прорисовка оперения и деталей. Необходимо быст­ро передать общее движение и пропорции основной массы тела, то есть передать абрис и силуэт. Для набросков более всего подойдет линей­но-конструктивная манера рисунка или рисование от пятна. Изображение птиц и зверей требует пристального изучения их внешнего облика, пластики и строения формы тела. Гибкий позвоночник и соединяю­щие кости суставы обеспечивают максимальную подвижность зверей и птиц. При изображении животных в движении необходимо обратить внима­ние на следующие характерные особенности их анатомического строения.' Позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. Под­вижность позвоночника увеличивается от крестца к голове и хвосту. При разгибании шея с головой и тазовая часть с хвостом поднимаются вверх, а поясничный отдел опускается. Во время сгибания происходит обратное дей­ствие, при котором спина выгибается, а шея с головой опускаются.

Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или малоподвижных позах. В дальнейшем можно будет ставить задачу передать движения.

Изображе­ния птиц. При наличии общих черт в конструктивном строении, птицы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловящих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для увеличения «воронки» рта, чтобы легче было поймать жертву; у цапли длинный клюв позволяет ловить лягушек и др. Так как у ногах птиц линия рта заходит за линию глаз, создается обманчивое впечат­ление, что они всегда улыбаются. Рассматривая форму тела птицы, туловища, крыльев, хвоста, конечно­стей, головы и шеи, можно убедиться, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры (голова — окружность, тело — овал, крыло — треугольник и т. д.). В начале обучения полезно выполнить конструктивные наброски и рисунки домашних птиц. Зарисовки можно начинать с неподвижных моделей — чучел птиц. Прежде чем приступить к анализу конструктивного строения формы пти­цы, необходимо определить ее движение и расположение на листе, Размещая рисунок на листе, продумывают композицию, определяют от­ношения больших масс и характер их формы: отношения размеров тулови­ща к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям.

Секрет рисунка птиц

Писать птиц начинают с клюва: глаза располагают рядом с его верхней частью. Наметив глаза, нарисуй голову. Тогда уже изобрази перья в нижней части головы и вокруг верхушки плеч. Делай это боль­шими полукруглыми, симметрично рас­положенными, то длинными, то корот­кими суживающимися штрихами. Концы крыльев только прорисуй. Постепенно рисуй хвост и оперение вдоль позвоноч­ника и под хвостом. Изобрази грудь и брюшко, позади них расположи лапки и низ брюшка. В конце добавь когти — они или схватили ветку, или распластаны.

Нужно как следует знать общую фор­му птицы. Птицы рождаются из яйца, и их форма напоминает яйцо, к которому добавлены голова, хвост, крылья и лапы. Когда крылья расправлены, полет быстр и легок. Когда голова поднята, клюв от­крыт, кажется, будто птица поет, сидя на ветке. Когда же птица отдыхает на вет­ке, она твердо ставит лапки и сидит спо­койно, беззвучно. А перед взлетом вздра­гивает хвост, после чего птица взмывает ввысь.

 

Планування та організація учбово-виховної роботи з образотворчого мистецтва в школі.

Планирование - один из важных этапов учебно-воспитательной работы,

Систематическое, последовательное и прочное усвоение учеб­ного материала по изобразительному искусству в значительной степени определяется тщательным, научно обоснованным планиро­ванием учебного материала в каждом классе. Как свидетельствует опыт учителей, совершенно необходимо планировать как содержание каждого урока в отдельности, так и поурочно материал каждой четверти, всего учебного года. К этому же обязывает и соблюдение дидактических принципов. Обычно планирование конкретного урока осуществляется в ви­де рабочего плана-конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цели и задачи данного урока. Здесь также фиксируется последовательность всех этапов (элементов) урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане-конспекте указывается наглядный материал, кото­рый должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.

Далее следует конспект ведения урока. При этом нужно отметить, что часто учитель (особенно начинающий) во время урока не все успевает сообщить, показать школьникам из того, Что было запланировано, нередко пользуется терминологией, недоступной пониманию детей данного класса. Поэтому в конспекте рекомендуется фиксировать основные моменты из объяснения Учителя и содержания урока.

Планирование каждого конкретного урока невозможно без планирования учебного материала на год и четверти. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование мате­риала па четверти. В практике преподавания изобразительного искусства широкое распространение получило тематическое ил­люстрированное планирование уроков. В таком плане наряду с указанием темы урока, времени, отводимого на выполнение учебного задания, техники работы дается наглядное изображение го, что будут рисовать школьники. При составлении годового поурочного тематического плана каждом классе учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству. Программа является тем докумен­том, который на основании опыта работы советской школы, послед­них достижений педагогической и психологической науки указы­вает содержание обучения изобразительному искусству в каж­дом классе, виды занятий, объем учебного материала по каждому виду занятий и по каждой теме; указывает примерные учебные задания для школьников.

К организации уч.-в.работы относится урок, роль учителя, оборудование урока, организация внеклассной работы.

Виды и структура орнаментов

Искусство орнамента — сложное, многозначное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освое­ния. Знакомство с этим искусством предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.

Орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании и организо­ванном расположении элементов. В зависимости от ха­рактера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, лома­ных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, много­гранников, звезд, крестов, спиралей и др. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» — это растительный орнамент. Его изображают и как цвету­щий куст, и более декоративно-обобщенно. Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фи­гур реальных и фантастических животных. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и др.Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бор­дюр, кайма), имеющий семь раз­ных видов симметрии, сетчатый может быть семнадцать принци­пиально разных типов сеток с элементами орнамента) и замк­нутый (в круге, квадрате, прямо­угольнике, треугольнике и др.).

48. Методика малювання предметів циліндричної, конічної та кулястої форми у і -7 класах..

Цилиндр. Последовательность рисования цилиндра

Первый этап. Определение размеров цилиндра, основных пропорций (вы­соты и ширины). Нахождение его расположения на листе. Построение осевых линий, для этого надо определить положение вертикальной оси цилиндра. Перпендикулярно к ней строятся осевые линии верхнего и нижнего основа­ний цилиндра.

Второй этап. Прорисовка овалов, передающих перспективное сокраще­ние верхнего и нижнего оснований цилиндра. Определение границ света и тени.

Третий этап. Нанесение светотени для выявления объема. Штрихи подчер­кивают форму цилиндра. Обобщение и завершение работы — соблюдение вер­ных тональных отношений.

Круглая поверхность цилиндра, плавно из­гибаясь, ускользает от света. Поэтому все элементы ее свето­тени не имеют видимых границ — свет незаметно переходит в полутень, а полутень — в тень. Границы рефлекса также расплывчаты. Лишь границы падающей тени довольно четкие, как у граненых тел. На круглых телах хорошо заметна кор­пусная тень — самая темная часть тени. Находясь на границе света и тени на вьгауклых частях и разломах формы, она под­черкивает рельеф формы и вносит в изображение ощущение плотности, материальности поверхностей и завершенности объемной формы предмета (рис. 33).

Для передачи светотени сначала намечают очень светлыми линиями границы света и тени, чтобы определить расположение, размеры и форму элементов светотени. В процессе нанесения тона эти границы исчезают. Упрощенно светотень цилиндра можно представить в виде прямоугольных элемен­тов. На модели они располагаются так: свет — слева, тень — справа, полутень — у левой образующей и по границе света и тени, а также на верхнем основании, рефлекс — у правой образующей, падающая тень — на предметной плоскости справа в виде дугообразной полоски.

Нарисуем вертикальной линией границу света и тени. От ее пересечения с нижним основанием цилиндра проведем ли­нию, изображающую ближнюю к нам часть границы пада­ющей тени, а по ней — дальнюю часть. Штриховку начнем с падающей тени (как тени № 1). Тень № 2, то есть собст­венную тень, лучше дать дугообразными штрихами, так как они хорошо выражают движение поверхности цилиндра. Для плавного перехода света в полутень и тень рекомен­дуется применять избирательную штриховку. Ею отмечают и корпусную тень, которая в цилиндре имеет вертикальную протяженность. Верхнее основание цилиндра, как и фон с предметной плоскостью, тонируется обычной плоскостной пере­крестной штриховкой (рис. 36).

Конус. Нарисуем границу света и тени, наметив ширину тени штрихом на основании конуса и соединив его прямой линией с вершиной конуса; от точки пересечения этой границы с основанием покажем ближнюю часть падающей тени пря­мой линией, найдем ее конечную точку (проекцию вершины конуса) и от нее проведем дальнюю сторону треугольника тени. Сравнив светлоту всех частей, определим их тоновые от­ношения, изобразим их штриховкой, как в рисунке цилиндра. Корпусная тень на поверхности конуса располагается по наклонной образующей. Обратим особое внимание на постоянное сужение вместе с формой элементов светотени по мере их приближения к вершине конуса и постараемся передать каж­дый из них даже в самой узкой части конуса близ вершины.

Шар. Последовательность рисования шара

Первый этап. Определение размера шара, точки опоры и плоскости, на которой он находится.

Второй этап. Уточнение диаметра окружности шара, определение границ света и тени, полутонов и собственной тени, рефлекса и падающей тени.

Третий этап. Передача объема штрихами по форме шара. Определение све­тотеневых отношений (блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, па­дающая тень). Необходимо обратить внимание на плавность тональных пере­ходов на сферической поверхности.

Граница света и тени на цилиндрической и кониче­ской поверхностях прямолинейна. На сферической поверх­ности эта граница криволинейна, падающая тень соответствен­но имеет эллиптическую форму. Чтобы построить шар, прежде всего маленькой точкой обозначим свет № 1 — самую освещенную часть шара, а штрихом отметим ширину тени. За пределами контура покажем вектором направление лучей светового потока. Через центр шара нарисуем прямой линией перпендикулярный лучам света экватор. Если мысленно по экватору рассечь шар и отнять верхнюю его половину, мы увидим круглое сечение, которое в перспективе будет казаться эллипсом. Нарисуем этот эллипс. Большой осью его будет экватор, малой осью — прямая, перпендикулярная к экватору и проведенная через центр. Ближняя половина эллипса у нас уже отмечена — это расстояние между экватором и штрихом, показывающим ширину тени. По ближней отмечаем ширину удаленной половины и по четырем опорным точкам строим эллипс, который станет изображением границы света и тени шара. Сотрем невидимую часть границы тени и нарисуем падающую тень. Всем основным элементам светотени найдено место. Теперь дугообразными штрихами закроем тени и полу­тени. Наметим плавный переход от полутени к свету сначала дугообразными штрихами, параллельными контуру шара и границе собственной тени, а затем штрихами, радиально рас­ходящимися от света до самой границы тени. Увяжем раз­розненные венцы штрихов дугообразными штрихами, парал­лельными круглым контурам света экватора и шара. Снизу на затемненную поверхность шара воздействуют световые лучи светлой предметной плоскости. Рисуем корпусную тень, которая на поверхности шара имеет дугообразную форму, отметим рефлекс. Изобразим фон и предметную плос­кость. Все нарисованное проверим.

 

Використання інтегрованих уроків в образотворчому мистецтві

Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему. Интеграция снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Предмет "Изобразительное искусство" является по сути своей интегративным курсом, объединяющим основы всех визуально-пространственных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры. Чтобы усилить эмоциональное воздействие искусства на личность современного ребенка, необходимо использовать в урочной и внеклассной работе, помимо произведений изобразительного искусства, произведения литературы, музыки, фольклора в комплексе.

Разумеется, каждый учитель дает ряд тем, связанных с иллюстрированием загадок, стихов, сказок. На подобных уроках звучат отрывки из литературных и музыкальных произведений. А вот пробовали ли вы рисовать музыку? Конечно, к подобному заданию необходимо подготовить ученика. Он должен уже знать, что краски бывают теплые и холодные, нежные и печальные, уметь сравнивать краски, используемые в картине, с музыкальными фрагментами. Мы рисуем музыку, пока она звучит, без предварительных эскизов и набросков. Подобная работа отражает сиюминутное впечатление, потому что музыка подвижна, и мы не можем заставить ее замереть для позирования, но можем передать свое восприятие ее в цвете, линиях, образах, с которыми она ассоциируется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.028 с.)