Вспомогательные формы организации обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательные формы организации обучения.



Обучение - это специально организованный целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, на развитие умственных сил и закрепления навы­ков самообразования.

Обучение осуществляется в определенных организационных
формах.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

В современной школе используются и другие формы, называе­мые по-разному — вспомогательными, внеклассными, вне­урочными, домашними, самостоятельными и т.д. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся:

ü консультации,

ü дополнительные занятия,

ü инструктажи,

ü кружковые занятия,

ü клубная работа,

ü внеклассное чтение,

ü домашняя самостоятельная работа учеников и др.

Часть из дополнительных форм развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, кон­сультации, домашняя работа, учебные конференции, до­полнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом воз­раста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной об­разовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п.

Как и урок, она предполагает особую организацию вза­имодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, де­монстрация и другие методы.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии мож­но классифицировать как производственные, природоведче­ские, краеведческие, литературные, географические и т.п. По образовательно-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педа­гогического процесса — вводными или предваряющими, те­кущими (сопровождающими) и итоговыми.

Дополнительные занятия и консультации проводят­ся с отдельными учащимися или группой учащихся с це­лью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, для удовлетворения повышенного интереса к учеб­ному предмету.

На дополнительных занятиях учителя практикуют раз­личные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяс­нение темы.

С дополнительными занятиями тесно связаны консуль­тации. В отличие от первых, они, как правило, эпизодиче­ские, поскольку организуются по мере необходимости.

Различают текущие, тематические и обобщающие (на­пример, при подготовке к экзаменам или зачетам) консуль­тации.

Необходимость домашней работы учащихся обуслов­лена не столько решением чисто дидактических задач (за­крепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самосто­ятельной работы и подготовки школьников к самообразо­ванию.

Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство от­ветственности за порученное дело, вырабатывая аккурат­ность, усидчивость, развивая другие ценные качества.

Учебная конференция является довольно действенной формой организации педагогического процесса, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы. Она требует большой подготовительной рабо­ты (проведение наблюдений, обобщение материалов экс­курсий, постановка опытов, изучение литературных источ­ников и т.п.). Конференции могут проводиться по всем учеб­ным предметам и в то же время выходить далеко за рамки учебных программ.

В старших классах используется лекция — адаптирован­ная к условиям школы основная форма лекционно-семинар-ской системы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дис­циплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока-сообще ния новых знаний. В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжитель­нее по времени. Она может занимать урочное время цели­ком. Обычно лекция используется, когда учащимся необ­ходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэто­му она требует записи.

Семинары и практикумы. Семинарские занятия про­водятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме.

Сущность семинаров заключается в коллективном об­суждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка: сообщается план занятия, ос­новная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом.

Практикумы или практические занятия применяют­ся при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготов­ки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учеб­ных кабинетах и на учебно-опытных участках и т.д.

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная зада­ча — углубление и расширение знаний, развитие способно­стей и интересов учащихся. Факультатив работает по опре­деленной программе, которая не дублирует учебную. Эф­фективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоя­тельной работы учащихся (практические, реферативные ра­боты, проведение небольших исследований, обсуждение докладов учащихся и др.).

------------------------------------------------------------

18.Домашняя самостоятельная работа учащихся начальных классов, требования к ее организации.

Обучение - это специально организованный целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, на развитие умственных сил и закрепления навы­ков самообразования.

Домашнее задание — составная часть процесса обучения, за­ключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после класс­ных занятий.

Выделяют шесть главных целей домашних заданий:

1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т. д.

6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

Домашние задания можно подразделить на три группы:

ü устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворе­ний, правил);

ü письменные (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т.д.);

ü учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изго­товление деталей, моделей).

Важным вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачи­вать различное время на выполнение домашних заданий. С учетом гигиенических и педагогических требований к орга­низации умственных занятий учащихся определено, что до­машние задания1 даются учащимся с учетом возможности их выполнения:

I класс — домашних заданий нет;

II класс — 1 час;

III касс — 1 час;

IV класс — 1,5 часа.

Некоторые дидактические правила определения содержания домашних заданий:

ü в содержание домашнего задания входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это ука­зывает на то, что второстепенное, несущественное с точки зре­ния науки, практики, жизни не должно входить в содержание задания;

ü очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В, этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. При таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с прак­тическими заданиями;

ü для повышения активности учащихся при выполнении, задания важно включать в содержание заданий некоторые новые дей­ствия.

ü Успешное выполнение учениками домашних заданий во мно­гом будет зависеть от качества работы учителя. Ему прежде всего важно понять, что ученики не смогут успешно справить­ся с заданием, если не будут знать, как его выполнить. Поэто­му каждое задание должно сопровождаться инструктажем, формы которого могут быть следующие:

ü простое указание выполнить задание тем способом, который применялся ранее;

ü объяснение задания на двух-трех примерах;

ü разбор в классе наиболее трудных сторон домашнего задания;

ü разъяснение требований к работе и методов выполнения заданий. Важно иметь в виду следующее: чем младше учащиеся, тем точнее и детальнее должен быть инструктаж.

В истории отечественной школы отношение к домашним за­даниям не было одинаковым.

Сразу после революции домашние задания были запрещены. Практика работы школы показала ошибочность этого подхода, и начиная с 30-х гг. в связи с общим упорядочением работы школы домашние задания вводятся как составная часть учеб­ной работы школьников.

Введение домашних заданий положительно повлияло на обу­чение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала посте­пенно возрастал и объем домашних заданий учащихся. Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из них следует считать слабую осведомлен­ность многих учителей в вопросах детской физиологии и пси­хологии.

-------------------------------------------------------------

19. Сущность процесса воспитания. Понятие цели воспитания.

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие — цель, воспитание — средство ее достижения.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Данное понятие употребляется в широком социальном смысле как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

1. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

2. Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса.

3. Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

4. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

5. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность.

6. Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

7. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Движущие силы процесса воспитания – борьба противоречий. Выделяют противоречия:

ü внешние - проявляются в несоответствии и расхождении между существующими нормати­вами и поведением людей.

ü внутренние - про­тиворечия между притязаниями школьника и его воз­можностями, между потребностями и способами их удовлетворения. Преодолевая противоречия, личность развивается.

Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания.

Цель воспитания – это заранее определенные, прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни в личном развитии и формировании.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.

Цель выражает общую устремленность воспитания. В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих их систем воспитания. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств.

Цель воспитания объективно характеризуется социальной обусловленностью и как система распадается на составные части – общие и конкретные задачи.

В настоящее время процесс воспитания предусматривает решение следующих задач:

ü целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

ü формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

ü приобщение учащихся к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

ü воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

ü развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

ü организацию познавательной деятельности студентов, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

ü организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

ü развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

История педагогики – это длительная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания.

- античный мир: цель воспитания – воспитание добродетелей

- Коменский: воспитание должно быть направлено на познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к Богу.

- Локк: цель воспитания – сформировать джентельмена

- Гельвеций: основа воспитания – стремление к благу общества

- Руссо: цель воспитания – подчиняться общечеловеческим ценностям

- Песталоцци: цель воспитания – развить способности и дарования человека, постоянно их совершенствовать

-И. Кант: цель воспитания – готовить воспитанника к завтрашнему дню

- Гербарт: цель воспитания – всестороннее развитие интересов человека, направленное на его гармоничное формирование

- К.Д. Ушинский: главная задача воспитания – нравственное влияние.

В настоящее время идеальная цель воспитания трактуется как всесторонне развитая гармоничная личность.

С точки зрения задач образование имеет 2 значения:

- подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества;

- гармоничное развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижения единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения.

Реальная цель воспитания определяется как цель, которая может быть осуществлена в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Реальная цель изменяется в зависимости от целого ряда условий.

Реальная цель в современной школе:

- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

- формировать гуманистические отношения

- обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

--------------------------------------------------------------

20. Принципы воспитания, их характеристика.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Данное понятие употребляется в широком социальном смысле как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Принципы воспитания — это исходные педагогические положе­ния, служащие руководящими нормами для воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении. В принципах воспитания сконцентрирован и обобщен много­летний опыт воспитания.

Принципы воспитания объективны по содержанию, но субъек­тивны по форме своего существования, поэтому знание требо­ваний принципов воспитания, закономерностей воспитатель­ного процесса, которые они отражают, позволяет сознательно и творчески решать задачи воспитания.

Соблюдение принципов воспитания позволяет прогнозировать развитие воспитательного процесса.

В системе основных принципов воспитания целесообразно вы­делить принципы, очерчивающие такие сферы воспитания, как содержание, организацию, руководство воспитанием:

ü группы принципов содержательного характера позволяют отве­тить на вопрос, что делать в воспитательной работе;

ü организационные принципы — как, каким образом осуществля­ется воспитание;

ü принципы руководства воспитанием указывают на роль и место субъектов воспитательного процесса.

Содержание воспитания детерминируют:

✓ конкретная социально-ценностная направленность и целеуст­ремленность воспитания;

✓ соответствие содержания характеру решаемых задач и потреб­ностям;

✓ гармоничность содержательных составляющих воспитания.

Организация воспитания осуществляется в соответствии с тре­бованиями таких принципов:

✓ воспитание в процессе труда и повседневной жизни;

✓ воспитание в коллективе и через коллектив;

✓ субъектный характер воспитательных взаимоотношений;

✓ опора на положительное в личности и коллективе;

✓ активность, системность и конкретность воспитательных мер,

✓ сочетание комплексного, дифференцированного и индивиду­ального подходов в воспитательной деятельности;

✓ единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; оптимизация воспитательного процесса и др.

При руководстве воспитанием учитываются следующие принципы:

✓ правовая доминантность руководителя в воспитательной дея­тельности;

✓ активность и адекватность управленческо-воспитательных ре­шений стоящим задачам и обстановке;

✓ обоснованное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательно-управленческого воздействия;

✓ позитивно-мотивационная направленность управленческо-воспитательного воздействия;

стимулирование деятельностной и иной социально-ценностной активности;

✓ учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей;

✓ обоснованное сочетание мер воспитательного воздействия в единстве убеждения и принуждения, личного примера, упражне­ния (тренинга), поощрения, уважения и требовательности и др.

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны между собой, их требования зачастую вытекают одно из другого, обусловливают развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельно­сти, обеспечивает системный подход руководителя к воспитанию. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспи­тания, и реализуются в процессе их практического применения. Соблюдение требований одних принципов и пренебрежение дру­гими не способствует качественному решению воспитательных задач. Нельзя в одних случаях поступать в соответствии с требо­ваниями принципов, а в других — вопреки им; это снижает эф­фективность воспитательной работы, а нередко и разрушает весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процес­са является системный и комплексный подход к воспитанию.

-------------------------------------------------------------

21. Методы формирования сознания личности, их характеристика.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они на­правлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости кол­лектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.

Прием воспитания — отдельный элемент метода.

Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.

Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произ­ведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодея­тельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответст­вующих воспитательных задач.

Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.

Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологи­ческими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребен­ка определенного возраста.

На практике методы воспитания выступают в довольно слож­ном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель

ü применяет различные приемы и методы воздействия,

ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитан­ности детей, характер педагогических ситуаций, которые тре­буют тех или иных решений в интересах как отдельных уча­щихся, так и класса в целом.

 

Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:

· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)

· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)

· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва»)

· Методы самовоспитания

 

2.Методы формирования сознания

К группе методов формирования сознания относятся методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся.

Сущность этой группы методов состоит в том, что посредством их до сознания ребенка доводятся те требования, которые об­щество предъявляет к подрастающему поколению.

Разъяснение — наиболее распространенный метод убеждения
школьников.

Цель разъяснения:

ü раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, яв­лений,

ü помочь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.

Рассказ и беседа всегда были и остаются методом нравственно-
го формирования личности ребенка.

Выбор темы для рассказа определяется ее актуальностью для класса, уверенностью в том, что она вызовет у детей нравст­венное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию.

Беседы могут быть посвящены самой разной тематике:

ü этические (о нормах поведения человека в обществе),

ü эстетические (о красоте окружающих явлений, человеческих отношений и поступков),

ü политические (о внутренней жизни нашего государства и за рубежом),

ü познавательные (о космосе, о жизни животных и другие темы, расширяющие круг знаний учащихся).

Во время беседы учащиеся являются активными участниками обсуждаемых событий, а не пассивными слушателями. В бесе­де учитель опирается на чувственный опыт детей, на их кон­кретные знания. Чтобы проводимые беседы были актуальными для детей, необходимо учитывать личную значимость выбран­ной для беседы темы; отбирать новые, неизвестные факты и события; постановкой вопросов вызывать интерес у участни­ков беседы, заставлять их думать, анализировать свои знания по данному вопросу и свой жизненный опыт; спорить, выяс­нять истину с помощью учителя и т.д.

Младший школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых им людей.

Склонность к подражанию объясняется тем, что у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек по­ведения. Его активность носит подражательный характер. Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. К.Д. Ушинский писал, что в воспитаний нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.

-------------------------------------------------------------

22. Методы формирования поведения воспитанников, их характеристика.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они на­правлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости кол­лектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.

Прием воспитания — отдельный элемент метода.

Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.

Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произ­ведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодея­тельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответст­вующих воспитательных задач.

Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.

Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологи­ческими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребен­ка определенного возраста.

На практике методы воспитания выступают в довольно слож­ном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель

ü применяет различные приемы и методы воздействия,

ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитан­ности детей, характер педагогических ситуаций, которые тре­буют тех или иных решений в интересах как отдельных уча­щихся, так и класса в целом.

Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:

· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)

· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)

· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва»)

· Методы самовоспитания

 

2.Методы формирования поведения

 

1.Упражнение и приучение

2. Режим дня

3. Педагогические ситуации

4. Система поручений

5. Требование

 

1. Упражнение — это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии принятыми в обществе нормами и правилами.

Упражнение включает в себя многократное повторение опре­деленных действий и поступков. Упражнение не следует пони­мать только как механическое повторение одних и тех же дей­ствий, хотя без него нельзя выработать привычку. Упражнение для ребенка — сознательный, творческий процесс. В результате упражнений вырабатываются умения и навыки, привычки, но­вые знания, развиваются умственные способности. Для того чтобы сформировать прочные навыки и привычки учитель в организации упражнений придерживается следую­щих правил:

ü учащиеся должны понимать сущность и значение того качест­ва, которое мы хотим воспитать;

ü знать, что следует сделать и как делать;

ü для выработки навыков и привычек требуется определенное время, которое зависит от индивидуально-типологических осо­бенностей детей.

Приучение состоит из ряда последовательных действий, кото­рые должен усвоить ученик:

ü показ, как выполняется то или иное действие (убрать со стола, дежурить в классе),

ü закрепление правильных действий под непосредственным на­блюдением учителя или родителей.

2. Режим дня — порядок чередования различных видов деятельности и отдыха. Устанавливается с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей.
Предусматривает

ü определенную продолжительность учебных и неучебных заня­тий, сна и отдыха,

ü регулярные приемы пищи,

ü выполнение правил личной гигиены.

Здоровый режим дня школьника повышает работоспособность, благоприятно сказывается на успеваемости, пробуждает инте­рес к творческой деятельности, обеспечивает нормальное фи­зическое развитие детей.

Особо важное значение режим имеет для младшего школьника, так как у него еще недостаточно сформированы организован­ность, дисциплина, воля и настойчивость. Режим дня в школе и семье, четкое распределение видов деятельности по времени заставляют учащихся повторять и закреплять положительные действия и поступки, управлять своими желаниями.

3. Функцию упражнения и приучения выполняют и специально организованные педагогические ситуации, в которых проявляют себя учащиеся.

Наиболее эффективны для младших школьников игровые си­туации.

Создание специальных ситуаций будет эффективным, когда "учитель четко поставит цель, расчленит ее на операции и спланирует отдельные действия и их исполнение. Игровые ситуации помогают выработать навыки и привычки дисциплины, культуры поведения, приучает его жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к конкрет­ным делам в классе, в школе, в обществе.

4. Важную роль в организации воспитательной работы играет система поручений.

Педагогу необходимо соблюдать определенные условия в про­цессе организации поручений:

ü ученики должны знать об общественной значимости пору­чений, понимать важность и необходимость тех дел, которые поручает им коллектив;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.141 с.)