Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «стационарного режима». Принцип «экономии энтропии» как условие сохранения устойчивости системы.

Поиск

Понятие энтропии в теории социального управления обозначает меру неопределенности ситуации. Принцип экономии энтропии характеризует условие упорядоченности системы. Чем меньше величина энтропии, тем выше упорядоченность общественной системы. Реализация данного принципа обеспечивает стабильное состояние последней. В соответствии с этим принципом управляющий субъект выбирает тот вид и метод действия, который может привести к наименьшим разрушениям управляемого объекта и необратимым потерям энергии и ресурсов, т.е. к минимуму количества энтропии, который обеспечит эффективное использование экономических, материально-технических ресурсов, а также современных технологий. Об уровне государственного управления судят по степени продуктивного использования, как имеющихся ресурсов, так и вовлечения в процесс конструктивно-созидательной социальной деятельности новых, открываемых наукой и практикой.

Сегодня термодинамика доказала возможность существования открытых систем в стационарном состоянии, в котором производство энтропии внутри системы компенсируется ее оттоком из открытой системы в среду.

Открытые системы, далекие от равновесия, способны творить порядок из хаоса за счет экспорта энтропии, ее оттока из открытой системы. Организм питается отрицательной энтропией, негэнтропией, а не положительной энергией. Упорядоченность, подобная кристаллической, возможна вдали от равновесия, порядок может порождаться хаосом наподобие фазового перехода.

38. Принцип Ле-Шателье как механизм обеспечения устойчивости и управляемости динамических систем.

39. Понятие «режима с обострением». Принцип наименьшего действия как закон перехода систем в новое устойчивое состояние.

40. Принцип экви- и полифинальности как следствие закона усиления регулирования. Дивергентная и конвергентная эволюции в развитии организационных систем.

41. Принцип иерархии как фундаментальный принцип организации систем.

42. Виды иерархических систем в природе, обществе и духовной жизни.

43. Иерархические структуры управления, их виды, достоинства и недостатки. Кризис иерархических структур, его истоки и возможные пути разрешения.

44. Понятие «сигнатуры». Принцип сигнатуры и процессы переработки информации в организационных системах управления.

45. Принцип «двухканального управления» в организации систем. «Эндогенное» и «экзогенное» управление в организационных системах.

46. Принцип «ультраустойчивости» как основа адаптационного управления. Организационный поиск и понятие «обучаемости» системы. «Спираль обучения» и уровни организационного обучения.

47. Принцип «внешнего дополнения» в построении систем управления как отражение теоремы неполноты формальных языков К.Гёделя.

48. Принцип «коэволюции» Н.Н.Моисеева в эволюции организационных систем управления.

 

Еще в 1970-х годах, опираясь на теорию самоорганизации больших систем, Н.Н. Моисеев выдвинул концепцию «коэволюции» человека и природы. Глубинная ее суть в том, что для выживания вида Homo sapiens нужно не природу приспосабливать к непомерно возросшим технологическим возможностям и запросам человечества (как предлагали, с одной стороны, В.И. Вернадский и другие сторонники «коренной» модернизации биосферы, а с другой стороны, приверженцы теории «биотической регуляции»), а поведение человечества вернуть в нормальное русло симбиоза с природой, в состояние «мирного сосуществования» с ней.

В его трактовке «основной стержень учения о ноосфере» состоит в том, что «на определенной ступени развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за ее дальнейшую эволюцию (заметьте: за дальнейшую эволюцию собственной цивилизации, а не биосферы. – Ю.Ш.). Это условие необходимо для выживания человечества на планете. Если и далее развитие будет носить стихийный характер, если нагрузки на биосферу будут возрастать неконтролируемым образом, то параметры биосферы могут выйти за критические значения, и она сделается непригодной для обитания. Биосфера может существовать без человека, но человек в биосфере вне некоторого достаточно узкого диапазона ее параметров существовать не может. Таким образом, для обеспечения своего дальнейшего развития человечеству предстоит научиться соразмерять свои потребности с возможностями биосферы»21. Такое сосуществование – закон для любого живого организма. Если какой-либо вид животных или растений нарушает этот экологический императив, его ждет деградация, гибель и переход из живой части биосферы в омертвевшую ее часть.

Выдвинутая Н.Н. Моисеевым концепция «коэволюции» человечества и биосферы не означает ни замедления, ни тем более прекращения технологического и социального прогресса мирового сообщества. Она означает лишь параллельное их соразвитие, но такое, при котором наделенный интеллектом человек не попирал бы законы природы, а гибко адаптировался к естественным процессам в биосфере. «Принцип коэволюции, – пояснял Н.Н. Моисеев, – означает такую систему запретов (экологических императивов), которая исключала бы возможность изменения параметров биосферы, приближающего ее состояние к границам аттрактора (коридора эволюции. – Ю.Ш.) – той запретной черты, переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах».

Таким образом, во избежание экологической катастрофы предстоит модернизировать не биосферу, а человеческое общество, его индивидуальное и коллективное сознание, привить ему новую этику отношений с природой – биоэтику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.244 (0.009 с.)