Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народная педагогика древних славян↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК область НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. История педагогики и образования как учебная дисциплина выделилась в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи. Главная задача – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории. функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи. Объектом- всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Связи с др.науками: философия;история;культурология;социология;педагогика. Предметом ист. Пед. и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение положительного, что накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.
2. Проблема происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе. Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистко-ленинских методологических позициях. Всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека. Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце 19-начале 20 века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим. Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленизма о развитии общества и человека как природного и социального существа. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Позже появились дома молодежи, отдельно для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».
Педагогическая система Я. А. Коменского Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве.Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени. В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными«семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию. в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
13. Великая дидактика. Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика»[4]. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться. Основоположение 1: 1 ) Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.2)Утренние часы для занятий наиболее удобны.3)Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте. Основоположение 2: 1)Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.2)Развивать ум ранее языка.3)Реальные учебные предметы предпосылать формальным.4)Примеры предпосылать правилам. Основоположение 4: В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом. Основоположение 6: 1)С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).2)Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого. Основоположение 7: 1)Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.2)Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа. Гуманистическая педагогика Я. Корчака. Я́нуш Ко́рчак (Эрш Хе́нрик Го́льдшмит) – в ыдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Педагогические идеи Принцип Корчака, - принцип любви Принцип выполнимости требований, предъявляемых ребёнку Своеобразное представление о правах ребёнка: три основных(по мнению Корчака) 1. Право ребёнка на смерть. 2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть. "Бог дал, бог и взял " В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни..." Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. Признание того, что дети - разные. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом): "Ох уж эти наши ответы...» Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). "...В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать..." Корчак Право ребёнка на уважение. " первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, -- меньше станет и загадок, и ошибок." Важность размышлений матери, черпающей "не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее.» Педагогика - наука о человеке: "Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке»
45. Создание единообразной централизованной системы образования в СССР (1931 – 1941). Введение всеобщего обязательного начального обучения. январь 1934 года XVII съезд Коммунистической партии: ликвидация неграмотности и малограмотности детей, молодежи и взрослых., всеобщее обязательное политехническое обучение. В 1931 году ЦК ВКП(б): постановление «О начальной и средней школе»: указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы. Ознакомлен.общеобразоват., знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства в тесной связи обучения с производительным трудом. => новые учебные планы на основе предметного преподавания. ЦК ВКП(б) принял 25 августа 1932 года постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе.) => перегрузка учебным материалом, нодостаточн усвоение, ну увязываются программы по разным предметам. ЦК ВКП(б): урок - основная организационная форма учебной работы. Имеет определённую цель, отличается законченностью. Большое место на уроках занимает систематическое изложение учителем учебного материала в форме рассказа, объяснения, беседы, а в старших классах + школьной лекции. постановление ЦК ВКП(б) «О работу пионерской организации» апрель 1932 года центр внимания пионерорганизации – «задача выработки социалистического отношения к учебе, труду и общественно-практической работе» необходимость повышения идейно политического уровня пионеров. Создают новые, стабильные учебники, рассчитанные на использование их в течение ряда лет. 15 мая 1934 года СНК СССР и ЦК ВКП(б): постановления: «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Весной 1933 года во всех школах были впервые проведены проверочные переводные испытания. Преподавание труда в школе было в 1937 году отменено. ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 года «О педологических, извращениях в системе Наркомпросов».
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК область НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. История педагогики и образования как учебная дисциплина выделилась в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи. Главная задача – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории. функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи. Объектом- всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Связи с др.науками: философия;история;культурология;социология;педагогика. Предметом ист. Пед. и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение положительного, что накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.
2. Проблема происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе. Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистко-ленинских методологических позициях. Всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека. Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце 19-начале 20 века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим. Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленизма о развитии общества и человека как природного и социального существа. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Позже появились дома молодежи, отдельно для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».
Народная педагогика древних славян процесс воспитания(6-9в) был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей. В период матриархата: в раннем возрасте – до 4–5 лет, иногда до 7–8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом мужчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, Ребенок до 6 лет назывался «молодым», от 7 до 12 – «чадом», от 12 до 15 – «отроком». существовал обряд «инициации», знаменовавший переход из одной возрастной группы в другую. позднего матриархата-дома молодежи-подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы, наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину и выносливость. Социальные группы: земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов. Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах – домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-сословный характер.
4. Классовый характер воспитания в рабовладельческом обществе. Спартанская и афинская система воспитания. Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой — особенностями развития данной страны. Спартанская система воспитания преследовала цель подготовить воина — члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа. На первом этапе (7—15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов. В Афинах До 7 лет мальчики воспитывались в семье. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога С 7 до 13-14 лет дети обучались в школах грамматиста и кифариста платно. Занятия вели учителя-дидаскалы. В школу мальчиков сопровождал раб-педагог. В школе грамматиста обучали писать, считать, читать. В школе кифариста мальчикам давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации. В 13-14 лет переходили в палестру(школа борьбы). 2-3 года система физических упражнений пятиборье: бег, прыганье, борьба, метание диска, плавание. Обеспеченная молодежь далее поступала в гимнасии, где изучали философию, политику, литературу и гимнастика. С 18 до 20 лет переходили в эфебию-военное и политическое образование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.012 с.) |