Особенности организации и проведения мероприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации и проведения мероприятия.



В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы.

Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской за­дачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.

Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.

К мероприятиям могут быть отнесены: экскурсии, встречи с интересными людьми, прогулки, «культпоходы», обучающие занятия, диспуты и т.п.

Мероприятия можно выбирать:

ü когда нужно решить „просветительские задачи: сообщить детям какую-либо довольно сложную для них, ценную информацию (скажем, из области гигиены, экологии, этики, морали, идеи и т.д.), познакомить с произведениями искусства (театра, живописи, архитектуры и т. д.), с культурной, политической жизнью общества (оказать прямое воспитательное воздействие);

ü когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной. работы, требующему высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики, культуры и др. В этих случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов (лекции, встречи, экскурсии и т.д.);

ü когда организаторские функции слишком сложны для детей (либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта). Например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, диспуты, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших;

ü когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо. Например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям и т. п. В этом помогут занятия-практикумы, тренинги и др.;

ü когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка и др.).

Весте с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, если дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые Е.В. Титова относит ко второй группе форм воспитательной работы, так называемые «дела».

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы, которую можно отнести к мероприятиям, был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

· “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. ( В. П. Созонов)

· “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно - деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

· составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;

· уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;

· определение времени и места проведения классного часа;

· определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;

· подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;

· определение участников подготовки и проведения классного час;

· распределение заданий между участниками и группами;

· проведение классного часа;

· анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Формы и технологии классных часов могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

 

 

21. Методы формирования сознания личности, их характеристика.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они на­правлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости кол­лектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.

Прием воспитания — отдельный элемент метода.

Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.

Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произ­ведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодея­тельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответст­вующих воспитательных задач.

Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.

Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологи­ческими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребен­ка определенного возраста.

На практике методы воспитания выступают в довольно слож­ном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель

ü применяет различные приемы и методы воздействия,

ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитан­ности детей, характер педагогических ситуаций, которые тре­буют тех или иных решений в интересах как отдельных уча­щихся, так и класса в целом.

 

Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:

· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)

· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)

· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва»)

· Методы самовоспитания

 

2.Методы формирования сознания

К группе методов формирования сознания относятся методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся.

Сущность этой группы методов состоит в том, что посредством их до сознания ребенка доводятся те требования, которые об­щество предъявляет к подрастающему поколению.

Разъяснение — наиболее распространенный метод убеждения
школьников.

Цель разъяснения:

ü раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, яв­лений,

ü помочь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.

Рассказ и беседа всегда были и остаются методом нравственно-
го формирования личности ребенка.

Выбор темы для рассказа определяется ее актуальностью для класса, уверенностью в том, что она вызовет у детей нравст­венное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию.

Беседы могут быть посвящены самой разной тематике:

ü этические (о нормах поведения человека в обществе),

ü эстетические (о красоте окружающих явлений, человеческих отношений и поступков),

ü политические (о внутренней жизни нашего государства и за рубежом),

ü познавательные (о космосе, о жизни животных и другие темы, расширяющие круг знаний учащихся).

Во время беседы учащиеся являются активными участниками обсуждаемых событий, а не пассивными слушателями. В бесе­де учитель опирается на чувственный опыт детей, на их кон­кретные знания. Чтобы проводимые беседы были актуальными для детей, необходимо учитывать личную значимость выбран­ной для беседы темы; отбирать новые, неизвестные факты и события; постановкой вопросов вызывать интерес у участни­ков беседы, заставлять их думать, анализировать свои знания по данному вопросу и свой жизненный опыт; спорить, выяс­нять истину с помощью учителя и т.д.

Младший школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых им людей.

Склонность к подражанию объясняется тем, что у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек по­ведения. Его активность носит подражательный характер. Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. К.Д. Ушинский писал, что в воспитаний нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.028 с.)