Искусство, его основные формы и направления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство, его основные формы и направления.



Искусство в широком значении – художественное творчество в целом, в узком - совокупность уникальных (неповторимых) артефактов (творческих произведений человека) – элитарная культура.

Формы – изобразительное искусство (живопись, скульптура, архитектура) и художественное творчество (словесное, музыкальное, танцевальное, театральное).

Функции искусства: эстетическая, познавательная; коммуникативная, гедонистиче­ская (функция наслаждения), эвристическая (творческая), катарсическая («очищающая»), социально-организующая, вос­питательная, игровая, компенсаторная.

Критерии ценности произведений искусства: истина (познавательная ценность), красота (целесообразность и гармония), добро (нравственная, духовная составляющая).

Виды: «свободные», «изящные» искусства, сервильные искусства (лат. – раб).

Для подготовки эссе.

Основные концепции происхождения искусства:

1. Биологизаторская концепция (Ч. Дарвин, З Фрейд), усматривает исток искусств в потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, вся­чески украшая себя. Искусство — форма вытеснения и видоизменения влечения человека.

2. Игровая теория (Г. Спенсер, Г. Аллен) причины искусства усматривает в потребности расходования человеком не­ растраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости «тренировки» для усвоения социальных ролей.

3. Магическая теория. Искусство оказывается фор­мой различных видов магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека.

4. Трудовая теория (Г.В. Плеханов) утверждает, что искусст­во — это «дитя труда», а не игры; полезные качества предметов затем становятся объектом художественного наслаждения.

Ведущей тенденцией современной культуры является стремление к единению различных форм культуры друг с дру­гом.

Причиной культурологического синтеза является стремление преодолеть кризисные явления в современном мировоз­зрении на основе сращивания различных форм культуры: фи­лософии, религии, искусства, науки, морали. Таким способом предпринимаются попытки универсализации частичного че­ловеческого опыта.

 

 

Средства массовой информации

 

Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

СМИ - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Виды СМИ:

- периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год);

- программное издание (радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа) - совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год);

Редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Принципы организации и деятельности СМИ:

-недопустимость цензуры (свобода СМИ) – вмешательства третьих лиц в подготовку материалов массовой информации к выходу и наложение запрета на выход издания;

- недопустимость злоупотребления свободой.

Основная тенденция современных СМИ – расширение влияния.

Причина – возрастание роли информации в постиндустриальном (информационном) обществе.

 

Наука.

Наукаэто институт духовной сферы, особая область жизнедеятельности общества, со­держанием которой является рациональное познание существующего мира. Научные знания характеризуются систематизированностью, методологической обоснованностью, объективностью (также наука - одна из форм общественного сознания наряду с религией, моралью, искусством, правом).

Классификаций наук:

- фундаментальные и при­кладные науки;

- фундаментальные и частные науки;

- естественные (точные) и гуманитарные;

- естественные, гуманитарные и математические.

1. Естественные науки - науки о природе, которые изучают природу, ее законы, изучают возможность использования этих законов на практике. К естественным наукам относятся физика, химия, биология, астрономия, география и др.

2. Гуманитарные науки - науки о человеке и обществе, изучающие наиболее общие закономерности существования человеческого общества. К гуманитарным наукам отно­сятся философия, экономика, социология, политология, филология, история, юриспруденция и др.

3. Математические науки - науки о мышлении - это науки о формах существования знания. Эти науки изучают отвле­ченные от содержания формы, в которых воплощены зна­ния: числа, знаки, высказывания, фигуры и т.д., исследуют законы существования этих форм. Примерами математи­ческих наук могут служить геометрия, алгебра, логика, информатика, кибернетика и др.

Возникновение и развитие науки.

1. Согласно первой точки зрения, наука возникает в Древ­ней Греции в VI-V в.в. до н.э., когда происходит освобождения сознания от мифологического мышления. В Древней Греции происходит развитие знаний в таких областях, как биология, медицина, астрономия и, особенно, математика. Однако в области естествознания грекам не удалось создать ни одной строгой научной теории.

2. Согласно второй концепции наука в собственном понимании возникает в Европе с XVI-XVII в.в., когда появляются работы Г. Галилея, И. Ньютона. На базе разрабо­танных И.Ньютоном методов классической механики и мате­матического естествознания в целом, на достижениях матема­тики Р. Декарта, Г. Лейбница и др. Формируется естествознание, которое строит математические модели изучаемых явлений, сопоставляет их с экспериментальными данными. Возникают первые естественнонаучные теории, которые строятся на вве­дении особых понятий абстрактно-теоретического характера. Формируется идеал научности — совокупность представлений о том, каким должно быть научное знание в отличие от знания ненаучного, каким критериям должно соответствовать науч­ное знание, как оно соотносится с экспериментом, каковы его практические возможности и т.д.

В XVII в. складываются первые сообщества ученых: в 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество ученых, в 1666 г. — Парижская Академия наук. Первые ученые не стремились к противоборству ни с господствующей религией, ни с государственной властью, ни с традиционными философ­скими воззрениями.

Это этап классической науки.

Характеристики классической науки:

- предполагала доминирование в приро­де однозначных и определенных законов;

- строилась на полном исключении человека из объекта по­знания, т.е. природы («как будто человека не было»);

- понимала человека только как разумное существо, т.е. ис­ключалось все иррациональное в человеке и формирова­лась вера во всемогущество научного разума.

Последствие - промышленная революция, т.е. замена мускульной силы че­ловека и животных энергией машин (механизация). Паровые, а затем и электриче­ские машины еще в XIX в. позволили создать крупную индуст­рию.

Промышленная революция в экономической сфере стала причиной научной революции конца XIX — начала XX в., когда был сделан ряд выдающихся открытий, изменивших представления о законах природы и облик самой науки. Научная революция породила неклассическую (постклассическую) науку, которая сущест­венно отличалась от прежнего типа научного знания — клас­сической науки.

3. Постклассическая наука не отвергла достижения научной классики, расширив при этом научные горизонты, усложнив научную картину мира. Со второй половины XIX в. следует се­рия научных открытий, знаменовавших собой становление нового типа научного знания. Например, создание Дж. Мак­свеллом теории электромагнитного поля, обнаружение радио­активности (А. Беккерель, М. Складовская-Кюри и др.), при­ведшие в дальнейшем к созданию М. Планком квантовой теории, создание А. Энштейном теории относительности, пере­смотр оснований математики, приведший к созданию теории множеств и к развитию новой логики.

Научная революция и постклассическая наука стали причинами техноло­гической революции 2 половины XX в., т.е. масштабного применения и рас­пространения технологий, составленных на основе новейших теоретических достижений.

Этапы техноло­гической революции:

1. Автоматизация производственных процессов. Человек получил возможность но только использовать энергию машин взамен мускульной, но и соединить и использовать специфические рабочие органы ма­шин, но многом заменявшие человеческую руку;

2. информатизация, т.е. широкое внедрение компьютеров и ком­пьютерных сетей в соединении с совершенными средствами сняли. Компьютер стал уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности.

Последствие: информационная революция в 70-80 гг., когда информация превращается в мощнейшее сред­ство воздействия на общественное сознание, на ход социаль­ных процессов. Борьба за контроль за средства массовой ин­формации становится частью политической борьбы, которая ведется как внутри страны, так и на международной арене. Информатизация также сделала невозможным изолированное существование отдельных стран.

 

 

5. Образование и самообразование

Образование — с точки зрения индивида: познавательная деятельность, имеющая целью получение или совершенствование знаний, умений и навыков.

- с точки зрения общества: это институт духовной сферы, процесс передачи накопленных имеющихся в обществе знаний, умений, навыков следующим поколениям людей.

История образования:

1. Первые школы в Древнем и Античном мире – признаки – элитарность, авторство, несистемность.

2. Средневековье:

А. Церковные школы двух видов:

- низшие церковные школы, в которых готовили приходских священников. В этих школах учили читать и писать по латыни, совершать церковные обряды;

- епископальные школы. В этих школах, следуя римской традиции, изучали так на­зываемые «семь искусств»: арифметику, геометрию, астрономию, грамматику, риторику, диалектику и музыку. Обучение в такой школе было весьма длительным: до 12-13 лет, и состояло из двух уровней. На первом изучались только грамматика, риторика и диалектика, а остальные «искусства» составляли второй, высший уровень. Развитие экономических отношений, рост городов приво­дят к широкому распространению светских школ, преподавание в которых велось уже в основном на национальном языке, а не на латыни.

Б. Университеты. Обычно университет состоял из трех факультетов: юридического, философского (или бого­словского) и медицинского. Именно эти факультеты существовали и в первом в России Московском Университете, соз­данном 12 января 1755 г. Указом императрицы Елизаветы Петровны.

Первые три года студенты этого университета обучались на философском факультете, где изучали философию, математику, физику, историю, словесные и экономические науки. Сле­дующие четыре года они специализировались в юриспруден­ции или медицине.

3. Современность: системное, научное, общеобязательное образование

Уровни: дощкольное воспитание, начальное, среднее, сред­нее специальное и среднее общее, высшее образование, научное послевузовской образование.

Виды: общее (включая специализированное и вспомогательное), дополнительное (религиозное, творческое).

Формы освоения образовательных программ:

в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заоч­ной;

в форме семейного образования, самообразования, экс­терната.

Характерные черты системы российского образования:

- образование приобретает все более гуманистический характер, т.е. все больше внимания уделяется нравственному воспитанию человека;

- плюрализм в образовании: наряду с государственными широко распространены негосударственные образователь­ные учреждения.;

- компьютеризация в системе обучения;

- интернационализация процесса образования, т.е. создается единая система образования для разных стран.

Принципы образования:

- общедоступность и бесплатность дошкольного, основ­ного общего и среднего профессионального образования в го­сударственных или муниципальных образовательных учреждениях;

- обязательность основ­ного общего образования;

- конкурсность профессионального образования на бесплатной основе в государственном или муниципальном образовательном учреждении либо в частных высших образо­вательных учреждениях за плату.

Виды образовательных программ: общеобразователь­ные и профессиональные. К обще­образовательным относятся программы дошкольного образова­ния; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования. К про­фессиональным относятся программы начального профессио­нального образования; среднего профессионального образова­ния; высшего профессионального образования; послевузовско­го профессионального образования.

Образовательное учреждение - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реали­зующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающих­ся, воспитанников.

Виды образовательных учреждений по форме собственности: государствен­ные, муниципальные, негосударственные, (частные, уч­реждения общественных и религиозных организаций (объ­единений).

Виды образовательных учреждений по образовательной программе:

- дошкольные,

- общеобразовательные (начального общего, основного об­щего, среднего (полного) общего образования),

- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и после­вузовского профессионального образования,

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) учреждения для обучения, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждения дополнительного образования,

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей (законных представителей);

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Результаты: по окончании образовательное учреждение лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соот­ветствии с лицензией.

 

6. Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира.

Религия (от лат. - благочестие, святыня) это институт духовной сферы, определяющий отношения людей, основанные на вере в сверхъестественное.

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам
  • форма сознания, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

 

Структура религии:

· религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

· религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

· религиозные отношения (культовые, внекультовые),

· религиозные организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.161.153 (0.047 с.)