Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления и проблемы постклассической западной философии

Поиск

· Классическая философия основывается на принципах рациональной, гармоничной и реалистической интерпретации мира.

· выдвигала требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования

· При этом большинство мыслителей исходило их того, что познание истины доступно каждому человеку.

· Разум рассматривается как познавательная способность, сверхопытной сущностью, то есть не выводимое из опыта и не сводимое к нему; как средство переустройства мира и человека.

· Высшей абсолютной ценностью является разум, решающей силой……

· Считалось, что между знанием и окружающим миром имеется согласованность, так как миру присущ внутренний порядок, дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования

· Сущность человека определяется границами разума и сводится к познавательной способности человека постигать законы бытия

· Свобода понималась как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности

· Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологическо-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей субъективной и объективной реальности.

· Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, причем деятельность понималась через сознание, то есть происходило отождествление деятельности и сознания

· Характерны строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочной схемой рассуждения, возможностью достижения абсолютного знания.

· Философское знание строится как особая форма объективного знания, а субъект как бы извне исследует и свое состояние и внешнее ему бытие.

· Свойственна естественная упорядоченность мироустройства, которому присущ разумный порядок, гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению

Основные принципы:

ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и тд. д.)

ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления

ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества

ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания

ü постижение истины являлось главной целью гносеологии

Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления.

Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы.

В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.

В постклассической философии пересматривается статус азума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.

Иррационализм (лат. неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт.

Представители иррационализма:

Ø А. Шопенгауер

Ø Ф. Ницше

Ø С. Кьеркегор

Ø А. Бергсон

В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, самосозидающее.

Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности, испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.

Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного.

Происходит переосмысление рационализма. Рамки рациональности расширяются. Научная рациональность рассматривается как одна из разновидностей множества типов рациональностей …..

Рационализм (лат. разум) – это направление в гносеологии, признающее разум сновой познания и поведения людей.

Возник в период античности – Сократ, Платон, Аристотель. Ярко проявил себя в 17-18 вв. – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рационализм противопоставлял себя иррационализму, сенсуализму, эмпиризму. Обращение к разуму, как единственному источнику научного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт), к отрыву мышления от реального объекта. Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку. Язык становится более гибким, художественным, реалистичным, то есть допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.

В рамках постклассической философии осуществляется смена парадигм: происходит переход от философии сознания к философии языка. На смену анализа S От представлений приходит исследование отношений между языком и миром– лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм.

Парадигма (греч. пример, образец) – это совокупность установок, принимаемых научным сообществом в течение определенного времени в качестве модели (образца) решения конкретных задач.

Постклассическая философия представляет собой большое разнообразие различных течений, школ, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.

Основные программы постклассической философии:

Ø Иррационалистическая традиция (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)

Ø Социалльно-критическая программа. Направлена не только на объяснение но и на изменение социума – марксизм, неомарксизм, постмарксизм.

Ø Критическо-аналитическая программа направлена на переосмысление научно рационалистических приоритетов и ценностей – неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм.

Ø Экзистенцально-психологическая программа направлена на переосмысление философского самосозидания – экзистенциализм, герменевтика, феноменология, психоанализ.

Основные проблемы постклассической философии:

§ анализ бытия человека;

§ анализ языка;

§ разработка категориального аппарата.

Этапы развития постклассической философии

К первому этапу относится критика философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, Кьеркегора, позднее Ницше. Идеи этих мыслителей заложили основания постклассического философствования.

К первому этапу, этапу распада гегелевской философии относится марксизм, которые претендовал на преодоление гегелевской философии на принципах постклассического мышления.

Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.

Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:

1. Диалектико-гуманистическое.Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.

2. Сциентическое.Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.

К неомарксизму относятся:

ü группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения;

ü Исследователи проблем «третьего мира»;

ü Исследователи проблем глобализации

ü Самин, Франк, Валлерстайн

К первому этапу в развитии постклассической философии следует отнести и русскую философию (конец 19 – начало 20 вв.). Великий представитель этого направления Н. Бердяев является основателем экзистенциализма.

Второй этап характеризуется поиском новых форм филоисовствования. Это свойственно таким философским направлениям, как философия жизни (Дильтей, Берксон, Шпенглер) и позитивизм (Конт, Спенсер, Миль).

Относится и неотомизм. Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).

Третий этапоформился к середине 20 века. Основные направления:

§ экзистенциально-феноменологическая философия. Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль.

Экзистенциализм возникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев. После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер.

В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар).

В середине 20 века и в других странах, в том числе в США.

В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет.

Экзистенциализм – это философское течение, рассматривающее человеческое существование как нечто уникальное, единичное. Подлинное существование постигается в пограничных ситуациях.

Пограничные ситуации – это наиболее опасные моменты человеческого существования, когда возникают состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В такие моменты раскрывается человеку подлинный смысл его бытия.

§ аналитическая философия. Развивали Рассел, Витгенштейн. Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а иетод философского анализа, пытаются переориентировать философию на исследование языка науки. Представители аналитической стратегии предложили создать универсальный язык науки, то есть устранить разрыв между словами и опытом, избавиться от двусмысленности обыденного языка. Основная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безупречных структур языка. Основные принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна.

Позитивизм – философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века.

Главная идея позитивизма – научное знание – это совокупный результат специальных естественных наук. Основные методы познания – наблюдение, эксперимент.

Основные формы позитивизма:

1. Классический позитивизм (Конт, Миль, Спенсер)

2. Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус

3. Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).

Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение конца 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на основе простоты и целесообразности.

Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, устраняет философию из науки. Задача науки – разработка метода логического или лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.

Герменевтика – течение в современной философии. Основы заложил Шлейермахер. Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.

Возникла в Древней Греции как искусство понимания жрецов. Сократ в диалоге «Ион» говорил: «Поэты – толкователи воли богов, одержимые каждый тем богом, который им владеет».

Аристотель рассматривает герменевтику как вид логической грамматики.

Млейермахер утверждал: «Чтобы понять чужой текст, необходимо проникнуть в душевное состояние, психику, язык автора текста».

Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен.

Основа неотомизма – учение о гармонии веры и разума. Вера и разум – два пути постижения Бога: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Богом.

Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.

Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар. В работе «ситуация постмодерна (1979 г.) Лиотар отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние Севера и Юга, безработица.

Представители постмодернизма скептически относятся к установке на преобразование действительности. По мнению представителей постмодернизма мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не вмещается ни в какие теоретические схемы. Делает акцент на уникальности, неповторимости всякого явления, события, факта. Крайние формы критических возможностей познания проявляются в полном отрицании науки, в поиске ее замены «субъективностью», в распространении мистицизма в научной среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.134 (0.014 с.)