Понятие «регулирование» и «гомеостаз». Внешний и внутренний гомеостаз в организованных системах. Виды регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «регулирование» и «гомеостаз». Внешний и внутренний гомеостаз в организованных системах. Виды регулирования.



Управление и регулирование – близкие понятия, однако, между ними есть определенная разница. Управление – функция организованных систем, обеспечивающая выполнение следующих задач:

· сохранение определенной структуры системы;

· поддержание режима деятельности системы;

· реализацию цели деятельности системы по определенному правилу (алгоритму).

Эти задачи решаются с помощью регулирования.

Рерулирование выполняет функцию поддержания устойчивости системы и направлена на сохранение постоянства её внутренней среды (гомеостаз). Та часть системы (подсистема), которая осуществляет регулирование, называется регулятором.

 

Регулирование – функция управляющих систем, обеспечивающая выполнение таких задач, как:

· поддержание постоянства регулируемой величины на некотором определенном уровне;

· изменение регулируемой величины по заданному закону (программное регулирование);

· изменение регулируемой величины в соответствии с ходом некоторого внешнего процесса (следящее регулирование).

 

В кибернетике выделяют 3 типа регулирования:

1) Посредством выравнивания отклонений действительного состояния системы от требуемого. Регулятором выступают гос. Налоги, пошлины, некоторые цены на продукцию.

2) Посредством устранения из окружения системы фактора, под воздействием которого система выходит из равновесия.

3) Посредством изоляции системы от возмущений.

 

Гомеостазис. В целом регулирование направлено на поддержание гомеостазиса – относительно динамического постоянства характеристик внутренней среды организма.

Гомеостазис обусловлен способностью живых систем вырабатывать реакции в ответ на изменение параметров внешней среды, которые исключают или сводят к минимуму последствия этих изменений (ср. с рассмотренным ранее принципом Ле-Шателье).

Задачи управления в живой системе, таким образом, состоят в том, чтобы как можно эффективнее отвечать на изменения, происходящие во внешней и внутренней ее среде, то есть нейтрализовать возмущающие воздействия на систему. Живая система решает задачу управления путем своевременной перестройки своей структуры в соответствии с изменившимися условиями. Иными словами, процесс управления является процессом упорядочения системы в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде с целью противодействия факторам дезорганизации. Этот процесс осуществляется с помощью элементов, входящих в состав самой системы.

В живых системах управляющие факторы воздействуют на систему не извне, а возникают в ней самой. Поэтому управление в живых системах является самоуправлением, процессы регулирования – процессами саморегулирования, а сами живые системы являются самоорганизующимися системами. Здесь уместно дать еще одно определение самоорганизации.

 

Если регулирование подразумевает не только поддержание устойчивого состояния системы, но и целенаправленного изменения этого состояния, то уже говорят об управлении, а не о регулировании.

 

Виды регулирования:

 

Стабилизирующее регулирование – на­правлено на упорядочение отношений предприятия с субъектами внешней среды, а также внутренних отношений между различными его частями.

Целью стабилизирующего регулирования является установле­ние определенных организационно-социальных правил, точных предписаний к действию, а также рамок деятельности иповеде­ния работников предприятия. Данная цель достигается путем разработки, введения в практику и контроля со­блюдения соответствующих регулирующих положений (устав, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции и т. п.), обязательных для исполнения.

В качестве регулиру­ющих воздействий используются правила, определяющие порядок деятельности предприятия и его частей, а также система ограничений, устанавливающих преде­лы и пропорции, которые должно соблюдать предприятие в процессе этой деятель­ности. Это уставные положения, должностные инструкции, распорядок дня, поло­жения, определяющие порядок взаимоотношений с поставщиками, потребителями, государственными органами и т. п. Эти положения вводятся на определенный период времени и обяза­тельны для исполнения.

Стабилизирующее регулирование, исходя из его направленности, подразделяется на три подвида: непосредственное регулирование, регулирование на основе норм и регулирование с помощью инструктирования.

1. Непосредственное регулирование осуществляется в отношении предприятия в целом, организационной структуры управления и структуры аппарата управления. К регламентирующим правилам относятся соответственно Устав предприятия, поло­жения о линейных и функциональных подразделениях, должностные инструкции.

2. Регулирование на основе норм направлено на установление пределов «свободы» поведения людей, осуществляющих процессы производства и управления. Регулиро­вание проявляется как при разработке и проектировании процессов (соблюдение норм и нормативов), так и управления ими.

Особенностью регулирования на основе норм является полнота и объективность отражения условий, которые определяют поведение работников предприятия. Поэто­му устанавливаемые нормы должны быть осмысленными с точки зрения восприятия сотрудниками предприятия. Менеджеры при использовании этого вида регулирования должны стремиться к тому, чтобы применяемые ими нормы были бы добровольно восприняты теми людьми, чью деятельность они регулируют. Следует также помнить, что необоснованно жесткие или неоправданно заниженные нормативы, как правило, приводят к дестимулированию, а чрезмерно детальные - снижают индивидуальность и инициативность работников.

3. Регулирование с помощью инструктирования обычно основывается на ме­тодической помощи и информационном обеспечении выполнения предстоящей рабо­ты. Инструктирование - это наставление, подробное объяснение, предупреждение, указание по соблюдению, выполнению чего-либо и т. п.

В данном случае инструктирование следует понимать как использование работни­ком соответствующих инструктивных материалов, регламентирующих выполнение определенной работы. Например, «Инструкция о порядке планирования проведения организованного набора рабочих».

Распорядительное регулирование представляет собой совокупность способов и приемов, направленных на регулирование текущей работы. Это процесс не­посредственного воздействия на исполнителей решений, принятых руководителем. Они реализуются путем проявления полномочий руководителем по отношению к подчиненным.

Цель распорядительного регулирования заключается в воздействии руково­дителя на целенаправленное поведение объекта управления, осуществляемое в соответствии с заданной программой или условиями деятельности предприятия.

Дисциплинарное регулирование связано с процессом делегирования полномочий. Сущность дисциплинарного регулирования как совокупности способов воздействия раскрывается через процесс установления ответственности. Как известно, при деле­гировании полномочий ответственность лишь перераспределяется между руководи­телем и лицом, которому делегируются полномочия. Другими словами, руководитель имеет право делегировать обязанности, права и в этих пределах возложить ответ­ственность на подчиненного. Но при этом ответственность в полном объеме (в т. ч. и перераспределенную) руководитель оставляет за собой.

Цель дисциплинарного регулирования - раз­витие способностей и творческих сил у подчиненных, направленных на исполь­зование делегированных прав самостоятельно принимать управленческие решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.179.138 (0.024 с.)