ТОП 10:

Тема 8. Философия эпохи эллинизма: основные особенности и школы.



1. Основные особенности эллинистической философии: этические основания сократических школ и влияние восточных учений на греческую философскую мысль.

2. Учение киников и скептиков как философское наследие Сократа.

3. Вопрос о свободе и счастье в философии Эпикура и школы стоиков.

Методические указания.

В первом вопросе данной контрольной работы студент должен выделить основные особенности эллинистического периода античной философии. Эллинизм – это особый период в истории античной Греции, начавшийся с завоеваний Александра Македонского и создания огромной империи. Именно создание большого централизованного государства с гегемонией греков способствовало возвращению философов к главному вопросу о человеке с его свободой, поэтому вновь возродилась этика Сократа, но она приобрела уже другие формы выражения. Идеал философии стал идеалом практической науки, науки о том, как надо жить счастливо. Кроме того, походы Александра Македонского открыли для греков другие народы и культуры, в философию эллинов стала все больше проникать мысль Востока, пропитывая ее своим мистицизмом.

Во втором вопросе контрольной работы речь должна идти о двух школах: киниках и скептиках. Конечно, сократических школ было гораздо больше, но именно скептики и киники оказались самыми яркими, первые в своей теории познания, вторые в этических исканиях. Обе школы – наследники философии Сократа, для которых идеалом мудреца становится тот, кто может быть невозмутим, кто способен быть свободным, управляя своими эмоциями, желаниями, стремлениями.

В третьем вопросе студент должен проанализировать учения школы Эпикура и стоиков и попробовать сравнить их. Обе школы солидарны в том, что человек должен стать свободным и счастливым. Для Эпикура это означает избегать страданий и страхов, а для стоиков «жить согласно с природой», подчиняя разуму свои аффекты. И то, и другое философские учения сходятся в том, что разум человека должен подчинить себе желания, чувства, эмоции страхи.

Ключевые понятия: эллинство, аскесис, автаркия, атараксия, гедонизм, апатия.

Дополнительная литература.

1. Нахов И.М. Философия киников. / И.М. Нахов. – М., 2010.

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. / А.Ф.Лосев. – М., 2000.

3. Гончарова Т.В. Эпикур. / Т.В.Гончарова. – М., 2010.

4. Гюйо Ж.М. Стоицизм и христианство. / Ж.М.Гюйо. – М., 2012.

Тема 9. Философия и религия в эпоху европейского Средневековья.

1. Особенности европейской философии в эпоху Средних веков.

2. Патристическая философия. Учение Августина Аврелия.

3. Схоластика как система средневековой философии. Философское учение Фомы Аквинского.

Методические указания.

Рассматривая философию эпохи Средневековья, студент должен обратить внимание не только на особенности философии того периода, но и на весь культурный контекст, в котором происходило формирование новой философской традиции. На философию Средних веков большое влияние оказала древнегреческая мысль, которая дала в качестве основы для новых философских систем учения Сократа, Платона, Аристотеля. Но, не смотря на это, главной особенностью европейской средневековой философии становится ее слияние с религией, при доминировании последней. Следует помнить, что Средние века – это длительный период в истории Европы, а, значит, и философия за это время изменялась, крепла и обновлялась.

Второй вопрос контрольной работы должен содержать в себе анализ философского учения патристики, и, в частности, учения Августина Аврелия, названного в православной традиции Блаженным. Патристическая философия стала первой философией, которая попыталась объединить античную мысль и христианскую догматику. Так, например, учение Августина сочетает в себе религиозное вероучение и систему Платона.

Философия схоластики, которая должна быть рассмотрена в третьем вопросе, объединяет христианское вероучение и философию Аристотеля. Из этого синтеза рождается совершенно особенное философское учение, которое обращается к вопросам веры и знания, общего и единичного, строит логические доказательства бытия Бога. В частности, студент должен обратить внимание на философию Фомы Аквинского, которому удачно удалось соединить метафизику и логику Аристотеля с христианской догматикой.

Ключевые понятия: теология, теоцентризм, креационизм, эсхатология, универсалия, патристика, теодицея, схоластика, реализм, номинализм.

Дополнительная литература.

1. Жильсон Э. Философия в Средние века. / Э.Жильсон. – М., 2010.

2. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. / Ж.Ле Гофф. – М., 2012.

3. Августин Аврелий Исповедь. / Аврелий Августин. – М., 2012.

4. Аквинский Фома Сочинения. / Ф.Аквинский. – М., 2013.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.75.58 (0.004 с.)