ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная педагогика древних славян



ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК область НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

История педагогики и образования как учебная дисциплина выделилась в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи. Главная задача – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом-всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Связи с др.науками: философия;история;культурология;социология;педагогика. Предметом ист. Пед. и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение положительного, что накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.

 

 

2. Проблема происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе.

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистко-ленинских методологических позициях. Всем им свойственно игнорирование тесной связи , которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека. Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце 19-начале 20 века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим. Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленизма о развитии общества и человека как природного и социального существа. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Позже появились дома молодежи, отдельно для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

 

 

Педагогическая система Я. А. Коменского

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве.Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными«семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию. в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

 

 

13. Великая дидактика.

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика»[4].

Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Основоположение 1:1)Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.2)Утренние часы для занятий наиболее удобны.3)Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.Основоположение 2:1)Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.2)Развивать ум ранее языка.3)Реальные учебные предметы предпосылать формальным.4)Примеры предпосылать правилам.Основоположение 4:В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.Основоположение 6:1)С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).2)Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.Основоположение 7:1)Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.2)Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Гуманистическая педагогика Я. Корчака.

Я́нуш Ко́рчак (Эрш Хе́нрик Го́льдшмит) – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Педагогические идеи

Принцип Корчака, - принцип любви

Принцип выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

Своеобразное представление о правах ребёнка: три основных(по мнению Корчака) 1. Право ребёнка на смерть. 2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть. "Бог дал, бог и взял " В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни..."

Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.

Признание того, что дети - разные.

Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом): "Ох уж эти наши ответы...»

Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). "...В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать..." Корчак

Право ребёнка на уважение. " первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, -- меньше станет и загадок, и ошибок."

Важность размышлений матери, черпающей "не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее.»

Педагогика - наука о человеке: "Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке»

 

 

45. Создание единообразной централизованной системы образования в СССР (1931 – 1941).

Введение всеобщего обязательного начального обучения. январь 1934 года XVII съезд Коммунистической партии : ликвидация неграмотности и малограмотности детей, молодежи и взрослых., всеобщее обязательное политехническое обучение. В 1931 году ЦК ВКП(б) : постановление «О начальной и средней школе»: указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы. Ознакомлен.общеобразоват., знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства в тесной связи обучения с производительным трудом. => новые учебные планы на основе предметного преподавания. ЦК ВКП(б) принял 25 августа 1932 года постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе.) => перегрузка учебным материалом, нодостаточн усвоение, ну увязываются программы по разным предметам. ЦК ВКП(б): урок - основная организационная форма учебной работы. Имеет определённую цель, отличается законченностью. Большое место на уроках занимает систематическое изложение учителем учебного материала в форме рассказа, объяснения, беседы, а в старших классах + школьной лекции. постановление ЦК ВКП(б) «О работу пионерской организации» апрель 1932 года центр внимания пионерорганизации – «задача выработки социалистического отношения к учебе, труду и общественно-практической работе» необходимость повышения идейно политического уровня пионеров. Создают новые, стабильные учебники, рассчитанные на использование их в течение ряда лет. 15 мая 1934 года СНК СССР и ЦК ВКП(б): постановления: «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Весной 1933 года во всех школах были впервые проведены проверочные переводные испытания. Преподавание труда в школе было в 1937 году отменено. ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 года «О педологических, извращениях в системе Наркомпросов».

 

 

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК область НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

История педагогики и образования как учебная дисциплина выделилась в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи. Главная задача – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом-всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Связи с др.науками: философия;история;культурология;социология;педагогика. Предметом ист. Пед. и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение положительного, что накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.

 

 

2. Проблема происхождения воспитания. Воспитание в первобытном обществе.

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистко-ленинских методологических позициях. Всем им свойственно игнорирование тесной связи , которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека. Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце 19-начале 20 века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим. Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленизма о развитии общества и человека как природного и социального существа. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Позже появились дома молодежи, отдельно для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

 

 

Народная педагогика древних славян

процесс воспитания(6-9в) был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей.

В период матриархата: в раннем возрасте – до 4–5 лет, иногда до 7–8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом мужчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, Ребенок до 6 лет назывался «молодым», от 7 до 12 – «чадом», от 12 до 15 – «отроком». существовал обряд «инициации», знаменовавший переход из одной возрастной группы в другую. позднего матриархата-дома молодежи-подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы, наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину и выносливость.

Социальные группы: земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов. Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах – домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-сословный характер.

 

 

4. Классовый характер воспитания в рабовладельческом обществе. Спартанская и афинская система воспитания.

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой — особенностями развития данной страны. Спартанская система воспитания преследовала цель подготовить воина — члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа. На первом этапе (7—15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.
На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.
В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени.

В АфинахДо 7 лет мальчики воспитывались в семье. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога

С 7 до 13-14 лет дети обучались в школах грамматиста и кифариста платно. Занятия вели учителя-дидаскалы. В школу мальчиков сопровождал раб-педагог. В школе грамматиста обучали писать, считать, читать. В школе кифариста мальчикам давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации. В 13-14 лет переходили в палестру(школа борьбы). 2-3 года система физических упражнений пятиборье: бег, прыганье, борьба, метание диска, плавание. Обеспеченная молодежь далее поступала в гимнасии, где изучали философию, политику, литературу и гимнастика. С 18 до 20 лет переходили в эфебию-военное и политическое образование.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.012 с.)