Методика роботи фарбами на уроках образотворчого мистецтва у 1- 7 класах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика роботи фарбами на уроках образотворчого мистецтва у 1- 7 класах.



В I классе надо ознакомить учащихся с последовательностью расположения цветов в круге и их названиями, а также с ахроматическим рядом.

Перед началом работы непосредственно красками рекомендуется показать ученикам, как держать кисточку, как правильно набирать краску, объяснить, для чего служит пробник-палитра и как им пользоваться.

Акварельные краски. Дети раскладывают краски по принципу цветового круга и приклеивают их. Некоторые педагоги после упо­рядочения палитры закрепляют ознакомление с нею тем, что пред­лагают каждому ученику зарисо­вать свой набор красок. Работа эта дает ученику представление о цве­товых возможностях его набора красок. Смешение красок производится учащимся беспорядочно, без расчета на получение определенного результата. Надо систематически практиковать упражнения по отысканию состав­ного цвета, разбелению его или зачернению. Потренировавшись в смешении красок, получении составных цветов, дети смелее работают, точнее подбирают оттенки. Техника работы акварелью дается ученикам нелегко. Часто дети покрывают бумагу плотно, как гуашью. При работе акварелью нужно соблюдать определенный наклон рабо­чей плоскости (15—25°). Ученик должен иметь стакан или баночку с водой, тряпочку для вытирания рук и кистей, кусочек промокашки, которым удаляют лишнюю воду с поверхности листа или с кисточки. С первых дней работы акварелью надо приучать детей культурно относиться к краскам. Нужно обязательно пробовать краску на палитре. Учитель за время обучения в начальной школе должен привить детям мысль о неисчерпаемости оттенков цвета в природе. Младшие школьники хорошо усваивают основные способы работы акварелью — постепенное усиление цвета и наложение цвета сразу в полную силу.

Работать гуашью рекомендуется начинать раньше, чем акварелью. Техника эта дается легче. Плотное покрытие, яркость цвета привлекают ребенка, а возмож­ность исправлять ошибки, накладывая краску на краску, помогают до­вести работу до желаемого уровня. Технику гуаши в школе нужно чере­довать с акварелью. С I класса работа ведется по белому и по цветно­му фону. Работа на цветной бумаге облегчает выполнение заданий, так как не оставляет незакрашенных белых пятен, цветной фон способ­ствует и зрительному объединению изображения. Надо научить детей пользоваться белилами для осветления любого цвета, подбирать нейтральный серый (путем добавления к белилам и черной краске немножко желтой), провести упражнения на получение ахроматических тонов разной светлоты. Очень полезны задания с ограничением палитры, когда дети полу­чают всего две или три краски.

 

69.Роль графічних вправ та дидактичної гри у навчанні школярів образотворчому мистецтву.

Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические опера­ции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. п. В игро­вой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная па­мять, глазомер, воображение; в художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением; эти игры, активи­зируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества. Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п.

Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующих признаков: элемент ожидания и неожиданности — у детей вы­зывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное дей­ствие в игре и т. д.; элемент загадки — стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элемент движения — смешивать, вык­ладывать, переставлять — эти и другие движения с дидактическими и художе­ственными материалами увлекают детей; элемент соревнования — способству­ет повышению творческой активности детей (игры «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. п.); элемент поиска и находки — ученикам очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов.

 

70.Поточне оцінювання художніх робіт учнів.

Текущий учет проводится в процессе учебной работы. Возможны два вида текущего учета: непосредственно после выполнения зада­ния и во время изложения материала. В процессе объяснения педагог задает вопрос, ученик дает четкий, обстоятельный ответ. Учи­тель говорит, что за ответ он ставит пятерку, и заносит эту оценку в классный журнал. На занятиях декоративным рисованием препода­ватель отмечает работу ученика, которая хорошо скомпонована и ре­шена в цвете, но слаба по технике исполнения. но и отмечает успехи ученика в журнале оценкой "хорошо". Иногда в качестве поощрения можно несколько повысить отдель­ную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, по­ставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, по­низить, если заметны спад и небрежное отношение к работе.

Некоторые учителя этого не делают. Они считают, что выделять кого-то из учеников не следует, требовать от всех знания правил и за­конов реалистического искусства не надо, иначе у части учеников пропадет желание заниматься искусством. Они стараются свести уроки рисования к игре и таким путем привить любовь к изобрази­тельной деятельности. Это ложная точка зрения, свидетельствующая об одностороннем подходе к делу, ведущем к отрыву воспитания от образования. Заинтересовать детей искусством можно и серьезным подходом к делу. Например, на уроках рисования с натуры важно привить детям любовь к внимательному наблюдению закономернос­тей строения форм природы, научить их открывать для себя в увиден­ном новое, до сих пор неизвестное. Все это делает процесс рисования интересным и увлекательным для учащихся.

Навыки и знания, приобретенные учащимися в период обучения, не являются бессмысленными, механическими, а составляют единое целое в общей системе всестороннего образования и воспитания в школе. Следовательно, знания и навыки в изобразительной деятель­ности должны оцениваться так же, как и по другим учебным предме­там — физике, математике, химии и т. п.

Текущий учет знаний и навыков можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ своих товари­щей. Здесь учитель должен стремиться привлекать к участию в разбо­ре рисунков возможно большее число учеников. Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут опре­деленным образом направлять внимание учащихся на те общие зада­чи, которые решал весь класс.

Оценивая качество работ учащихся по пятибалльной системе, на­до иметь в виду, что в первом классе в первой четверти работы уча­щихся не следует оценивать баллом 2, 3, 4 и 5, так как они только на­чинают учиться. Здесь лучше всего ограничиваться только беседой с учащимися.

При работе в начальной школе хорошей формой учета знаний яв­ляется вопросно-ответная форма, причем вопросы, направляющие внимание учащихся на анализ рисунка, ставятся в той же последова­тельности, в какой проводилась работа над изображением, а каждый этап требовал новых знаний.

Только правильно поставленный текущий учет дает возможность систематически следить за работой учащихся.

 

71.Методика роботи над сюжетною композицією у 1 - 4, 5 — 7 класах.

Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусст­ве композиция — это построение художественного произведения, обуслов­ленное его содержанием, характером и назначением. (См.№29)

В области теории композиции можно составить следующую после­довательность изложения материала:

Первый класс. Элементарное понятие о композиции — рациональ­ное размещение изображения на плоскости в пределах заданного формата.

Ритм в композиции (повторяемость элементов изображения) — на примерах декоративного искусства (узоры, орнаменты).

Второй класс. Симметрия в композиции. Закон равновесия — сим­метричное расположение объектов изображения в заданном форма­те, с учетом рисунка и тона.

Третий класс. Симметрия и асимметрия в композиции. Компози­ционный центр. Эскиз композиции и его развитие при решении ком­позиционного замысла.

Четвертый класс. Статика и динамика в композиции. Главное и второстепенное в композиции. Правила подчинения второстепенно­го главному.

Пятый класс. Идейное содержание композиции. Сюжет и тема, раскрытие этих понятий. Перспектива в композиции — высокий и низкий горизонт и их влияние на выразительность композиции.

Шестой класс. Форма и содержание — раскрытие этих понятий. Единство формы и содержания. Композиционное единство графиче­ских, тоновых и цветовых отношений.

Сюжетная композиция. Важно, чтобы учащиеся посчитали отрывки и рассказали, как они будут изображать сюжет, ведь один и тот же сюжет можно представить по-разному. Свежее восприятие художественного текста вызывает у детей яркие зрительные образы, а их конкретизации помогают просмотр мультфильма, "знакомство с произведениями народного творчества и иллюстрациями художников-профессионалов. После этого учащиеся приступают к рисунку в карандаше (учитель должен убрать наглядные пособия с изображением сказочных животных). В ходе самостоятельной работы учитель обращает внимание ученика на ошибки. Общие для всех ошибки выносятся на публичное обсуждение.

На втором уроке учащиеся приступают к работе с цветом. На этом уроке учитель объясняет (напоминает) последовательность выполнения рисунка красками, рассказывает о роли цвета в передаче эмоций и чувств, о приемах выделения главного персонажа (цветовом контрасте), о способах получения сложного цвета. В конце урока подводится итог, анализируются рисунки, можно провести небольшую экскурсию.

В области композиции школьники должны овладеть следую­щими умениями и навыками: 1) научиться целенаправленно на­блюдать окружающую действительность; 2) раскрывать тему и сюжет, исходя из идейного замысла, смысловой связи между изображаемыми объектами; 3) знать наиболее важные законы и приемы композиции: закон жизненной правдивости, закон типизации и обобщения явлений окружающей жизни, закон равно­весия и организации плоскости и ее выразительности, закон конт­растов и нюансов, закон цельности, соразмерности и соподчинения частей произведения, закон единства содержания и формы, закон подчиненности всех законов и средств композиции идейному содер жанию, правило выделения сюжетно-композиционного центра и выделения главного в произведении, правило построения сим­метричной или асимметричной композиции, правило передачи движения, прием изоляции, прием использования формата и раз­мера плоскости картины, точки и уровня зрения'; 4) научиться компоновать сюжет, начиная с общей схемы расположения изо­бражаемых объектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.007 с.)