Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 25. Культура и цивилизация в историческом процессе
1. Актуальная типология общественного развития: традиционное, индустриальное (модерн), постиндустриальное (постмодерн) общество. 2. Концепция локальных цивилизаций и современные проблемы цивилизационного подхода (К.Леонтьев, Н.Данилевский, П.Сорокин, О.Шпенглер, А.Тойнби, С.Хантингтон, А.Панарин). 3. Эволюционные перспективы общества: современные футурологические концепции (Г.Кан, О.Тоффлер и др.). Ключевые слова: линейное время, развитие, изменение, революция, эволюция, эволюционный детерминизм, генезис, прогресс, модернизация, технологический детерминизм, информация, культура, цивилизация, будущее. Методические указания В рамках данной контрольной работы важно учитывать тот факт, что в ХХ столетии сложились предпосылки для создания универсальной типологии общества, которая смогла бы охватить все многообразие существующих обществ, классифицировать их в соответствии с определенными признаками и восприятием принципа исторического развития. Это теория стадий всемирно-исторического развития и теория локальных цивилизаций. Студенту рекомендуется рассмотреть основные теории, представленные подходом стадий всемирно-исторического развития (К.Маркс, Д.Белл, З.Бжезинский, О.Тоффлер), обратить внимание на критерий классификации обществ в данном подходе, на специфику характеристик типов общественных организаций. Контрольная работа ориентирована на рассмотрение цивилизационного подхода как альтернативного теории стадий, однако, имеющего познавательные пределы (равно, как и теория стадий) и предусматривает обращение к футуристическим теориям эволюционного направления - утопиям (оптимистический взгляд на будущее) и антиутопиям (пессимистическое видение будущего). Дополнительная литература: 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Д.Белл. – М., 1999. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М., 2011. 3. Тоффлер О. Шок будущего. / О.Тоффлер. – М., 2008. 4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. / Ф.Уэбстер. – М., 2004. 5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. / С.Хантингтон. – М., 2007. 6. Шпенглер О. Закат Европы. / О.Шпенглер. – М., 2009. Тема 26. Актуальные проблемы социальных изменений 1. Теория модернизации: основные постулаты и их критика.
2. Глобализация: основной смысл и уровни интерпретаций понятия. 3. Сетевая структура общества: стратегия, принципы и эффекты организации (по работе М.Кастельса «Становление общества сетевых структур»). Ключевые слова: модернизация, традиция, современность, социальные изменения, глобализация, сетевые структуры, информационные сети, виртуальное пространство. Методические указания Информационные технологии, глобальные сети коммуникации, транслокалистская межнациональная динамика выступают главными факторами социальных изменений, проявляющихся не только в расширении социальных связей в масштабах земного шара, но и в резкой поляризации мира. Контрольная работа нацелена на внимательное рассмотрение основных постулатов теории модернизации и критических оценок в адрес ее методологических притязаний. Главное в этой теории – разделение общества на традиционное и современное; критерий – уровень развития производства, который обусловливает развитие экономики, культуры, образования, управления. При выполнении контрольной работы ставится задача разобраться в ответе на вопрос: «Что такое глобализация?». Необходимо обратить внимание на разнообразие пониманий и интерпретаций данного явления. Его многомерность раскрывается на уровне различных дискурсов: экономическом, социально-политическом, социокультурном, культурологическом, экологическом. Важно обозначить поле проблем и противоречий, связанных с глобальными процессами, а также перспектив глобализации. В этом плане важно ознакомиться с концепцией «сетевого общества» М.Кастельса, который рассматривает современную информационную эпоху как эпоху глобализации, а средством и воплощением ее – сетевые структуры как новые общественные структуры. Сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: глобальной инновационной капиталистической экономики, сферы труда, политики, культуры, социальной организации. Дополнительная литература: 1. Бек У. Что такое глобализация? / У.Бек. – М., 2001. 2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М.Кастельс. – М., 2000. 3. Бард А., Зондерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А.Бард, Я.Зондерквист. – СПб., 2004. 4. Панарин А.С. Искушение глобализмом / А.С.Панарин. – М., 2003.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.004 с.) |