З2.Композиційні правила, прийоми та засоби створення художнього образу в декоративній манері на уроках образотворчого мистецтва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З2.Композиційні правила, прийоми та засоби створення художнього образу в декоративній манері на уроках образотворчого мистецтва.



Образы в профессионально декоративном искусстве отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создают на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов.

Художники, создающие гобелены, панно, росписи интерьеров, мозаи­ки, витражи, работают над тематическими декоративными композициями. Как правило, выполнение начинается с эскизов: определяется содержание и пластическое решение. Возможно как тоновое решение эскиза, так и его решение в различном колорите. Здесь продумывается взаимосвязь компози­ции и материала, в котором она будет воплощена, определяется, какими будут формат и размер композиции.

На следующем этапе выполняют рисунок композиции в натуральную ве­личину. Если композиция очень большая, то рисунок можно перевести на декорируемую поверхность методом припороха. А далее композиция вопло­щается масляными или темперными красками, если это живописное панно, или в других техниках художественной обработки материалов.

При выполнении декоративных заданий необходимо найти оригинальное образное решение каждой темы. Для цветового решения тематической декоративной композиции есть раз­нообразный выбор средств. Здесь возможен частичный или полный отказ от цвета натуры. Существует несколько приемов, с помощью которых декорируют поверх­ность. В одном случае следует расчертить всю композицию в строгом геомет­рическом или свободном порядке и по-разному насытить декором полученные кусочки, при этом желательно, чтобы отдельные фрагменты чередова­лись по орнаментальным мотивам и цвету.

Декоративной цельности можно достигнуть введением в изображение какого-нибудь модуля, например прямоугольника или круга. В другом случае какая-либо часть изображения может быть увеличена, как под лупой. Такой прием обладает сильным декоративным эффектом. В третьем варианте предметы делают будто прозрачными, места пересече­ния поверхностей выделяют различной штриховкой и окраской, тем самым превращая реальное изображение в декоративное. Реальные образы можно насыщать орнаментами. Это тоже придает декоративность композиции. Можно сознательно подчеркнуть структуру разрезанных фруктов и овощей, фактуру раковин, оперение птиц, шерсть животных и все это превра­тить в затейливый орнамент. Важно, чтобы при этом орнамент подчеркивал структуру объекта, не было излишней дробности.

Интересных декоративных эффектов можно достигнуть разнообразным сочетанием всех перечисленных выше приемов в одной работе.

Необходимы не толь­ко строгий отбор основного материала, но и поиск общей идеи, цельность и лаконичность.

Полезно выполнить не один, а несколько вариантов цветового решения одной и той же тематической композиции: в теплой гамме, в холодной, построенной на контрастах гаи нюансных сочетаниях и др. На этом этапе желательна имитация техники и художе­ственного материала, в кото­ром будет воплощена компо­зиция (батик, гобелен, вит­раж, коллаж и др.).

Знание определенной последовательности работы и приемов декорирования поверхности способствует успеху в создании тематической композиции для декоративных изделий.

Ведущее место на занятиях по декоративному рисова­нию принадлежит орнаменту, т. е. поискам, созданию и изображению на бумаге художественного орнаментального образа, который мог бы украсить предметы прикладного и декоративного искусства.

Первый принцип — утилитарность, рабочее на­значение украшенного предмета.

Второй принцип — красочность и декоративность орнаментальных образов па ути­литарной вещи.

Четвертый принцип заключается в том, что худо­жественное оформление полезного предмета зависит от ма­териала, формы и назначения. Назначение вещи, ее форма и конструкция, материал, цвет и орнамент — все согласова­но, связано между собой единством замысла.

 

33.Методика викладання основ декоративно-прикладного мистецтва та стилізації _в 1- 4,5 — 7кл.

В содержании ДЛИ входит выполнение узоров, орнаментов, эскизов оформления предметов быта, эскизов праздничных открыток, транспарантов, выставочных стендов, элементов книжной графики, декоративному оформлению помещений и т.п.

На уроках декоративного рисования дети знакомятся и с основами художественного конструирования. В первом полугодии первого класса уч-ся выполняют декоративные рисунки с образца. Со второго полугодия первого класса декоративные узоры составляются самими детьми. Особое внимание школьников обращается на: умелое, выразительное использования ритма, гармонии цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в декоративных работах.

Порядок выполнения декоративного рисунка обычно бывает следующим:

1.предварительный сбор материала (листьев деревьев, репродукций, фотографий) по заданию учителя;

2.предварительное изучение объектов, форма которых должна быть декоративно переработана в рисунках. С этой целью учитель раздает на парты гербарии листьев деревьев и кустарников, цветы, муляжи фруктов, детские и елочные игрушки и т.д.

3.выполнение нескольких вариантов декоративной переработки различных элементов орнамента;

4.выполнения схематичного, рабочего эскиза декоративного рисунка в четверть альбомного листа;

5.линейное построение рисунка на основе рабочего эскиза и предварительных набросков и зарисовок;

6. завершение работы над рисунком в цвете (акварелью или гуашью). Обучение декоративному рисованию в начальных классах начинается с рисования узоров. Они начинаются с образца (первое полугодие) или творчески составляются уч-ся (со второй половины первого класса), исходя из назначения, формы и материала украшаемого предмета. Декоративные работы выполняются на основе декоративной переработки форм изображаемых с натуры объектов: листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д. В школьную программу включено понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях ИЗО, которое находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, изготовле­нии игрушек, вышивке и т.д. Выполнение декоративных рисунков сопровождается предварительным рисованием с натуры объектов растительного и животного мира.

Целью уроков декоративного рисования: развивать у младших школь­ников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края. Начиная с I класса учащиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный — полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орна­мента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморф­ный — изображение зверей и птиц, антропоморфный — изображение челове­ка). Одним из действенных путей развития творческого начала личности явля­ется овладение приемами художественной

Стилизация — это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить — значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали. Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На при­мере орнамента хорошо видно, как формы расте­ний, животных и даже фигуру человека можно превратить в геометрические элементы. Цветок, лист, ветвь можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить при­родные плавные очертания. Упражнениям по сти­лизации растений должны предшествовать зари­совки с натуры. Исходя из реальных образов, художник на основе творческого воображения создает новое.

По рисункам вы можете проследить последова­тельность стилизации растений с использованием следующих приемов: постепенное обобщение фор­мы в ее границах, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превра­щение объемной формы в плоскостную, упроще­ние или усложнение конструкции, разворот цвет­ка или листьев в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цве­товое решение одного мотива и др.

В декоративном искусстве в процессе обобще­ния формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблю­даемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и пол­ный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.

 

34. Мета уроку-екскурсії в розвитку реалістичного сприйняття учнями початкових класів довкілля..

Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Они углубляют знания, полученные уча­щимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активи­зируют самостоятельную работу над рисунками.

Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учи­тель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выстав­ки, выхода в природу. Среди них — обратить внимание детей на кра­сивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать кра­соту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Поэтому задача учителя — научить детей видеть и чувствовать в при­роде гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и ме­тодически увязать все это с конкретным видом учебных занятий — те­матическим рисованием ("Осень в лесу", "Лыжная прогулка" и т. п.), декоративным рисованием (составление узоров на основе раститель­ных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки). В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на вы­ставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамичес­кий или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т. п.

Необходимо на оче­редном уроке предварительно познакомить школьников с целью экс­курсии, с ее планом и организационными требованиями, связать со­держание экскурсии с учебной работой. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяс­нить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяс­нить эти вопросы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.238.160 (0.023 с.)