Историческое становление философии древнего Китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое становление философии древнего Китая



Китай – страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философии Древнего Китая зарождается и складывается в период династии Шан (XVIII – XII вв. до н.э.) и Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Формирование философских представлений в этой стране происходило в сложных социальных условиях. История Китая на протяжении более чем двух тысяч лет богата самыми различными потрясениями. Могущественные империи Китая распадались из-за междоусобных войн, поглощались чужеземными завоевателями, сметались крестьянскими восстаниями. И тем не менее в стране достаточно быстро восстанавливалась специфическая государственная структура, сложившаяся окончательно при Династии Хань, пришедшей к власти в конце III в. до н.э. В экономической структуре Китая и рабовладельческие, и феодальные отношения развивались при сохранении важной роли кровнородственной общины – патронимии, опиравшейся на культ предков, а клановые узы способствовали выработке отношения к государству, как к большой семье. Философские мировоззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира.

Одновременно с распространением религиозного мировоззрения начало возникать и развиваться философское мышление. Уже при династии Шан складываются и развиваются представления о темном и светлом началах. Представление о светлом и темном началах получило развитие в «И цзине – «Книге перемен». Это гадательная книга, в которой исследуются изменения, происходящие с темным и светлым началами, производятся гадания о счастливых и несчастливых событиях. «Книга перемен» - один из главных источников, в котором заложены основные признаки развития философского мышления в Китае. В этой книге можно проследить переход от мифологического отражения мира к его философскому переосмыслению. Текст этой книги несет в себе отражение древних мифов Китая о двух началах (духах) – Инь и Ян.

Стержнем древнекитайской философии является триада "знание" – действие – нравственность". Знания необходимы для нравственного совершенствования и осуществления политической деятельности. Такое знание достигается за счет изучения добродетелей великих людей и правил поведения на всех ступенях сложной иерархии китайского общества.

К наиболее известным формам философствования в Китае относятся даосизм, конфуцианство и буддизм.

Конфуцианство получило свое название по имени основателя школы – Конфуция (551-479 гг. до н.э.). В центре философии Конфуция стоит человек, его интеллектуальный и нравственный облик. Эта теория сосредотачивает свое внимание на проблемах организации общественной жизни. Человек посредством воспитания должен научится следовать своей судьбе, предначертанной Небом. Небо – высший гарант справедливости, и если человек правильно понял его ведения, то он живет достойной жизнью, цель которой – формирование уважения и почтительности по отношению к окружающим, обществу, и тогда будет обеспечена упорядоченная жизнь в согласии, подчиненная закону и долгу. Основные ценности конфуцианства – человеколюбие, справедливость, мудрость, сыновняя почтительность, отцовская любовь.

Даосизм (конец VI-V вв. до н.э.) считается основателем даозима Лао-цзы. В центре учения даосов находится категория Дао (букв. – путь, дорога). Дао – это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. В даосизме каждому необходимо соблюдать принцип следования Дао в качестве всеобщего закона спонтанного возникновения и исчезновения всей Вселенной. С этим связана и одна из главных категорий даосизма – бездействие, или недеяние. Соблюдая закон Дао, человек может бездействовать. Лао-цзы поэтому отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе, ибо всякое напряжение ведет к дисгармонии увеличению противоречий между человеком и миром.

Буддизм – философская часть этих воззрений, распространенных в Китае, призвана обосновать возможность для любого человека стать Буддой – совершенным. Мир вокруг, все его предметы – иллюзорны, так как меняются и проявляются в зависимости от нашего сознания. Поэтому и страдания, и желания, и наслаждения также иллюзорны, являясь порождением нашего сознания. Сознание – вечно, жизнь человека есть перерождение его души для избавлений от волнений, страданий и, тем самым, достижения совершенства. Из этих положений делались выводы о таких философских вопросах, как соотношение сущности и явления, тождества и различии, относительности времени, которое содержит в каждом миге прошлое, настоящее и будущее. Но более всего места в учении буддизма отведено все же религиозным вопросам.


1. Становление философии Древней Греции

Период становления. Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков - Гомера, Геродота, Гесиоида и Фукидида. Ими ставились и подвергались осмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии, о человеке и его судьбе, развитии общества во времени.

Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была нутурфилософия или философия природы.

Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды. `Все из воды и все в воду`, так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом. Фалес был известен также и как географ, астроном, математик.

В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира. Апейрон являлся как нечто беспредельное и вечное. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активен и пребывает в движении. Апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду(влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

Последователем Анаксимандра был третий известный представитель Милетской школы - Анаксимен, философ, астроном и метролог. Началом всего сущего он считал воздух. При разряжении воздух становится сначала огнем а потом эфиром, а сгущаясь,- ветром, облаками и водой, землей и камнем. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.

В рамках ранней греческой философии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита из Эфеса. Он связывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихий мира - воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огонь разумная нравственная сила.

Душа человека тоже огненная, сухая (огненная) душа - мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос - это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым - означает жить по Логосу.

Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река в которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.

Пифагор основал собственную философскую школу. Он поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.

В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное.

Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.

Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старался обосновать отсутствие движения.

Раняя греческая философия была представлена также творчеством Эмпледокла и Анаксагора. Первый из них выдвинул положение о четырех стилях всего сущего - огонь, воздух, земля и вода. Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которые соединяют или же разъединяют эти стихии. Мир не сотворим и неуничтожим, все вещи постоянно меняются местами. Анаксагор основой всего сущего считал некие гомемерии, которые обусловливают единство и разнообразие мира. Миром движет некий нус - разум как источник гармонии единства.

Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).

Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.

Демокрит был по оценке К. Маркса, первым энциклопедическим умом среди греков. Его не без оснований принято считать родоначальником материализма в истории философии. Философия все более и более обретала признаки системы рационального знания, дополненного мудростью как осмыслением жизненного опыта людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.011 с.)