ТОП 10:

Тема 1. Философия как феномен культуры.



ФИЛОСОФИЯ

Методические указания и темы контрольных работ для студентов всех направлений специалитета и бакалавриата заочной формы обучения

Одобрено редакционно-издательским советом

Саратовского государственного технического

университета имени Гагарина Ю.А.

Саратов 2014

Тема 1. Философия как феномен культуры.

1. Философия как «любовь к мудрости» и ее роль в жизни человека.

2. Структура философского знания и взаимосвязь философских дисциплин.

3. Понятие «осевого времени» и возникновение философии.

Методические указания.

В данной контрольной работе студент должен исследовать проблему сущности и предмета философского знания. Эта тема является вводной для всего курса философии и ее изучение позволяет составить представление о месте философии в культуре и ее значении для человека.

В первом вопросе студент должен раскрыть понятие философии и обдумать ее изначальное определение как «любви к мудрости». Это позволит начать размышлять о том, для чего необходима человеку философия и какое место она должна занимать в системе образования.

Второй вопрос предполагает раскрытие структуры философского знания, формировавшейся на протяжении многих столетий. Раскрывая эту проблему, студент должен уделить особое внимание тому, как взаимосвязаны философские вопросы учения о бытии, учения о познании, учения о ценностях и многие другие.

В третьем вопросе речь идет о возникновении философского знания, о трудностях, с которыми сталкиваются исследователи, когда пытаются определить, почему появилась философия, и как произошел поворот от мифологического мышления к рациональному способу освоения действительности. Одной из концепций, которая объясняет, почему именно этот поворот свершился, является концепция «осевого времени» К.Ясперса, изучив которую, студент сможет понять истоки возникновения не только философии, но и всей европейской цивилизации.

Ключевые слова:философия, онтология, гносеология, аксиология, логика, этика, эстетика, социальная философия.

Дополнительная литература.

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / К.Ясперс. – М., 2009.

2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х.Ортега-и-Гассет. – М., 2010.

3. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М.Хайдеггер. – М., 2013.

4. Дильтей В. Философия в систематическом изложении. / В.Дильтей. – М., 2006.

5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. / М.Мамардашвили.– М., 2010.

Тема 2. Миф, религия и наука как способы познания мира.

1. Миф как особая форма ощущения мира. Мифологическое мышление и его значение для становления человеческой культуры.

2. Религиозное мировоззрение, его особенности и значение для человека и общества.

3. Наука как способ освоения действительности, ее предмет и границы.

Методические указания.

В контрольной работе на тему «Миф, религия и наука как способы познания мира» студент должен раскрыть специфику каждого из трех исторических типов мировоззрения и указать на те связи, которые формируются между ними.

В первом вопросе необходимо показать основные особенности мифологического мышления, которое исторически является для человека исходным. Студент должен усвоить, что миф – это не просто собрание фантастических историй, а особый способ чувствования реальности, основанный на образах и символах, в отличие от понятийного мышления науки. Для раскрытия этого вопроса рекомендуется ознакомиться с концепциями мифа А.Ф. Лосева, Ф.Х. Кессиди.

Ответ на второй вопрос должен содержать основные характеристики религиозного мировоззрения. Студент должен обратить внимание на то, чем отличается религия от мифа и науки, а также, что связывает ее с философией. Особый интерес представляет вопрос о том, какую роль играет религия в жизни человека и возможно ли выстроить такое мировоззрение, которое будет полностью атеистическим. Обращение к этим вопросам позволит студенту определить экзистенциальные измерения религиозного мировоззрения.

Третий вопрос контрольной работы определяет предмет и значение для человека научного мировоззрения. Прежде всего, студент должен раскрыть специфику научной сферы деятельности человека, а, значит, должен указать на причины возникновения науки и ее отличительные черты от мифа и религии. Обращаясь к предмету научного познания, необходимо определить его границы, то есть задать вопрос о том, что может объяснить наука, а где она бессильна.

В итоге своей контрольной работы студент должен сделать выводы о том, как связаны между собой все три исторических типа мировоззрения.

Ключевые понятия:миф, синкретизм, религия, монотеизм, политеизм, наука, факт, парадигма, сциентизм, антисциентизм.

Дополнительная литература.

1. Барт Р. Мифологии. / Р.Барт. – М., 2010.

2. Элиаде М. Священное и мирское. / М.Элиаде. – М., 2012.

3. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. / Д.Д.Фрэзер. – М., 2010.

4. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. / К.Р.Поппер. – М., 2010.

5. Кун Т. Структура научных революций. / Т.Кун – М., 2009.

Методические указания.

Раскрывая тему данной контрольной работы, студент должен определить основные особенности античной философии. Эти особенности самым тесным образом связаны с историей всей культуры Древней Греции, ее политической системой, искусством и зарождающейся наукой.

В первом вопросе контрольной работы студент должен рассмотреть условия возникновения философии в Греции, и определить какое влияние оказало мифологическое мышление греков на формирование философско-логической системы и насколько тесно в начале своего существования философия перереплеталась с мифом.

Второй вопрос контрольной работы предполагает раскрытие фундаментальных для греческой философии понятий хаоса и космоса. Проанализировав их содержание, студент должен осмыслить основную черту античной философии – космоцентризм. Древнегреческая философия начинается с идеи космоса как упорядоченного целого, живого и всеобъемлющего.

Рассматривая третий вопрос контрольной работы, студент должен сделать общие выводы относительно того, какое влияние оказала античная философия на последующее формирование европейской культуры. Ключевые понятия:космос, хаос, гармония, космоцентризм, макрокосмос, микрокосмос.

Дополнительная литература.

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетия. Книга 1. / А.Ф.Лосев. – М., 2000.

2. Гайденко П.П. История античной философии и ее связи с наукой. / П.П.Гайденко. – М., 2012.

3. Кессиди Ф. К истокам греческрой мысли. / Ф.Кессиди. – М., 2001.

4. Кессиди Ф. От мифа к логосу. / Ф.Кессиди. – М., 2003.

Методические указания.

В данной контрольной работе должны быть раскрыты основные положения ранней греческой философии, появившейся до V века до н.э. и названной досократической философией. Основной проблемой, интересовавшей ранних греческих философов, была проблема первоначала, то есть того, откуда произошел мир, то, что лежит в основе мироздания. Анализируя понятие «архэ» в первом вопросе контрольной работы, студент должен усвоить, что это понятие возникло первым в череде последующих философских понятий и означало, что человек обратился к миру с вопросом об истоке этого мира, поэтому первых философов называли «натурфилософами», то есть мыслителями, рассуждавшими о природе.

Во втором вопросе контрольной работы студент должен проанализировать учение милетской школы, в которой предлагались различные варианты первоначала мира, и философию Гераклита из Эфеса, впервые определившего мир как становление, текучее и вечноизменяемое. Здесь студент должен усвоить, что в древнегреческой философии первоначало понималось не как «мертвый» химический или физический элемент, а как живая, одухотворенная субстанция.

Третий параграф контрольной работы раскрывает новую проблему, поднимаемую мыслителями элейской школы Парменидом и Зеноном, проблему бытия. Студент должен проанализировать понятие бытия как единого и неподвижного целого и объяснить значение и смысл доказательств невозможности движения, называемых апориями.

Рассматривая четвертый вопрос контрольной работы, студент усваивает понятие «атома» в античной философии и его отличия от современного понимания атома в физике. Атомистическое учение по иному подходит к понятию первоначала и впервые заявляет, что этих первоначал (атомов) в мире бессчетное количество.

Ключевые понятия: архэ, бытие, апейрон, атом, апория, становление.

Дополнительная литература.

1. Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Диоген Лаэртский. – М., 2011.

2. Кессиди Ф. Гераклит. / Ф.Кессиди. – М., 2003.

3. Философия природы в Античности и Средние века. / П.Гайденко, В.Петров. – М., 2000.

Методические указания.

В данной контрольной работе студент, прежде всего, должен обозначить причины, по которым в философии античности произошел поворот к проблеме человека. В V веке до н.э. вопросы натурфилософского характера отходят на второй план, и центральное место в рассуждениях философов отводится человеку и его поступкам. Такую трансформацию философского знания обусловили причины и социального, и политического, и общекультурного порядка, когда изменялся облик греческого государства и на смену аристократии приходил новый тип правления – демократический.

Во втором вопросе студент должен раскрыть особенности деятельности и философского учения софистов, обращая особенное внимание на релятивистские особенности не только их теории познания, логики, но и этики. Перед студентом стоит задача осмыслить деятельность софистов и сделать выводы о том, какое влияние они оказали на европейскую культуру и образование.

Третий вопрос контрольной работы предполагает раскрытие основных положений философии Сократа, который являлся яростным противником софистического учения. Однако, не смотря на это, в двух указанных учениях можно проследить сходные черты и задачи. Студент должен обратить внимание на то, что Сократ создает новую этическую теорию, в которой знание приравнивается к добродетели, а любой злой поступок есть всего лишь результат невежества. По этим же принципам строится и особая методология, которую предлагает Сократ.

Ключевые понятия: релятивизм, софистика, софизм, этика, диалектика, ирония, майевтика.

Дополнительная литература.

1. Кессиди Ф. Сократ. / Ф.Кессиди. – М., 2001.

2. Суриков И. Сократ. / И.Суриков. – М., 2011.

3. Чернышев Б.С. Софисты. / Б.С.Чернышев. – М., 2010.

4. Гиляров И.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. – М., 2011.

Методические указания.

В данной контрольной работе должны быть раскрыты основные положения философии одного из самых заметных мыслителей античности – Платона. В рамках первого вопроса студент должен рассмотреть онтологическую часть философского учения Платона, потому именно теория идей или эйдосов является исходным пунктом философии Платона. Эйдос понимается как истинное бытие, которое только участвует в формировании нашего чувственного мира, но не принадлежит ему.

Второй вопрос контрольной работы посвящен анализу гносеологического учения Платона. Здесь студент должен обратить внимание на то, что Платон, так же как и философы элеаты, разделяет знание на знание истинное и знание по мнению, отдавая предпочтение первому типу. Именно этот принцип аллегорически раскрыт в мифе о пещере, рассказанном Платоном в его произведении «Государство». В контрольной работе студент должен не просто пересказать этот миф, а проанализировать его и сделать выводы о его значимости для всей теории познания.

В третьем вопросе речь пойдет о социально-политических взглядах Платона, изложенных им в произведениях «Законы» и «Государство». Студент должен не просто описать структуру и принципы функционирования такого идеального государства, но дать ему оценку и проанализировать возможности его реального воплощения.

Ключевые понятия: эйдос, благо, истина, красота, анамнезис, добродетель, справедливость.

Дополнительная литература.

1. Платон Диалоги. / Платон. – М., 2011.

2. Платон Избранные диалоги. / Платон. – М., 2007.

3. Асмус В.Ф. Платон. / В.Ф. Асмус. – М., 2012.

4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. / А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. – М., 2005.

Методические указания.

В первом вопросе контрольной работы о философской системе Аристотеля студент должен раскрыть понятие метафизики и обратить внимание на то, что сам Аристотель использовал понятие «первая философия». Необходимо обратиться к тем определениям, которые сам Аристотель дает метафизике, указывая на то, что среди прочего, это учение о четырех причинах бытия. Эта теория становится для Аристотеля основой его онтологии.

Второй вопрос данной контрольной работы должен содержать анализ идей Аристотеля и их значимости для науки. Именно Аристотель стал основателем многих наук, которые дожили и до сегодняшнего дня, например: психология, экономика и другие. Аристотель был крупным ученым, оставившим открытия почти во всех областях знания. Трудно переоценить значение его геоцентрической модели мира, которая долгое время считалась в науке господствующей.

Учение об обществе и государстве для Аристотеля тесно связано с этическим учением, именно на это и должен обратить внимание студент, отвечая на третий вопрос контрольной работы. В этике главным становится понятие добродетели, которая понимается в качестве принципа «золотой середины», здесь Аристотель описывает идеал блаженной жизни, осуществления своих возможностей и развития, подчиненного определенной цели (энтелехия). Именно эти принципы и положены им в основу классификации государственных устройств на правильные и неправильные.

Ключевые понятия: метафизика, форма, материя, субстанция, геоцентрическая система, энтелехия, полития.

Дополнительная литература.

1. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. / А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. – М., 2005.

2. Аристотель Метафизика. / Аристотель. – М., 2002.

3. Аристотель Этика. / Аристотель. – М., 2012.

4. Аристотель Политика. / Аристотель. – М., 2002.

Методические указания.

В первом вопросе данной контрольной работы студент должен выделить основные особенности эллинистического периода античной философии. Эллинизм – это особый период в истории античной Греции, начавшийся с завоеваний Александра Македонского и создания огромной империи. Именно создание большого централизованного государства с гегемонией греков способствовало возвращению философов к главному вопросу о человеке с его свободой, поэтому вновь возродилась этика Сократа, но она приобрела уже другие формы выражения. Идеал философии стал идеалом практической науки, науки о том, как надо жить счастливо. Кроме того, походы Александра Македонского открыли для греков другие народы и культуры, в философию эллинов стала все больше проникать мысль Востока, пропитывая ее своим мистицизмом.

Во втором вопросе контрольной работы речь должна идти о двух школах: киниках и скептиках. Конечно, сократических школ было гораздо больше, но именно скептики и киники оказались самыми яркими, первые в своей теории познания, вторые в этических исканиях. Обе школы – наследники философии Сократа, для которых идеалом мудреца становится тот, кто может быть невозмутим, кто способен быть свободным, управляя своими эмоциями, желаниями, стремлениями.

В третьем вопросе студент должен проанализировать учения школы Эпикура и стоиков и попробовать сравнить их. Обе школы солидарны в том, что человек должен стать свободным и счастливым. Для Эпикура это означает избегать страданий и страхов, а для стоиков «жить согласно с природой», подчиняя разуму свои аффекты. И то, и другое философские учения сходятся в том, что разум человека должен подчинить себе желания, чувства, эмоции страхи.

Ключевые понятия: эллинство, аскесис, автаркия, атараксия, гедонизм, апатия.

Дополнительная литература.

1. Нахов И.М. Философия киников. / И.М. Нахов. – М., 2010.

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. / А.Ф.Лосев. – М., 2000.

3. Гончарова Т.В. Эпикур. / Т.В.Гончарова. – М., 2010.

4. Гюйо Ж.М. Стоицизм и христианство. / Ж.М.Гюйо. – М., 2012.

Методические указания.

Рассматривая философию эпохи Средневековья, студент должен обратить внимание не только на особенности философии того периода, но и на весь культурный контекст, в котором происходило формирование новой философской традиции. На философию Средних веков большое влияние оказала древнегреческая мысль, которая дала в качестве основы для новых философских систем учения Сократа, Платона, Аристотеля. Но, не смотря на это, главной особенностью европейской средневековой философии становится ее слияние с религией, при доминировании последней. Следует помнить, что Средние века – это длительный период в истории Европы, а, значит, и философия за это время изменялась, крепла и обновлялась.

Второй вопрос контрольной работы должен содержать в себе анализ философского учения патристики, и, в частности, учения Августина Аврелия, названного в православной традиции Блаженным. Патристическая философия стала первой философией, которая попыталась объединить античную мысль и христианскую догматику. Так, например, учение Августина сочетает в себе религиозное вероучение и систему Платона.

Философия схоластики, которая должна быть рассмотрена в третьем вопросе, объединяет христианское вероучение и философию Аристотеля. Из этого синтеза рождается совершенно особенное философское учение, которое обращается к вопросам веры и знания, общего и единичного, строит логические доказательства бытия Бога. В частности, студент должен обратить внимание на философию Фомы Аквинского, которому удачно удалось соединить метафизику и логику Аристотеля с христианской догматикой.

Ключевые понятия: теология, теоцентризм, креационизм, эсхатология, универсалия, патристика, теодицея, схоластика, реализм, номинализм.

Дополнительная литература.

1. Жильсон Э. Философия в Средние века. / Э.Жильсон. – М., 2010.

2. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. / Ж.Ле Гофф. – М., 2012.

3. Августин Аврелий Исповедь. / Аврелий Августин. – М., 2012.

4. Аквинский Фома Сочинения. / Ф.Аквинский. – М., 2013.

Методические указания.

В первом вопросе контрольной работы студент должен обратить внимание на основные особенности эпохи Возрождения, которые являются результатом культурных изменений в Европе, в частности в Италии, XIV – XV веков. Само название эпохи Возрождения, предложенное философами-гуманистами того времени, говорит о том, что в культуре проявляется интерес к цивилизациям Античности, философия и искусство древних греков становятся образцами для европейской культуры. Однако студент должен помнить, что философская мысль эпохи Возрождения тесным образом связана с философией и культурой Средних веков.

В рамках второго вопроса необходимо обратиться к натурфилософии эпохи Возрождения. Среди крупных ученых натурфилософов того времени можно отметить следующие имена: Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей. Всех этих философов объединило стремление раскрыть тайны природы, а многие из них видели в этой природе Бога. Именно в эпоху Возрождения развиваются идеи о бесконечности Бога, значит, и о бесконечности миров, которые им созданы.

В третьем вопросе контрольной работы должны быть раскрыты учения философов эпохи Возрождения, которые носят социально-политический характер. В этих учениях ставится вопрос о благоденствии граждан государства и правильном управлении.

Ключевые понятия:антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, секуляризм, монада, алхимия, утопия.

Дополнительная литература.

1. Симаков М. Пифагореизм в эпоху Возрождения. / М.Симаков. – М., 2005.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. / А.Х. Горфункель. – М., 2009.

3. Каутский К. Томас Мор и его утопия. / К.Каутский. – М., 2012.

4. Горфункель А.Х. Томазо Кампанелла. / А.Х.Горфункель. – М., 2010.

5. Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. / Н.Макиавелли. – М., 2009.

Методические указания

Раскрывая данную тему, стоит обратить внимание на то, что Новое время называют эпохой буржуазных и научно-технической революций, рождения механическо-материалистической картины мира (механицизм и рационализм – девиз эпохи). Развитие естествознания требовало разработки новых научных методов, форм и средств его познания. Именно эта проблема становится ведущей в философии Нового времени. В большинстве мыслители данного периода были сторонниками материалистического направления (за исключением Декарта и Лейбница). Принято говорить о школе английского материализма, родоначальником которого был Ф. Бэкон. Следует подчеркнуть, что его по - праву считают «отцом опытных наук», одним из основоположников эмпиризма и опытно-индуктивного метода познания. Своеобразным оппонентом Бэкону был ученый и философ-дуалист Р.Декарт, родоначальник рационально-дедуктивного метода познания и автор знаменитого принципа сомнения «Я мыслю, следовательно, существую». Поиски субстанции, по - прежнему, в центре внимания философов. В контрольной работе важно раскрыть обозначенную тематику вопросов и смысл ключевых понятий.

Дополнительная литература.

1. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков / В.В. Соколов. М., 2009.

2. Асмус В.Ф. Декарт / В.Ф. Асмус. М., 2006.

3. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия / В.А. Канке. М., 2007.

4. Хрестоматия по западной философии \ Н.И. Фокина. М., 2006.

5. Фишер К. История Новой философии. Б. Спиноза / К. Фишер М., 2005.

Тема 12. Философия французского Просвещения.

1. Просветительский характер философии XVIII века. «Энциклопедия…» и энциклопедисты.

2. Социально-философские воззрения Вольтера и Ж.Ж. Руссо – родоначальников французского Просвещения.

3. Материалистическая философия: Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Ключевые понятия: деизм, «теория общественного договора», природа, «объективная реальность», материя.

Методические указания

В истории Нового времени принято называть XVIII в. «эпохой Просвещения», родиной которой была Англия. Раскрывая тему, следует, прежде всего, выяснить: почему так названа данная эпоха и кто такие просветители. Стоит обратить внимание на роль, которую сыграли французские просветители в социально-политической, культурной жизни Европы. Почему их считают идеологами Великой Французской буржуазной революции, борцами с невежеством и господством церковного гнета, сторонниками «культа разума», образования и просвещения народа? В контрольной работе важно ответить на вопрос: почему французских мыслителей и кого именно называют энциклопедистами? В большинстве просветители были сторонниками материализма и деизма (двойственное отношение к Богу). Они признавали и познавали в своих работах природу («объективная реальность») в качестве материальной субстанции. Родоначальником и «королем философов Просвещения» своими современниками был назван Франсуа Мари Аруэ (Вольтер). Следует подробнее рассмотреть так же социально-философские воззрения Ж.Ж.Руссо.

Дополнительная литература:

1. Гайденко П.П. Новоевропейская философия и ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. – М., 2011.

2. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия / В.А. Канке. М., 2007.

3. Хрестоматия по западной философии \ Н.И. Фокина. М., 2006.

4. Введение в философию: учеб. пособие. / под ред. А.В. Солдатова. СПб., 2007.

Методические указания

Отличительной особенностью данной философии является ее трансцендентально-идеалистический характер, за исключением философии Л. Фейербаха, который был непосредственным предшественником марксизма, создателем антропологического материализма и новой атеистической «религии любви». Раскрывая данную тему, особое внимание стоит обратить на ее родоначальника – немецкого просветителя и философа И. Канта, творчество которого делят на два периода: докритический и критический. Следует подчеркнуть, что в своих критических работах Кант производит «революцию в философии», исследуя природу и познавательные возможности человеческого разума, совершая ряд важнейших открытий. В этике Кант формулирует моральный закон (категорический императив).

В работе также необходимо уделить внимание философской системе Г. Гегеля, а именно его диалектическому учению (методу). Гегель автор трех законов и целого ряда категорий диалектики. Величайшая заслуга его состоит в том, что он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире. Хотя Гегелевская диалектика по форме идеалистична, развитие понимается как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей, порождающих внутреннее противоречие.

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. И. Кант. / В.Ф. Асмус. – М., 2005.

2. Кант И. Критика практического разума. / И.Кант. – М., 2012.

3. Гулыга А. Кант. / А.Гулыга. – М., 2005.

4. Гулыга А. Гегель. / А.Гулыга. – М., 2008.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / Г.В.Ф.Гегель. – М., 2008.

Методические указания

В самом начале, раскрывая тему, стоит обозначить основные причины «бунта против классики» и появления в философии XIX в. целого ряда новых направлений, названных неклассической философией (марксизм, позитивизм, неоидеализм), каждое из которых имело собственные особенности. В первой половине ХIХ в. в марксизме как целостном учении, состоящем из социально-экономических и философских воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса было открыто материалистическое понимание истории и создана материалистическая диалектика. Родоначальник позитивизма – О.Конт провозгласил доминирование позитивной науки и научного знания над метафизикой и философией. На рубеже XIX-XX вв. в результате изменений научной картины мира появляется эмпириокритицизма или махизма (второй этап позитивизма), названный так в честь своих создателей: Э.Маха и Р. Авенариуса. В начале ХХ в. возникла третья форма позитивизма — неопозитивизм или логический позитивизм. К числу его представителей принадлежат Л. Витгенштейн, Б. Рассел. В сер. XX в. возник постпозитивизм, студентам следует кратко проанализировать теорию научных революций Т.Куна, критический рационализм К.Поппера, эпистемологический анархизм П.Фейерабенда. В «философии жизни» происходит переход от рационального к иррациональному. Шопенгауэр, Ницше и др. внесли вклад в исследование сознания и бессознательного, в изучение духовно-психической жизни человека (интуиция, память, воля, переживания). Разработали новую модель человека в контексте его взаимосвязи с властью, религией и моралью (ницшеанский нигилизм и «идея Сверхчеловека»).

Дополнительная литература:

1. Ницше Ф. так говорил Заратустра. / Ф.Ницше. – М., 2010.

2. Гулыга А. Шопенгауэр / А. Гулыга. И. Андреева. – М., 2003.

3. Милль Дж.Ст. О.Конт и позитивизм. / Дж.Ст.Милль. – М., 2011.

4. Западная философия XIX века / под ред. А.Ф. Зотова. – М., 2005.

5. История западной и русской философии: учеб. пособие. / В.А. Фриауф . – Саратов. 2009.

Методические указания

В раскрытии темы стоит обратить внимание на то, что русская философия занимает достойное место в системе мировой философской культуры. Характерной ее особенностью является цельность в восприятии мира. Ее основы заложены в период зарождения первых религиозно-философских учений, которые складывались на основе христианского сознания – православия. Русская философия от XI вплоть до XVIII века не выделялась в особую форму интеллектуального творчества, а была вплетена в ткань религиозного мировосприятия и существовала в виде мудрости, «софии». Стимулирующее воздействие на развитие русской философии оказала духовная и философская культура античности и Византии. Святоотеческая традиция, аскетика и христианская мистика составили своеобразие русской православной мысли. Специфика национальной философии органично связана с книжностью Киевской Руси, с учениями митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Нила Сорского, Максима Грека. Благодаря реформам Петра Великого Русь европеизируется, идет постепенно проникновение гуманизма, просвещения, светского образа жизни (М.В.Ломоносов и А.Н. Радищев). В сер. XIX века русская философия развивалась в контексте полемики между западниками и славянофилами. Их волновала судьба и будущее отечества. Зарождается историософия (П.Я. Чаадаев). Так же значительную роль на содержание русской философии оказали идея «всеединства» и «соборности» (В.Соловьев) и «Философия общего дела» (Н.Федоров).

Дополнительная литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии. / В.В. Зеньковский. – М., 2011.

2. История русской философии / под ред. Б.В. Емельянова. В.Н. Русакова. – М., 2005.

3. Шапошников Л.Е. История русской религиозной философии / Л.Е. Шапошников. – М., 2006.

4. Русская философия. Энциклопедия. / П.Апрышко, А.Поляков. – М., 2007.

Методические указания

Следует обратить внимание на то, что вначале XX в. развитие русской философии было на подъеме. Появилась целая плеяда одновременно философов-публицистов, историков, священников. Основные направления: марксизм (философия большевизма); религиозно-идеалистическая философия (Н.Бердяев, П.Флоренский, Л.Шестов, С.Франк и др.) и русский космизм, естественнонаучное крыло которого представлено именами В.Вернадского, К.Циолковского, А.Чижевского, Н.Умова. Студентам надо проанализировать основные идеи указанных направлений, в соответствии с планом темы. Важно отметить, какую роль на развитие отечественной философии оказала политическая история России в течение XX в.

Дополнительная литература:

1. Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма / М.А. Абрамов. – Саратов, 2003.

2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев. – М.. 2011.

3. Готфрид П. Странная смерть марксизма / П. Готфрид. – М., 2009.

4. Назарова О. Философия истории С.Л. Франка / О. Назарова // Вопросы философии, 2009. №1 С 125-137.

5. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. М., 2003.

Методические указания

В начале контрольной работы студент должен обнаружить специфику культуры и идеологических установок XX века, так как именно в них кроются причины возникновения новых философских направлений. Экзистенциализм (в противоположность эссенциализму) утверждает, что главным в человеке является не его сущность, а его существование. Жизнь человека важнее смысла жизни. Именно существование человека формирует и смысл жизни, и сущность человека («эссенция»). Подлинное существование человека («экзистенция») не равно его предметному бытию, т.к. ускользает от научной объективности познания посредством терминов, понятий и абстракций. Человек всегда помещен в ситуацию выбора, он многократно меняется на пути к «самому себе». В начале ХХ века в Германии возникает феноменология, основоположник – Э. Гуссерль. Ее девиз: «Назад, к самим вещам!». Чтобы научиться видеть сами вещи, мало читать феноменологические тексты, нужно пытаться практиковать феноменологический метод (феноменологическая редукция), т.е. отказ от высказываний о мире без рефлексии («эпохэ»). Студентам следует использовать предлагаемые к теме ключевые понятия для успешного ее раскрытия.

Дополнительная литература:

1. Гуссерль Э. Общее введение в чистую феноменологию. / Э. Гуссерль. – М., 2009.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. / А.Ф. Зотов. –М., 2005.

3. Хайдеггер М. Время и бытие. / М.Хайдеггер. – М., 2007.

4. Камю А. Миф о Сизифе. / Камю А. – М., 2011.

Методические указания

В начале работы, стоит подчеркнуть, что психоаналитическая философия возникла в начале ХХ в., и обращена к исследованию природы и роли бессознательного в жизни человека и общества. Ее родоначальник - австрийский психиатр З. Фрейд. Ключевой для его философии становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития. Он исследует роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо», которое активно ограничивается культурными нормами, запретами, что в результате «уменьшает» человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний, и порождает агрессию и неврозы. Ближайшими последователями учения Фрейда были К.Юнг и А.Адлер. К.Г.Юнг отошел от «классического» фрейдизма, полагая, что бессознательное носит коллективный характер, а его основное содержание составляют архетипы. Ведущим представителем неофрейдизма выступил Э. Фромм, который пересматривает феномен бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социально-культурными причинами. Он называет капитализм «больным обществом» и предлагает «лечить» его на основе «гуманистического психоанализа».

В третьем вопросе речь должна идти о герменевтике как искусстве понимания чужой индивидуальности — «Другого». В. Дильтей выдвинул метод “понимания” как постижения некоторой духовной целостности, взамен методу объяснения, применимому в науках о природе. Многое, заимствуя у Дильтея немецкий философ Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер придали герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Усматривая основную проблему философии в проблеме интерпретации, трактовке языка.

Дополнительная литература:

1. Фрейд З. «Я» и «Оно». / З.Фрейд. – М., 2013.

2. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. / З.Фрейд. – М., 2009.

3. Философы ХХ в.: в 2 кн. М., 2004.

4. История западной и русской философии: учеб. пособие / В.А. Фриауф. Саратов. 2009.

Методические указания







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.75.58 (0.03 с.)