Тема 13. Немецкая классическая философия 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Немецкая классическая философия



1. Социально-культурные основания немецкой классической философии. Философские периоды творчества И. Канта. Этика Канта.

2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.

3. Антропологический материализм и атеизм Л. Фейербаха.

Ключевые понятия: априорные знания, антиномии, трансцендентальное и трансцендентное, категорический императив, феномены и ноумены, законы диалектики.

Методические указания

Отличительной особенностью данной философии является ее трансцендентально-идеалистический характер, за исключением философии Л. Фейербаха, который был непосредственным предшественником марксизма, создателем антропологического материализма и новой атеистической «религии любви». Раскрывая данную тему, особое внимание стоит обратить на ее родоначальника – немецкого просветителя и философа И. Канта, творчество которого делят на два периода: докритический и критический. Следует подчеркнуть, что в своих критических работах Кант производит «революцию в философии», исследуя природу и познавательные возможности человеческого разума, совершая ряд важнейших открытий. В этике Кант формулирует моральный закон (категорический императив).

В работе также необходимо уделить внимание философской системе Г. Гегеля, а именно его диалектическому учению (методу). Гегель автор трех законов и целого ряда категорий диалектики. Величайшая заслуга его состоит в том, что он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире. Хотя Гегелевская диалектика по форме идеалистична, развитие понимается как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей, порождающих внутреннее противоречие.

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. И. Кант. / В.Ф. Асмус. – М., 2005.

2. Кант И. Критика практического разума. / И.Кант. – М., 2012.

3. Гулыга А. Кант. / А.Гулыга. – М., 2005.

4. Гулыга А. Гегель. / А.Гулыга. – М., 2008.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / Г.В.Ф.Гегель. – М., 2008.

Тема 14. Развитие неклассической западной философии XIX в.

1. Социально-философская доктрина марксизма. Материалистическое понимание истории. Создание материалистической диалектики.

2. Возникновение и сущность позитивизма: основные представители и этапы его развития. Постпозитивизм (Т.Кун, К. Поппер, П.Фейерабенд).

3. «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) - родоначальники иррационализма и неоидеализма.

Ключевые понятия: «позитивная философия», махизм, критический рационализм, верификация, фальсификация, «научная революция», эпистомологический анархизм, иррационализм, воля, «идея Сверхчеловека».

Методические указания

В самом начале, раскрывая тему, стоит обозначить основные причины «бунта против классики» и появления в философии XIX в. целого ряда новых направлений, названных неклассической философией (марксизм, позитивизм, неоидеализм), каждое из которых имело собственные особенности. В первой половине ХIХ в. в марксизме как целостном учении, состоящем из социально-экономических и философских воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса было открыто материалистическое понимание истории и создана материалистическая диалектика. Родоначальник позитивизма – О.Конт провозгласил доминирование позитивной науки и научного знания над метафизикой и философией. На рубеже XIX-XX вв. в результате изменений научной картины мира появляется эмпириокритицизма или махизма (второй этап позитивизма), названный так в честь своих создателей: Э.Маха и Р. Авенариуса. В начале ХХ в. возникла третья форма позитивизма — неопозитивизм или логический позитивизм. К числу его представителей принадлежат Л. Витгенштейн, Б. Рассел. В сер. XX в. возник постпозитивизм, студентам следует кратко проанализировать теорию научных революций Т.Куна, критический рационализм К.Поппера, эпистемологический анархизм П.Фейерабенда. В «философии жизни» происходит переход от рационального к иррациональному. Шопенгауэр, Ницше и др. внесли вклад в исследование сознания и бессознательного, в изучение духовно-психической жизни человека (интуиция, память, воля, переживания). Разработали новую модель человека в контексте его взаимосвязи с властью, религией и моралью (ницшеанский нигилизм и «идея Сверхчеловека»).

Дополнительная литература:

1. Ницше Ф. так говорил Заратустра. / Ф.Ницше. – М., 2010.

2. Гулыга А. Шопенгауэр / А. Гулыга. И. Андреева. – М., 2003.

3. Милль Дж.Ст. О.Конт и позитивизм. / Дж.Ст.Милль. – М., 2011.

4. Западная философия XIX века / под ред. А.Ф. Зотова. – М., 2005.

5. История западной и русской философии: учеб. пособие. / В.А. Фриауф. – Саратов. 2009.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.029 с.)