Переговоры. Основы техники переговоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переговоры. Основы техники переговоров



ПОНЯТИЕ ПЕРЕГОВОРОВ.

Ведение переговоров относится сразу к нескольким сферам прикладных исследований менеджмента:

управленческие технологии;

практика коммуникаций;

конфликтология социальных отношений.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕГОВОРАМИ содержит целый ряд инструментов и особенностей. Это процесс преодоления локальных конфликтов с помощью соглашений. Таким образом, сам процесс переговоров является путем преодоления конфликтов. По мнению ряда специалистов в области процедурной конфликтологии ключевым понятием переговоров служит «набор обещаний» (от контрактов, соглашений, договоров до формул типа «честное слово» и рукопожатий).

Профессор МГУ Чумиков А. Н. определяет переговоры как взаимодействие социальных объектов или их представителей в форме прямого или опосредованного диалога для согласования интересов или регулирования конфликта.

Переговоры всегда включают два аспекта:

тематический – о чем идет речь;

процессуальный – как они проходят;

Выделяют прямые переговоры сторон, имеющих непосредственное отношение к проблеме, и консалтинг, когда стороны испытывают нехватку релевантной информации или психологический дискомфорт или хотят привлечь авторитетного посредника для объективизации своих отношений.

Существенный недостаток прямых переговоров состоит в превращении их в обыкновенный торг, когда идет обмен уступками, а усиление позиции одной стороны приводит к ослаблению позиции другой.

Переговоры с участием посредника имеют специальное название – медиация. Профессиональная медиация позволяет наладить обсуждение проблемы, исходя из глубинных, а не формальных продекларированных интересов сторон.

Техника решения проблем называется фасилитацией. Она включает инструменты организации и проведения совещаний договаривающихся сторон, экспертов, а также формы внутри – и межгрупповой работы. Специалистов по применению техники медиации и фасилитации, несмотря на их рациональность для регулирования конфликтов, весьма недостаточно.

МЕДИАТОР или третья сторона переговорного процесса, посредник, выполняет свои действия в такой последовательности:

сбор и отбор информации, ее упорядочение

представление сторон

поиск факторов, структуризация проблемы

помощь при выборе альтернатив и их формулировка

управление переговорами

выполнение функций модератора

принятие решений в процессе дискуссий

подготовка проекта соглашения или плана действий

обеспечение правовой поддержкой

участие в оценке перспектив развития и корректировка принятых решений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАСИЛИТАТОР ТЕХНИКУ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИСПОЛЬЗУЕТ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

идентификация проблемы как предмета переговоров

общение с теми, кто имеет отношение к данном проблеме

поиск альтернатив

участие в принятии альтернативных решений

реализация принятого решения

мониторинг действий

оценка эффективности

 


Подготовка переговоров

ПЕРЕГОВОРАМ ПРЕДШЕСТВУЕТ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ. ИХ ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОНЯТИЯ:

1. Определение цели переговоров, ясное усвоение того, чего я хочу, т.е. установление уровня притязаний.

2. Изучение участников переговоров, причем не только прямых, но и все, кого они могут потенциально затрагивать, получение подробной информации об участниках конфликта.

3. Анализ ресурсов, которыми обладают участники или которые они могут привлечь.

4. Обзор существующих в обществе юридических форм и моральных правил, знакомство с принципами хозяйственной деятельности другой стороны.

5. Корректировка первоначального уровня притязаний в «короткую» или «длинную» сторону.

ПОСЛЕ УТОЧНЕНИЯ РЕСУРСОВ И ПРИТЯЗАНИЙ СТОИТ ЗАДАЧА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМАНДЫ. ОНА ДОЛЖНА ВКЛЮЧАТЬ:

Лидера – официального руководителя с таким же статусом, как у делегации-партнера по переговорам

Эксперта – специалиста по предмету переговоров

спикера-ведущего – специалиста по переговорной процедуре.

Количественный состав должен обеспечить исполнение перечисленных трех ролей, а также мобильность и дееспособность переговорной группы. Желательно также, чтобы численность делегаций с двух сторон были примерно равными.

После формирования переговорной команды проводятся внутренние переговоры для предварительного согласования и выработки единой позиции. Внутри команды нужен всегда консенсус для действительного единства, чтобы его сохранять на протяжении всего периода переговоров.

Авторитарные решения также неприемлемы, как и решение проблемных вопросов голосованием, которое может породить фракции. Вот почему так важно единое видение проблемы.

Консенсусный подход дает чувство равенства, сопричастности и внутрикомандного единства. Без этого нет успеха. Важно единство не только своей команды, но и команды оппонента! Но консенсус не есть абсолютное согласие. Реальный консенсус состоит в том, чтобы каждый член команды понимал и принимал аргументацию общих решений и был готов их поддерживать. Консенсус возникает в процессе внутрикомандных совещаний при выборе наиболее приемлемой в данной ситуации альтернативы.

Внутрикомандные совещания проводятся также во время переговоров. Такая процедура носит название кокуса. Это закрытое совещание одной или всех переговорных команд, своеобразные тайм-ауты со всеми строгими временными рамками. Кокусы необходимы для преодоления напряженности, переоценки интересов или усиления контроля за ситуацией.

Процедура переговоров включает выбор места переговоров и составление плана-регламента их проведения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕГОВОРОВ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ:

число участников и перечень сторон

время и место первой и последующих встреч

форма итогового соглашения

механизм определения достоверности информации

правила поведения, допустимый стиль, порядок обсуждения вопросов и разрешения разногласий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.008 с.)