Лекция 2. Психологические подходы к изучению системы «человек – среда» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Психологические подходы к изучению системы «человек – среда»



Лекция 2. Психологические подходы к изучению системы «человек – среда»

· Экологический подход Дж.Гибсона

· Экологическая психология Р.Баркера

· Экологический подход У.Бронфенбреннера

· Теория приватности И.Альтмана

 

Экологический подход Дж.Гибсона

1950 - «Восприятие видимого мира». Животные «берут образцы» информации из внешнего мира

1979 – «Экологический подход к зрительному восприятию»

 

Основные понятия теории Дж. Гибсона:

Экосистема – система «субъект – среда» («субъект – экологическое окружение»)

Возможности (affordances) - потенциальный эффект (позитивный или негативный) объекта, выделяемого из окружающей среды восприятием и действием субъекта.

Возможности активного действия, которые предоставляют индивиду определенные внешние объекты и среда в целом

Настройки проявляются в избирательности восприятия

Эффективность определяется навыками и знаниями, позволяющими человеку использовать новые возможности объектов сразу после того, как он открыл их для себя

 

Из книги «Экологический подход к зрительному восприятию»:

– «Возможности окружающего мира – это то, что он предоставляет животному, чем он его обеспечивает и что он ему предлагает – неважно, полезное или вредное. …я подразумеваю нечто, что относится одновременно и к окружающему миру, и к животному таким образом, который не передается ни одним из существующих терминов. …взаимодополнительность окружающего мира и животного»

 

– «Возможности, которые сулит наблюдателю тот или иной объект, не изменяются при изменении потребностей наблюдателя. Наблюдатель может воспринять, а может и не воспринять возможность, может обратить или не обратить на нее внимание – это зависит от его потребностей, но возможность, являясь инвариантом, всегда существует и всегда доступна для восприятия»

 

– «Возможность не присваивается объекту потребностями наблюдателя или актом его восприятия этого объекта»

 

– «Возможности – это свойства, соотнесенные с наблюдателем. Они не являются ни физическими, ни феноменальными»

 

Экологический подход У.Бронфенбреннера

«Экология развития человека» - конец 1970-х гг.

(под влиянием работ К.Левина и Л.Выготского)

1965 г. - разработка и внедрение программы компенсаторного обучения «Хэд Старт», направленной на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств.
Развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Растущий человек постоянно испытывает воздействие со стороны различных элементов окружающей его среды и в то же время сам активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду.

Теория экологических систем

Понятие экологической окружающей среды (ecological environment) - «как расположение структур, каждая из которых находится внутри последующих»:

n микросистема (microsystem) (внутренняя)

n мезосистема (mesosystem)

n экзосистема (exosystem)

n макросистема (macrosystem) (внешняя).

Система обратных связей: «В отличие от традиционной однонаправленной модели исследования, типично используемой в лаборатории, экологический эксперимент должен учитывать взаимные процессы; т. е. не только влияние А на B, но также и влияние В на A. Это требование взаимности»

 

Образ города.

Автором одной из первых работ, анализирующих пространственные представления о городе и те процессы, через которые человек познает среду и ориентируется в ней, был С. Троубридж (1913). Его исследование показало, что плохая ориентация некоторых людей в окружающем их городском пространстве связана с грубыми нарушениями локализации объектов в “умственных образных картах”. Тем самым было доказано безусловное влияние пространственных представлений на повседневное поведение человека.

Исследование структурной организации образа города впервые было предпринято американским архитектором К.Линчем в 1960 г. Для того, чтобы экстериоризовать ментальный образ города, вывести его из сферы субъективного опыта, Линч использовал рисуночный метод. Своих респондентов он просил нарисовать город, так, чтобы этот рисунок мог помочь другому человеку составить себе представление: о городе в целом – в одном случае, об отдельных маршрутах – в другом.

В результате проведенного исследования Линч выявил основные элементы образа города:

  • Пути – коммуникации, по которым осуществляется перемещение из одной точки городского пространства в другую. Это линейные элементы, примером которых служат улицы, тропинки, переходы, линии метрополитена, речные пути, фуникулеры и т.п.
  • Узлы – локальные элементы, пересечения путей; места, в которых происходит изменение направления движения. Это перекрестки, транспортные развязки, станции пересадки в метрополитене, станции метро при переходе от наземного к подземному транспорту и наоборот и т.д.
  • Районы – протяженные пространственные элементы образа города; места, имеющие однородную структуру, отличающую их от окружения. Районы могут различаться по своим размерам, значению, степени структурированности. Районы как элементы образа города не совпадают с административным районированием, поскольку задаются не формальными, а субъективными критериями.
  • Границы – линейные элементы, основная функция которых – ограничение одних районов от других. В качестве границ могут выступать улицы, реки, ограждения и т.д.

· Ориентиры – точечные элементы образа города, позволяющие субъекту определить свое местонахождение. Линч рассматривает два вида ориентиров: локальные – позволяют сориентироваться в рамках незначительного замкнутого пространства, дистантные – заметные на значительном расстоянии. К локальным ориентирам могут быть отнесены небольшие строения, вывески и т.п., к дистантным – преимущественно высотные сооружения, такие как колокольни, маяки, телебашни и др.

Исследования К.Линча показали, что первейшим условием комфортабельной и приятной для жизни городской среды является высокая степень ее представимости. В основном это обеспечивается наличием безошибочно узнаваемых опорных пунктов.

С. Милграм провел исследование психологических карт Парижа, Бостона, Нью-Йорка. При изучении визуального образа Нью-Йорка Милграм демонстрировал респондентам фотографии, сделанные в разных точках города, и просил опознать точный район, точный микрорайон, дать точное название улицы. Оказалось, что ядром наглядно-визуально образа Нью-Йорка является Манхэттен – он чаще других районов правильно идентифицировался (даже в сравнении с районом проживания респондентов), редко путался с другими районами. Милграм отмечает, что возведение в микрорайонах легко узнаваемых монументов, украшение зданий запоминающимися декоративными элементами, использование различной окраски домов – все эти приемы помогают улучшить узнаваемость городской среды и, тем самым, повысить степень ее комфортабельности.

Теория защищающего пространства (О.Ньюман и соавт.)
Защищающее пространство:

n должно иметь четко обозначенные и ясно опознаваемые границы

n не должно быть проходной зоной

n должно предоставлять владельцам возможность вести неформальное наблюдение за происходящими в нем событиями

n должно содержаться в хорошем состоянии, показывая, что им регулярно пользуются и ухаживают

n будет способствовать формированию локальных социальных связей среди жителей

 

Территориальные признаки защищающего пространства (Р.Тэйлор и соавт., 1980)

n Признаки защиты (символические и реальные барьеры)

n Признаки принадлежности (территориальные маркеры, сообщающие о «занятости» места)

n Признаки децивилизации (физические и социальные признаки ухудшения состояния места)

 


Опорный конспект к лекции 8-9. Экосберегающее поведение

n Психология экосохранения: основные задачи и проблемы/направления исследований

n Понятие экологически значимого поведения

n Теории экологически значимого поведения

Основные практические задачи психологии экосохранения:

n Способствовать поддержанию психологической связи человека с природным окружением

n Продвигать идеи экологически устойчивого развития

n Продвигать экосберегающее поведение

 
 

 

 


Экологический след человечества - отражает потребление человечеством ресурсов биосферы.

Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов

 

Несущая способность экосистемы –

предельная численность популяции, которая может поддерживаться в рамках данной экосистемы на протяжении неопределено большого числа поколений (У. Каттон)

 

Экологический след субъекта – мера воздействия субъекта на среду обитания,

которая позволяет рассчитать размеры территории, необходимой для производства потребляемых им ресурсов и утилизации отходов

 

Экологически значимое поведение – термины-синонимы:

n экологически значимое поведение (environmentally significant behavior)

n экологически дружественное поведение (environmentally friendly behavior)

n экологически ответственное поведение (environmentally responsible behavior) или экологически ответственные действия (responsible environmental action)

n проэкологическое поведение (proenvironmental behavior)

n поведение сохранения(conservation behavior)

n экологически устойчивое (жизнеспособное) поведение (environmentally sustainable behavior)

n экологически ориентированные формы поведения

n экологически целесообразное поведение

n экологически релевантное поведение

 

П.Стерн с коллегами (P. C. Stern, T. Dietz, T. Abel, G. A. Guagnano, L. Kalof)

Критерии экологически значимого поведения:

объективный (объективные последствия: «степень, в которой оно изменяет доступность сырья или энергии, получаемых из окружающей среды, или изменяет структуру и динамику экосистем или биосферы как таковой»)

и

субъективный (проэкологические намерения субъекта)

 

Аттитюдная модель

Рационально-экономическая модель: предполагается, что экологически релевантное поведение индивида детерминируется преимущественно его финансовыми интересами

Бихевиористический подход: разработка способов модификации экологически релевантного поведения, таких как рекламные воздействия, выработка определенных паттернов поведения, использование техник обратной связи, кредитно-денежного и социального подкрепления

Модель социальных дилемм: для анализа экологически значимых решений об использовании общего экологического ресурса (краткосрочный личный интерес, связываемый с максимально быстрым использованием доступного ресурса, входит в конфликт с долгосрочными интересами группы, требующими сохранения ресурсной базы)

 

Проэкологическое намерение: проблема экологической целесообразности

 

Типы (формы) проэкологического поведения

n Проэкологическая социальная и политическая активность

n Проэкологические политические действия рядовых избирателей

n Потребительское поведение (покупка "зеленых" товаров, участие в программах рециркуляции отходов, сокращение использования энергии, изменение привычек потребления)

n Другие виды поведения, связанные с профессиональной деятельностью (например, снижение энергопотерь в процессе производства, предъявление иска загрязнителю и т.д.)

n Поведение в экосистемах (например, волонтерская помощь в национальных парках)

 

Что влияет на принятие решений, приводящих к проэкологическому поведению?

Два ряда факторов: внешние и внутренние

П.Стерн с соавт.: теория АВС attitude – behavior – context

 

 

 

Экологическое гражданство: модель экологически ответственного поведения
H.R. Hungerford & T.L. Volk (1990)

Экологическое гражданство (ecological citizenship) - экологическая грамотность и экологическая ответственность субъекта.

3 уровня переменных:

n Экологическая сензитивность (чувствительность к экологическим изменениям и их последствиям).

n Глубокие знания об экологических проблемах и представление о своем персональном вкладе в антропогенное давление на экосферу («экологический след»).

n Переменные, определяющие представление о собственных полномочиях: навыки решения проблем, знание поведенческих стратегий, локус контроля, намерение действовать.

Модель разработана для решения задач экологического образования и просвещения, поэтому экологические знания выступают здесь как ключевой фактор проэкологической активности.

 

Теория планируемого поведения А. Эйджена

 
 

 


Социально-экологический подход к проблеме экологически жизнеспособного поведения

Тим Курц (Tim Kurz, 2002):

«попытки понять и повлиять на экологически значимое поведение должны учитывать психологические отношения между людьми и их физическими и социальными окружающими средами»

Возможности (affordances), релевантные проблеме экосохранения, чаще не даны восприятию непосредственно, это не то, что можно увидеть или осязать напрямую. Так, стиральная машина несет возможность эффективной чистки одежды, но вместе с тем она предоставляет возможность потребления ограниченных водных ресурсов или использования в значительном объеме электроэнергии

Настройки (attunements) (пластиковая упаковка как дающая возможность защищать пищевые продукты от загрязнения или возможность использовать невозобновимый ресурс, возможность увеличить количество мусора и т.п.)

Эффективность (effectivities): расширение эффективности может сформировать настройку к новым возможностям.

Так, узнав о том, как можно снизить расход воды при использовании стиральной машины, субъект будет более восприимчив к количеству воды, расходуемой посудомоечной машиной

 


Опорный конспект к лекциям 10-12.

Экологическая озабоченность

R. Dunlap & R. Jones (2002):

n «степень, в которой люди знают об экологических проблемах и поддерживают усилия по их решению и/или готовы внести личный вклад в их решение»

n «эмоциональное переживание с экологическим содержанием»

 

Пол Стерн (1992) о трактовках экологической озабоченности/беспокойства:

n новый способ мышления – новая экологическая парадигма, сменившая старую антропоцентрическую парадигму человеческой исключительности (Р. Данлоп, К. Ван Лир, У. Каттон);

n проявление антропоцентрического альтруизма, беспокойство о том, что экологические изменения неблагоприятно скажутся на жизни людей (Ш. Шварц);

n проявление эгоизма, аффективно окрашенный ответ на экологические угрозы для благосостояния и здоровья самого субъекта или его близких;

n форма проявления базовых психических образований, типа «предельных ценностей» (М. Рокич), постматериалистических культурных ценностей (Р. Инглехарт), религиозных убеждений (Л.Уайт), экологического бессознательного (Т.Росзак)

 

Специфическая и общая ЭО
Специфическая ЭО - Беспокойство из-за отдельных экологических проблем
Общая ЭО - фундаментальная ориентация, система экологических убеждений личности

 

Виды экологического беспокойства

Пол Стерн с коллегами (P. C. Stern, T. Dietz, T. Abel, G. A. Guagnano, L. Kalof):

Ценностные смыслы экологического беспокойства:

  • Эгоистические
  • Альтруистические
  • Биосферные

 

У.Шульц – эмпирическое исследование

Субъективные причины экологического беспокойства объединяются в три группы:

эгоистические – связанные исключительно с собой (беспокойство о «своем здоровье», «своем будущем», «своем образе жизни», «о себе»),

альтруистические – связанные с другими людьми (беспокойство о «всех людях», «детях», «людях из моего сообщества», «моих детях»)

«биосферные» – связанные с компонентами биосферы (беспокойство о «животных», «растениях», «морской жизни», «птицах»).

 

ЭО как экзистенциальное переживание:
ЭО, субъективное благополучие и личностные ценности

n Solastalgia (Albrecht et al., 2007) - переживания дислокации и потери, испытываемые людьми, когда те ощущают вред от средовых изменений

n Экологическое беспокойство и субъективное благополучие –на примере шведских студентов (M.Ojala, 2008). Две группы:

с высоким уровнем экологического беспокойства и высоким уровнем субъективного благополучия

с высоким уровнем экологического беспокойства и низким уровнем субъективного благополучия.

Различия: осмысленность жизни, доверие экологическим организациям, эмоции надежды и гнева.

n ЭО как адекватный ответ на экологические потери

n ЭО и ценности

Теория Ш.Шварца

Системная организация индивидуальных ценностей

 


Системная организация ценностей на уровне культуры

 

 


Параметры ЭО (Кряж И.В., 2012)

n Беспокойство о жизненном ресурсе – контроль над ресурсами как гарантия безопасности

n Биосферная озабоченность – на основе врожденной способности к сопереживанию

n Экологическая интернальность и экологическая ответственность – экзистенциальный параметр

n Иррациональная составляющая – чувство вины, готовность к экологическому возмездию (эсхатологическая тема: идея «конца света»)


Лекция 14. Опорный конспект

Скребец В. А.

6 базовых экодиспозиций, реализуемых в действиях по отношению к природному окружению (выявлены эмпирически в исследовании на территориях, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы):

n коллаборативная - сотрудничество

n несессивная - потребительская

n индифферентная - отстраненная

n совмиссийная – зависимая, фаталистская

n совметральная - покорение природы

n гашенарная - «вредительство»


Лекция 15. Проблема отношения к природному окружению

 

n Проблема отношения к природе в постсоветской психологии

v Типы отношения к природе

v Субъектификация природы

v Концепция экологической комплицитности

n Проблема отношения к природе в зарубежной психологии

v Отдых на природе и проэкологическое поведение

v Переживание связи с природой

 

Субъективное отношение к природе (по Дерябо С.Д. и Ясвину С.А.)

Базовое измерение:

субъектное – объектное

Типы мотивации взаимодействия с природой:

n Прагматическая

n Эстетическая

n Познавательная

n Практическая

Типы субъективного отношения к природе:

объектно-прагматическое, субъектно-прагматическое,

объектно-эстетическое, субъектно-эстетическое,

объектно-познавательное, субъектно-познавательное,

объектно-практическое, субъектно-практическое

 

Лекция 2. Психологические подходы к изучению системы «человек – среда»

· Экологический подход Дж.Гибсона

· Экологическая психология Р.Баркера

· Экологический подход У.Бронфенбреннера

· Теория приватности И.Альтмана

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.117 с.)