ТОП 10:

Тема 17.Западная философия первой половины XX века.



1. Возникновение и сущность экзистенциализма (философии существования). Проблемы сущего, бытия и времени в философии М. Хайдеггера и К. Ясперса.

2. Тема свободы и Абсурда в философии французского экзистенциализма (Ж.П. Сартр, А. Камю).

3. Феноменология Э. Гуссерля как развитие классической теории сознания. Метод феноменологической редукции.

Ключевые понятия: экзистенция, бытие и время, «бытие-в-мире», «бытие-для-другого», ничто и свобода, «пограничная ситуация», абсурд, «миф о Сизифе», эпохэ, феномен, ноэма и ноэзис, интенциональность, интерсубъективность.

Методические указания

В начале контрольной работы студент должен обнаружить специфику культуры и идеологических установок XX века, так как именно в них кроются причины возникновения новых философских направлений. Экзистенциализм (в противоположность эссенциализму) утверждает, что главным в человеке является не его сущность, а его существование. Жизнь человека важнее смысла жизни. Именно существование человека формирует и смысл жизни, и сущность человека («эссенция»). Подлинное существование человека («экзистенция») не равно его предметному бытию, т.к. ускользает от научной объективности познания посредством терминов, понятий и абстракций. Человек всегда помещен в ситуацию выбора, он многократно меняется на пути к «самому себе». В начале ХХ века в Германии возникает феноменология, основоположник – Э. Гуссерль. Ее девиз: «Назад, к самим вещам!». Чтобы научиться видеть сами вещи, мало читать феноменологические тексты, нужно пытаться практиковать феноменологический метод (феноменологическая редукция), т.е. отказ от высказываний о мире без рефлексии («эпохэ»). Студентам следует использовать предлагаемые к теме ключевые понятия для успешного ее раскрытия.

Дополнительная литература:

1. Гуссерль Э. Общее введение в чистую феноменологию. / Э. Гуссерль. – М., 2009.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. / А.Ф. Зотов. –М., 2005.

3. Хайдеггер М. Время и бытие. / М.Хайдеггер. – М., 2007.

4. Камю А. Миф о Сизифе. / Камю А. – М., 2011.

Тема 18. Психоаналитическая философия и герменевтика XX в.

1.Психоанализ З.Фрейда как иррационалистическая философская концепция.

2.Последователи и оппоненты Фрейда (К.Юнг, А.Адлер). Неофрейдизм (Э.Фромм).

3.Проблема понимания в философской герменевтике. Герменевтическая трактовка языка (Дильтей, Хайдеггер, Гадамер).

Ключевые понятия:«Я», «Оно», «Сверх-Я», «эдипов комплекс», либидо, бессознательное, архетипы, предпонимание, «герменевтический круг».

Методические указания

В начале работы, стоит подчеркнуть, что психоаналитическая философия возникла в начале ХХ в., и обращена к исследованию природы и роли бессознательного в жизни человека и общества. Ее родоначальник - австрийский психиатр З. Фрейд. Ключевой для его философии становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития. Он исследует роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо», которое активно ограничивается культурными нормами, запретами, что в результате «уменьшает» человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний, и порождает агрессию и неврозы. Ближайшими последователями учения Фрейда были К.Юнг и А.Адлер. К.Г.Юнг отошел от «классического» фрейдизма, полагая, что бессознательное носит коллективный характер, а его основное содержание составляют архетипы. Ведущим представителем неофрейдизма выступил Э. Фромм, который пересматривает феномен бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социально-культурными причинами. Он называет капитализм «больным обществом» и предлагает «лечить» его на основе «гуманистического психоанализа».

В третьем вопросе речь должна идти о герменевтике как искусстве понимания чужой индивидуальности — «Другого». В. Дильтей выдвинул метод “понимания” как постижения некоторой духовной целостности, взамен методу объяснения, применимому в науках о природе. Многое, заимствуя у Дильтея немецкий философ Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер придали герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Усматривая основную проблему философии в проблеме интерпретации, трактовке языка.

Дополнительная литература:

1. Фрейд З. «Я» и «Оно». / З.Фрейд. – М., 2013.

2. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. / З.Фрейд. – М., 2009.

3. Философы ХХ в.: в 2 кн. М., 2004.

4. История западной и русской философии: учеб. пособие / В.А. Фриауф. Саратов. 2009.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.29 (0.003 с.)