Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.



Типы и структура уроков.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).

Выделяются следующие типы уроков:

ü изучения новых знаний;

ü формирования новых умений;

ü обобщения и систематизации изученного;

ü контроля и коррекции знаний, умений;

ü практического применения знаний, умений;

ü комбинированные (смешанные).

Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообще­ния (изучения) новых знаний — это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.

На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоя­тельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — проводится самостоятельная работа уча­щихся под руководством учителя, в третьих - практикуется и то и другое.

На уроках формирования новых умений учитель проводит специальную работу по осуществлению принципа прочности усвоения уча­щимися учебного материала.

Урок обобщения и систематизации изученного проводится с целью оптимизации и закреп­ления знаний по пройденной теме или разделу учебного пред­мета. Такой урок особенно важен в период итогового повторе­ния, во время подготовки к экзаменам.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений позво­ляют учителю выявить уровень обученности учащихся в опреде­ленной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, уме­ний и навыков по данной теме. Проверка может осуществлять­ся как в устной, так и в письменной форме.

Уроки практического применения знаний, умений предназначены для организации практической деятельности детей.

В практике работы школы наибольшее распространение получили уроки, на которых решается несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированным или смешанным.

Кроме перечисленных типов урока в практике школы применяются также интегрированные и нестандартные уроки

Интегрированный урок (от лат. "полный", "целостный") - это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал не­скольких предметов.

Такой урок способствует информационному обогащению со­держания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с раз­личных сторон познавать явление или предмет изучения.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное заня­тие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Например: "уроки - деловые игры", "Уроки - аукционы", "Уроки — конкурсы" и т.п.

 

В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура.

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Общими элементами являются:

✓ организация начала урока;

✓ проверка усвоения изученного материала;

✓ подготовительная работа к изучению нового;

✓ постановка цели и задач урока;

✓ объяснение нового материала;

✓ закрепление;

✓ повторение;

✓ подведение итогов урока;

✓ учебное домашнее задание.

Соответствующий данному перечню тип урока носит название комбинированного, или смешанного.

Каждый из перечисленных структурных элементов урока преследует свои задачи.

Организация начала урока занимает обычно от одной до не­скольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении по­следовательности запланированных звеньев учебно-воспита­тельного процесса на уроке.

Проверка усвоения изученного материала (обычно домашнего за­дания) - традиционно сложившаяся часть урока, смысл кото­рой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.

Прежде всего учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполне­ния домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили зада­ние, какие были трудности.

Учителю важно понять типичные ошибки, а также индивиду­альные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.

Постановка цели и задач урока: уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, си­стематичность и последовательность действий учителя и уча­щихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока.

Постанов­ка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспи­тательное воздействие.

Объяснение, научное изложение содержания учебного материа­ла — важная часть в структуре урока. Доступная логика науч­ных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и ус­воения учащимися нового материала.

Объяснение может включаться в другие части урока, напри­мер, в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.

Закреплени е как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем но­вого материала как часть урока или как самостоятельный урок.

В процессе закрепления основное внимание уделяется узловым моментам учебного материала, связи теоретических положений с практической деятельностью, процессу формирования опре­деленных учебных умений и навыков.

Происходят систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность проявляется в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий.

Подведение итогов урока — это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретиче­ских положений с упражнениями.

Сообщение домашнего задания, данный этап предназначен для разъяснения основных идей и способов выполнения домашнего задания.

--------------------------------------------------------------

ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КТД

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

G Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).

G Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.

G Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

G Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или мкроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.

Во – первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.

Во – вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В – третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно – воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

В – четвёртых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.

-------------------------------------------------------------

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

 

Наука — это система закономерностей, действующих в определенной области.

Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия сомнения развеялись окончательно — в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому педагогика рассматривается уже как общая наука о воспитании. Все чаще употребляются новые названия — андрогогика (от греч. andros — мужчина и ago — вести) и антропогогика (от греч. anthropos — человек и ago — вести).

Таким образом, педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания.

Педагогика – обширная наука, историческое развитие превратило ее в разветвленную систему научных знаний, систему наук о воспитании.

Основой педагогики является философия, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей.

Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения.

Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Образовательная политика является отражением идеологии различных партий и классов, которую изучает политология. С другой стороны, педагогика разрабатывает механизмы формирования политической культуры личности.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественнонаучными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим.

В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.

В настоящее время педагогика имеет достаточно сложную структуру, составляющими компонентами которой являются:

ü общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

ü возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

ü коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

ü частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

ü история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

ü отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

ü Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

------------------------------------------------------------

3.Личность как предмет воспитания. Факторы формирования личности.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Движущей силой развития личности является борьба противоречий.

К таким противоречиям относятся:

ü противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

ü противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

ü противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития.

Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями, к внутренним относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

Основными объективными факторами развития и формирования личности являются наследственность, среда и воспитание.

Так под наследственностью понимают то, что передается от родителей к детям, то что заложено а генах.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Данное понятие может также употребляться в широком социальном смысле как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Понятие среда также может употребляться как в широком так и в узком смысле.

В широком смысле – это климатические и природные условия, в которых растет ребенок, общественное устройство государства, условия, которые оно создает для развития детей, особенности быта, традиции, культура народа.

Среда в таком понимании влияет на успешность и направленность социализации.

В узком смысле среда - это непосредственное окружение человека. С момента рождения ребенка окружает множество предметов, которые помогают ему познавать социальный мир и развиваться. Природная среда существенно влияет на уровень всестороннего развития детей.

В настоящее время существует 2 основных теории определяющих доминирование того или иного фактора.

Согласно теории преформизма в развитии личности доминирует наследственность.

Сторонники теории конвергенции считают, что доминантами являются наследственность и среда.

Однако, эти теории не отражают роли трех факторов в развитие личности.

В то время, как и наследственность, и среда,и воспитание являются непременными условиями эффективного ее развития.

Под влиянием этих трех факторов внутри личности происходят изменения, благодаря чему личность выбирает свой, присущий только ей, путь развития. Поэтому отдельные ученые выделяют 4 фактор, влияющий на развитие личности – саморазвитие.

На развитие личности большое влияние оказывает деятельность, которая рассматривается как важнейшая форма проявления жизни человека.

Основными видами деятельности ребенка являются игра, учение, труд.

Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-либо потребностей.

Игра – на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой возможно нереальное действие.

Учение - на удовлетворение потребности в понимании и т.д.

Труд – на удовлетворении потребности в получение реального результат, в самоутверждении.

Деятельность тесно связана с общением. Общение – это развитие контактов между людьми, возникающее в результате потребности в совместной деятельности.

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. Активная деятельность ребенка и его общение со взрослыми выступают условиями усвоения социального опыта.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в двустороннее взаимодействие. Таким образом, развитие ребенка происходит через его деятельность.

Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разных ведущих деятельностей, сменяющих друг друга в онтогенезе.

Младенческий возраст – непосредственно-эмоциональное общение;

Ранний возраст – предметно-манипулятивная деятельность;

Дошкольный возраст – ролевая игра;

Младший школьный возраст – учебная деятельность;

Подростковый возраст – интимно-личностное общение;

Ранний юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

-------------------------------------------------------------

4. Методы педагогических исследований

Методы педагогических исследований – это приемы, процедуры, операции, теоретического и эмпирического по­знания и изучение явлений действительности. Система методов исследования определяется целями, задачами и концепциями исследова­ния.

В настоящее время педагогические исследования осуществляют­ся с помощью целой системы разнообразных методов. К ним отно­сятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школь­ной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, соци­ологические методы исследования, методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущ­ность этих методов.

Среди традиционных методов, прежде всего, следует отметить метод «наблюдение». Это наиболее распространенный и доступный метод, который предполагает целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления.

Наблюдение включает в себя 3 основных этапа:

1 этап - определение целей и задач;

2 этап - выбор объекта, предмета, ситуации, способа наблю­дения и регистрации;

3 этап - - обработка и интерпретация полученной информации Выделяют следующие виды наблюдения:

ü скрытое и открытое,

ü сплошное и выборочное,

ü включенное и не включенное.

В процессе наблюдения исследователь получает первичные данные, которые зачастую приходиться уточнять, используя другие методы.

Ценную информацию могут предоставить методы опроса в эту группу входят такие методы как беседа, интервью и анкетирование.

Беседа – это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование. Данной метод был заимствован и социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Вопросы анкеты могут быть закрытого и открытого типа. Вопросы открытого типа предполагают свободное изложение ответов, что позволяет выявить мотивы, взгляды испытуемого, однако такие вопросы сложны в обработке. Вопросы закрытого типа уже имеют готовые варианты ответов, поэтому легки в обработке.

По организации анкеты могут быть именные (с подписью отвечающего на вопросы) и анонимные (безымянные), когда в конце анкеты подпись отвечающего не ставится.

Эффективность анкетирования во многом зависит от соблюдения ряда психолого-педагогических требований:

ü перед тем, как проводить анкетирование, следует провести разъяснительную работу, рассказать учащимся для чего оно проводится, с какой целью, учащиеся должны осознавать его целесообразность;

ü очень важно правильно формулировать вопросы; они должны быть сформулированы ясно, конкретно и доступно; это предполагает в свою очередь ясные и конкретные ответы;

ü анкета не должна быть громоздкой;

ü анкетирование требует уважения к мнению отвечающего, нельзя навязывать собственное мнение опрашиваемым, необходимо сохранять анонимность;

ü эффективное использование этого метода требует специальных умений (дидактических, коммуникативных, организационных, диагностических и др.);

ü по результатам анкетирования надо вносить необходимые коррективы в программу исследования, в действия наставников.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник).

Достаточно полную информацию можно получить при помощи теоретических методов исследования.

В эту группу входят:

ü метод изучения литературных источников (научных трудов, методической литературы, художественной литературы и т. д.),

ü метод изучения продуктов деятельности учащихся (письменных, контрольных работ, рисунков и т.д.),

ü метод изучения школьной документации (классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний, медицинских карт, личных дел учащихся и т. д.).

Среди современных методов, прежде всего, следует отметить эксперимент.

В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает вмешательство в учебно-воспитательный процесс, создание и проверку условий, в которых протекает изучаемое явление. Эксперимент – активный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях протекания.

Выделяют след виды эксперимента:

ü Естественный (проводится в привычных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий)

ü Лабораторный (предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму)

ü Констатирующий (осуществляет проверку существующего явления, проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы)

ü Формирующий (формирует новое явление)

ü 5.Уточняющий (предназначен для проверки гипотезы)

ü Длительный

ü Кратковременный

Еще одним современным методом исследования является социометрия. Данный метод предназначен для выявления особенностей межличностных отношений в классе. Результаты данного метода в ряде случаев можно уточнить при помощи других методов (беседа, наблюдение и т.д.).

Следующий метод - тестирование. Это метод диагностики, использующий стандартизированы вопросы и задания и имеющий определенную шкалу значений.

Тестирование подразделяется на:

ü Тест - опросник (предполагает ответы испытуемого на заранее сформированные вопросы)

ü Тестовые задания (дают оценку действий испытуемого на основе выполнения им ряда заданий)

ü Проективные тесты (изучают проекцию действий испытуемого на других людей)

Большую помощь в проведение исследований могут оказать методы математической статистической обработки данных. Эти методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

В данную группу входят:

ü Регистрация (предполагает выявление качества изучаемого явления и подсчет его количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);

ü Ранжирование (расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей);

ü Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Еще одним современным методом исследования является моделирование. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.

Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.

 

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе

--------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.87.114 (0.142 с.)