Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование мотивов учения школьников.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мотивация (от лат. moveo — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Имея в виду учителей, говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения. Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. Их также можно определить и как отношение к предмету деятельности (учебной, социальной, профессиональной и т.д.). В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Вот почему мотивы рассматриваются как сложные психологические образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. По уровням влияния на учебную деятельность познавательные мотивы подразделяются на следующие группы: · широкие социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости обучения; · узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих или достойное вознаграждение за свой труд; · мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции среди других обучающихся; · широкие познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от самого процесса учения или его результатов; · учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов; · мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний. По направленности и содержанию мотивы объединяются в группы: социальные (социально-ценностные), познавательные, профессионально-ценностные, эстетические, коммуникационные, статусно-позиционные, традиционноисторические, утилитарно-практические (меркантильные). Установлено, что в разные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения школьников и что группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величина которой определяются суммарным действием мотивов. Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на результаты учебного процесса. В этой связи мотивы учащихся можно разделить на побудительные (они лежат в основе различных целенаправленных действий) и смыслообразующие, которые как бы «переводят» общественно-значимые ценности на личностный уровень. Мотивы обучения также иногда подразделяют на внешние и внутренние. Первые, естественно, исходят от педагогов, родителей, учебной группы (класса), общества и приобретают форму подсказок, советов, требований и даже принуждений. Однако истинный источник положительной мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему воздействию, а мотивам учения – внутренним побудительным силам. В дидактике также выделяются осознанные и неосознанные мотивы обучения. Первые выражаются в умении учащихся рассказывать о том, какие причины побуждают их к тому или иному уровню учения, выстроить их по степени значимости. Неосознанные же мотивы лишь ощущаются, существуют на уровне подсознания в смутных, не контролируемых сознанием влечениях к учебной деятельности. Изучение проблемы положительной мотивации в учебной деятельности осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Педагогическая практика показывает, что в этом случае целесообразно придерживаться определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся: 1. Определение и уточнение педагогом целей обучения. 2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь педагог должен получить четкие ответы на два вопроса: · к каким показателям мотивации необходимо подвести обучающихся различного возраста; · насколько уровень мотивации соответствует возрастным нормам, поставленным целям и задачам обучения. 3. Изучение исходного уровня мотивации. 4. Определение ведущих мотивов учебной деятельности. 5. Диагностика индивидуальных особенностей мотивации. 6. Анализ динамики мотивации и ее причин. 7. Формирование положительных мотивов обучения. 8. Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности. Конкретными показателями сформированности мотивации выступают: 1) тип отношения к учению; 2) цели (какие ставит и реализует обучаемый); 3) мотивы (ради чего учится); 4) эмоции (как переживает учение); 5) умение учиться; 6) уровень обученности (каких результатов достиг); 7) характеристики обучаемости (потенциальные возможности, каких успехов мог бы достигнуть). Сформированная по предложенному алгоритму положительная мотивация на обучение предполагает формирование у обучаемого стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности. Однако в условиях образовательного учреждения она будет осуществляться в под воздействием различный, нередко разнонаправленных, факторов. Для изучения, активизации и развития мотивации учения применяются общие методы исследования — наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью специальных экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов — экспертов. Экспертиза проводится в соответствии со строго определенной процедурой, обязательными моментами которой являются четкая формулировка целей экспертизы и вида экспертного заключения, определение квалификации экспертов, безвредность процедуры, обоснованность выводов и другие. Упрощенным практическим способом экспертизы мотивации являются опросы учителей, работающих в данном классе. Для этого составляется анкета. Получив ответы на одни и те же вопросы от разных учителей, можно получить объективное заключение о развитости мотивационной сферы обучаемых, составить индивидуальную или групповую картину сформированности мотивов. Эта картина будет тем точнее, чем большее количество методов и специальных приемов задействовано при ее составлении. Для накопления наблюдений и формирования первичных заключений можно рекомендовать ведение педагогических дневников, где в произвольной форме регистрируются различные проявления мотивации обучаемых. Среди специальных приемов изучения мотивации можно выделить: а) создание ситуаций. Смысл данного приема в том, чтобы посмотреть, как будет изменяться поведение обучаемых при изменении условий; б) прием выбора партнера. Применяется, чтобы изучить степень самостоятельности мотивов, зависимость их от взаимодействия с другими; в) прием неоконченных предложений. Школьникам предъявляются 10 предложений, которые нужно дописать. Например: «Я думаю, что когда...», «Я был бы рад, если бы...» и т. п.; г) прием неоконченного рассказа. То же самое, что и в предыдущем, но с более развернутым содержанием; д) рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Основывается на утверждении психологов, что обучаемые при этом невольно раскрывают волнующие их проблемы, свое к ним отношение. Интересны наработки зарубежных педагогов. Процессы, связанные с формированием мотивации, американские педагоги называют тренингом, подразделяя последний на четыре основных направления: мотивации достижений, причинных схем, личной причинности и внутренней мотивации. Тренинг мотивации достижений основывается на предположении, что при прочих равных условиях те обучаемые будут иметь более высокую школьную успеваемость, у которых обострено чувство собственного достоинства и стремление постоянного улучшения своих достижений. Формирование синдрома достижения предполагает: а) обучение учащихся сопоставлять собственные достижения с достижениями других (как правило, лучших) обучаемых; б) обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией; в) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения. Если постепенно проходить перечисленные ниже стадии формирования синдрома достижения, утверждает американский психолог Д. Мак Клелланд, то результаты должны быть хорошими: 1) привлечение внимания обучаемых к содержанию обучения; 2) получение опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования; 3) усвоение специальных понятий и терминов мотивации достижений; 4) соотнесение своих реальных мотивов со своим идеалом; 5) практическое следование полученным наставлениям в реальных жизненных ситуациях; 6) постепенное уменьшение внешней помощи, прогрессирующая опора на собственные силы. Тренинг «причинных схем» непосредственно влияет на мотивацию, либо побуждая учащегося к определенному поведению, либо вызывая у него равнодушие и безынициативность. В тесной связи с тренингом причинных схем находится тренинг личной причинности, имеющий целью научить обучаемых искать причины своих неудач прежде всего в самих себе и, по возможности, меньше зависеть от других людей. Чтобы помочь школьникам, следует учить их: а) ставить перед собой реалистические цели; б) соизмерять цели со своими возможностями; в) знать свои сильные и слабые стороны; г) определять конкретные действия; д) планировать перспективу; е) правильно оценивать складывающуюся ситуацию; ж) постоянно анализировать выполнение личной программы — приближают ли действия к цели. Основным все же остается тренинг внутренней мотивации. В его основе открытие американского психолога Э. Деци. Самые действенные в обучении внутренние мотивы. К факторам успешности тренинга внутренней мотивации относятся: переживание учащимся собственной автономии или личностной причинности; ощущение обучаемым собственной компетентности; возможности свободного выбора. Негативный эффект на внутреннюю мотивацию учения оказывают такие факторы, как недостаток времени и необходимость выполнения работы к жестко зафиксированному сроку. ------------------------------------------------------------- 9. Содержание образования, его структура. Образование в «Законе об образовании РФ» трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под содержанием школьного образования понимают систему знаний, умений и навыков, которыми овладевают учащиеся в процессе изучения учебных предметов. На содержания образования оказывает влияние ряд факторов: ü потребности общества ü изменения в социальной сфере общества ü субъективное влияние учителя на содержание образования посредством методов, приверженцами которых он является. В государственных документах определены общие основы школьно образования: ü гуманизация; ü интеграция; ü дифференциация; ü направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина; ü научная и практическая значимость; ü соответствие сложности образования возрастным возможностям; ü широкое применение новых информационных технологий. Разработка содержания основывается на государственном В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Объем школьного компонента содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения. К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования относятся: 1) общеобразовательный характер учебного материала; 2) гражданская и гуманистическая направленность содержания; 3) связь учебного материала с практикой перемен в обществе; 4) основообразующий и системообразующий характер материала; 5) интегративность изучаемых курсов; 6) гуманитарно-этическая направленность содержания образования; 7) развивающий характер учебного материала; 8) взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов; 9) эстетические аспекты содержания образования. Государственный стандарт включает: ü базовый учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном наполнении по годам обучения и его структуре; ü образовательные стандарты в целом для школы и для всех учебных предметов как содержательная конкретизация целей общеобразовательной подготовки; ü государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования для каждой ступени обучения (начальной, основной и старшей школы). Согласно государственному стандарту содержание обучения в целом и содержание каждого предмета состоит из двух частей — инвариантного (неизменяемого) ядра и вариативной части, которая систематически обновляется и пересматривается. Содержание учебного процесса может иметь разную структуру Наиболее распространенные: ü линейная — отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз; ü концентрическая — предполагает возвращение к изучаемым знаниям; ü спиральная — ученики постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. ü Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. ------------------------------------------------------------- 10. Основные документы, определяющие содержание образование. Образование в «Законе об образовании РФ» трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под содержанием школьного образования понимают систему знаний, умений и навыков, которыми овладевают учащиеся в процессе изучения учебных предметов. Содержание учебного процесса определяется учебными плана- Учебный план — это документ, составленный на основе государственного стандарта общего среднего образования и определяющий: ü продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; ü полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе; ü распределение предметов по годам обучения; ü количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; ü количество часов в неделю на изучение каждого предмета. Может быть несколько вариантов учебного плана. Их составляют на основе типового (базисного, базового) плана с учетом ü типа школы, ü возрастных возможностей детей, ü объема учебного времени, ü соблюдения принципов последовательности и доступности. Самостоятельный выбор школами учебных планов - шаг к демократизации и гуманизации. Учебный план школа утверждает на совместном заседании педагогического и родительского советов. Индивидуальное обучение школьников осуществляется по отдельным учебным планам. На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит: ü пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения; ü тематическое содержание изучаемого материала; ü ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов; ü перечень основных элементов содержания; ü указания по реализации межпредметных связей; ü перечень учебного оборудования и наглядных пособий; ü рекомендуемую литературу. В связи с углублением процессов дифференциации разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения в соответствии с интересами и возможностями учеников. Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики. Исследуя проблемы написания школьных учебников, Д.Д. Зуев выделил следующие их функции: ü мотивационная — заключается в создании стимула к изучению, предмета (обоснование значимости изучаемого материала, яркие и интересные иллюстрации примеры, оригинальные задания и др.); ü информационная — обеспечивает детей необходим и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развит и практического освоения мира; ü трансформационная — состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным дли детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения; ü систематизирующая — реализует требование обязательного систематичного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета; ü закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля — проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов; ü интегрирующая — состоит в том, что учебник помогает ученику соединить знания из смежных наук или сам учебник является интегративным курсом; ü координирующая — способствует привлечению в процессе работы над материалом учебника разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натуральные объекты); ü развивающе-воспитательная — заключается в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность и др.; ü обучающая — проявляется в том, что работа с учебником развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания. В структуру учебника входит текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д.Д. Зуев). Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели. К учебнику предъявляют следующие требования: ü должен содержать изложение основ науки, представленной в данном учебном предмете; ü организовывать самостоятельную деятельность школьников по усвоению учебного материала, учить учиться; ü отражать в единстве логику самой науки и логику учебной программы, учебного предмета; ü быть информативным, энциклопедичным, связывать учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждать к самообразованию и творчеству; ü быть кратким, лаконичным, конкретным, оснащенным основным фактическим материалом, содержать обобщенный материал; ü быть доступным учащимся, ориентированным на особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти и развитие познавательных и практических интересов, потребностей в знаниях и практической деятельности; ü излагать материал, давать ясные и четкие формулировки основных положений и выводов; ü язык должен быть образным, изложение увлекательным с элементами проблемности; ü быть оформленным в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе над ним; ü должен иметь продуманную методическую организацию внетекстового материала; ü быть красочным, снабженным необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий. -------------------------------------------------------------- 11.Принципы и правила обучения. Система дидактических принципов обучения. Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на формирование знаний, умений и навыков, научного мировоззрения, развитие умственных сил и закрепление навыков самообразования. Принципы обучения - это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Требования принципов обучения реализуются через систему правил. Правило - это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения. В еще более популярном толковании дидактические правила — это конкретные указания учителю в том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые выступают как средство реализации принципов. Правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Правила являются переходным звеном от теории к практике. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов. Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: ü принцип сознательности и активности ü принцип наглядности ü принцип систематичности и последовательности ü принцип доступности ü принцип научности ü принцип эмоциональности ü принцип прочности ü принцип связи теории с практикой В основе принципа сознательности и активности лежат установленные наукой закономерные положения о том, что подлинную сущность чел образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом. О дин из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен, п ринцип наглядности обучения. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности о том, что органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. Необходимо использовать умеренное количество наглядности в процессе обучения. Принцип систематичности и последовательности опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: ü человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; ü универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; ü система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; ü процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности; ü если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; ü если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности. Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой. Можно указать и на другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности: ü доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; ü доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; ü чем выше уровень умственного развития школьников и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; ü постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; ü обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения. Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. Принцип эмоциональности вытекает из природы развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние его души, когда мысль становится особенно яркой, учение проходит легко, быстро и приятно. Принцип прочности. Данный принцип подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: ü усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся - две взаимосвязанные стороны процесса обучения; ü прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; ü прочность усвоения знаний учащимися обусловливается использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется. Принцип связи теории с практикой. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: ü эффективность и качество обучения проверяются и направляются практикой; ü правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; ü эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; ü чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; ü чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. ------------------------------------------------------------ 12.Методы обучения. Характеристика отдельных методов обучения. Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, развитие умственных сил и закрепление навыков самообразования. Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Также, под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: ü обучающую, ü развивающую, ü воспитывающую, ü побуждающую (мотивационную), ü контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения — в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности — в этом заключается его побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других снижается. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Наиболее обоснованными являются следующие: G Традиционная классификация методов обучения (сторонники Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Петровский и др.), берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний. Таких источников три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации методов по источнику знаний выделяется пять групп методов: 1- словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж); 2- наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация); 3- практические (упражнения, практические 4- работа с книгой (конспект, чтение, составление плана); 5- видеометод (просмотр, обучение, контроль).
G Другая классификация методов обучения ,по компонентам учебной деятельности, получившая широкое распространение в последнее время, разработана Ю.К. Бабанским. Он выделил три основные группы: 1- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические); 2- м. стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (стимулирование к учению, долга и ответственности в учении); 3- м. контроля и самоконтроля (устного, письменного и практического).
G Еще один вид классификации, предложенный М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером, основан на разделении методов обучения в зависимости от характера (типа) познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала. (Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.) Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы: 1. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); 2. репродуктивный; 3. проблемное изложение; 4. частично поисковый (эвристический); 5. исследовательский. Остановимся подробнее на описании методов перечисленных классификаций. Традиционная классификация методов обучения по источнику знаний. Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, лекция). Данная группа методов предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы. Ученики должны не только воспринимать и усваивать информацию — они могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, дискутировать, обсуждать те или иные мнения относительно изучаемого вопроса. К примеру, рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая его функция — обучающая, сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ— это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Метод применяется прежде всего в младших классах; в школе второй и третьей ступени он используется реже. По целям выделяются: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Эффективность метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, им используемые, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Беседа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.014 с.) |