Социогенез экологических представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социогенез экологических представлений



 

n Исторические тенденции развития отношения к природе

n Экологические представления в традиционном бесписьменном обществе

v Экологическое содержание мифа в сообществах охотников и собирателей

v Оппозиция «свое – чужое» как модель мира

v Посредник между мирами

 

Два типа общественного развития: динамические и циклические общества

 

Исторические тенденции развития отношения к природе Круть И.В. и Забелин И.М. (1988)

Выделяют две тенденции в отношении к природе:

Экофильную – консервативную, направленную на гармоничное сочетание человека с природой

Экофобную – разрушительную, направленную на конфронтацию с природой

 

Древние цивилизации:

экофильная мифология относительно стабильных и изолированных цивилизаций Китая и Индии

экофобная мифология Ближнего Востока и Средиземноморья

 

Преобладание экофильных либо экофобных тенденций и доминант в поведении людей определялось социальной историей этносов, связанной с геоэкологическими изменениями

 

Христианство Средневековья – включало как экофобные (Августин, Бенедикт), так и экофильные тенденции (Франциск Ассизский)

 

Возрождение

Доминирующие позиции занимает антропоцентризм,

противопоставляющий человека природе.

 

Реформация

Протестантизм освобождает человека от сакрально-церковного и подчиняет его мирскому, и тем самым создает психологическую основу для процветания деятельности ради деятельности. Еще большее отчуждение человека от природы.

 

Новое время

Доминирование экофобных тенденций над экофильными становится нормой.

Промышленная революция 18-19 веков

Разрушение экосистем, распространение урбанистических ландшафтов, загрязнение окружающей среды.

 

 

Наука 19-го столетия

Возникают биоэкология (Геккель) и геоэкология (Марш).

 

Первая половина 20-го столетия

Формируется общая теория взаимодействия живой и неживой природы.

Учения о биосфере В.И.Вернадского и о биогеоценозе В.Н.Сукачева создали основу для формирования экологии как науки об экосистемах.

 

 

В развитии общей экологии Круть и Забелин видят предпосылку к отказу от антропоцентризма как доминирующей установки.

 

Традиции отношения к природе (Р.Атфилд, Дж.Пассмор)

«Традиция сотрудничества» - отношение к животным, как к равноценным существам, как к партнерам. Неутилитарное отношение к миру.

Такое отношение закреплено в образе жизни, традициях, мифах, ритуалах, обрядах племен охотников и собирателей.

 

«Традиция управления» - стремление к господству над природой, признание человека управляющим вверенной ему природой и несущим ответственность за свои действия и их последствия.

Истоки этой традиции Пассмор видит в древнегреческой философии.

Аристотель признавал, что животные страдают, но считал при этом, что страдание – их удел.

Стоик Хрисипп отказывает животным и в страдании, по его мнению, они только «как бы чувствуют».

Сенека отклоняет эти вопросы как незначимые.

 

«Двойной стандарт» - в христианской традиции.

Августин: «Животные умирают в мучениях, но это не имеет для них особого значения, т.к., не имея разумной души, зверь не связан с нами общностью природы».

 

В русле стоицизма, платонизма, аристотелизма и библейского учения о человеке как «венце творения» развивалась характерная для современной промышленной цивилизации традиция управления.

 

Маркович Д. (1991) – 3 периода в истории человечества,
различающиеся отношением общества к природе:

1 – человек меняет природу и создает "новую природу", но ощущает свою зависимость от природы,

2 – в окружении человека преобладает "новая природа", насилие над природой становится нормой, человек действует как господин, хозяин мира,

3 – человек продолжает изменять природу, но тем самым создает реальную угрозу для своего существования. В духовном отношении человек отделяется от природы, становится явным экологический кризис.

 

Клод Леви-Стросс: бинарные оппозиции

 

Миф и ритуал
Ритуал – символическая форма поведения

Какими свойствами обладает культура, в которой основное средство контроля и регуляции

внутренних и внешних связей коллектива – это ритуал?

 

Леви-Стросс, Элиаде, Топоров, Цивьян, Байбурин и др.:

n Ориентация на сохранение

n Единая общая система значений

n Наличие высшего мифо-ритуального сценария

n Гипертрофия механизмов стереотипизации опыта

n Передача опыта блоками, моделями

n Разделение мира на две сферы: свое и чужое

  • Свое – принадлежит человеку, освоено им
  • Чужое – нечеловеческое, звериное, сфера смерти

 

Равновесие между сферами – через обмен ценностями.

Ритуал – восстановление нарушенного равновесия, установление прямого контакта между представителями своего и чужого. Договорные отношения. Принцип обмена.

 

Лотман Ю.М.: Религиозная модель – не обмен, а безусловное вручение себя во власть; не договор, а безусловный дар

Граница между своим и чужим – подвижна, проходит далеко и вместе с тем – близко, проницаемость ее зависит от времени

 

К.Леви-Стросс «Структурная антропология»:

«…лечебный метод шамана кажется точным эквивалентом лечебного метода психоаналитика, при котором, однако, произведена инверсия всех членов. Оба метода стремятся создать некое переживание, и оба достигают своей цели, создавая миф, который больной должен пережить или пережить повторно. Но в одном случае это индивидуальный миф, который сам больной строит из элементов своего прошлого, а в другом — социальный миф, полученный больным извне, несоответствующий состоянию, в котором пациент находился до момента его получения.

В обоих случаях цель состоит в том, чтобы перевести в область сознательного внутренние конфликты и помехи, которые до тех пор были неопознанными либо потому, что они были подавлены иными психическими силами, либо потому (как в случае родов), что происходящие процессы по природе своей носят не психический, а органический или даже механический характер.»

«Отличие психоанализа от шаманизма, хотя он, по существу, является современной формой последнего, определяется в основном тем, что в современной машинной цивилизации место для мифологического времени остается только в отдельном человеке.

Из этого утверждения психоанализ может почерпнуть уверенность в своей жизнеспособности и надежды на более глубокое теоретическое обоснование. Психоаналитики лучше поймут механизм действия своего метода и свои цели, если сопоставят их с методами и целями своих великих предшественников — шаманов и колдунов»


Лекция 13-14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.007 с.)