Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социогенез экологических представленийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
n Исторические тенденции развития отношения к природе n Экологические представления в традиционном бесписьменном обществе v Экологическое содержание мифа в сообществах охотников и собирателей v Оппозиция «свое – чужое» как модель мира v Посредник между мирами
Два типа общественного развития: динамические и циклические общества
Исторические тенденции развития отношения к природе Круть И.В. и Забелин И.М. (1988) Выделяют две тенденции в отношении к природе: Экофильную – консервативную, направленную на гармоничное сочетание человека с природой Экофобную – разрушительную, направленную на конфронтацию с природой
Древние цивилизации: экофильная мифология относительно стабильных и изолированных цивилизаций Китая и Индии экофобная мифология Ближнего Востока и Средиземноморья
Преобладание экофильных либо экофобных тенденций и доминант в поведении людей определялось социальной историей этносов, связанной с геоэкологическими изменениями
Христианство Средневековья – включало как экофобные (Августин, Бенедикт), так и экофильные тенденции (Франциск Ассизский)
Возрождение Доминирующие позиции занимает антропоцентризм, противопоставляющий человека природе.
Реформация Протестантизм освобождает человека от сакрально-церковного и подчиняет его мирскому, и тем самым создает психологическую основу для процветания деятельности ради деятельности. Еще большее отчуждение человека от природы.
Новое время Доминирование экофобных тенденций над экофильными становится нормой. Промышленная революция 18-19 веков Разрушение экосистем, распространение урбанистических ландшафтов, загрязнение окружающей среды.
Наука 19-го столетия Возникают биоэкология (Геккель) и геоэкология (Марш).
Первая половина 20-го столетия Формируется общая теория взаимодействия живой и неживой природы. Учения о биосфере В.И.Вернадского и о биогеоценозе В.Н.Сукачева создали основу для формирования экологии как науки об экосистемах.
В развитии общей экологии Круть и Забелин видят предпосылку к отказу от антропоцентризма как доминирующей установки.
Традиции отношения к природе (Р.Атфилд, Дж.Пассмор) «Традиция сотрудничества» - отношение к животным, как к равноценным существам, как к партнерам. Неутилитарное отношение к миру. Такое отношение закреплено в образе жизни, традициях, мифах, ритуалах, обрядах племен охотников и собирателей.
«Традиция управления» - стремление к господству над природой, признание человека управляющим вверенной ему природой и несущим ответственность за свои действия и их последствия. Истоки этой традиции Пассмор видит в древнегреческой философии. Аристотель признавал, что животные страдают, но считал при этом, что страдание – их удел. Стоик Хрисипп отказывает животным и в страдании, по его мнению, они только «как бы чувствуют». Сенека отклоняет эти вопросы как незначимые.
«Двойной стандарт» - в христианской традиции. Августин: «Животные умирают в мучениях, но это не имеет для них особого значения, т.к., не имея разумной души, зверь не связан с нами общностью природы».
В русле стоицизма, платонизма, аристотелизма и библейского учения о человеке как «венце творения» развивалась характерная для современной промышленной цивилизации традиция управления.
Маркович Д. (1991) – 3 периода в истории человечества, 1 – человек меняет природу и создает "новую природу", но ощущает свою зависимость от природы, 2 – в окружении человека преобладает "новая природа", насилие над природой становится нормой, человек действует как господин, хозяин мира, 3 – человек продолжает изменять природу, но тем самым создает реальную угрозу для своего существования. В духовном отношении человек отделяется от природы, становится явным экологический кризис.
Клод Леви-Стросс: бинарные оппозиции
Миф и ритуал Какими свойствами обладает культура, в которой основное средство контроля и регуляции внутренних и внешних связей коллектива – это ритуал?
Леви-Стросс, Элиаде, Топоров, Цивьян, Байбурин и др.: n Ориентация на сохранение n Единая общая система значений n Наличие высшего мифо-ритуального сценария n Гипертрофия механизмов стереотипизации опыта n Передача опыта блоками, моделями n Разделение мира на две сферы: свое и чужое
Равновесие между сферами – через обмен ценностями. Ритуал – восстановление нарушенного равновесия, установление прямого контакта между представителями своего и чужого. Договорные отношения. Принцип обмена.
Лотман Ю.М.: Религиозная модель – не обмен, а безусловное вручение себя во власть; не договор, а безусловный дар Граница между своим и чужим – подвижна, проходит далеко и вместе с тем – близко, проницаемость ее зависит от времени
К.Леви-Стросс «Структурная антропология»: «…лечебный метод шамана кажется точным эквивалентом лечебного метода психоаналитика, при котором, однако, произведена инверсия всех членов. Оба метода стремятся создать некое переживание, и оба достигают своей цели, создавая миф, который больной должен пережить или пережить повторно. Но в одном случае это индивидуальный миф, который сам больной строит из элементов своего прошлого, а в другом — социальный миф, полученный больным извне, несоответствующий состоянию, в котором пациент находился до момента его получения. В обоих случаях цель состоит в том, чтобы перевести в область сознательного внутренние конфликты и помехи, которые до тех пор были неопознанными либо потому, что они были подавлены иными психическими силами, либо потому (как в случае родов), что происходящие процессы по природе своей носят не психический, а органический или даже механический характер.» «Отличие психоанализа от шаманизма, хотя он, по существу, является современной формой последнего, определяется в основном тем, что в современной машинной цивилизации место для мифологического времени остается только в отдельном человеке. Из этого утверждения психоанализ может почерпнуть уверенность в своей жизнеспособности и надежды на более глубокое теоретическое обоснование. Психоаналитики лучше поймут механизм действия своего метода и свои цели, если сопоставят их с методами и целями своих великих предшественников — шаманов и колдунов» Лекция 13-14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.008 с.) |