Культура как система состоит из комплексов (подкультур) и элементов: (конкретное правило (духовная) или предмет (материальная). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как система состоит из комплексов (подкультур) и элементов: (конкретное правило (духовная) или предмет (материальная).



Культура

Этимология: Слово «культура» происходит от латинского «возделыва­ние», «обработка», т.е. то, что создано человеком.

Понятие: культу­ра - определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельно­сти, которая выражает передовой, совершенный способ функционирования общества, создается в ходе творческой социально-преобразующей активности людей и в итоге, в своем наиболее общем и обобщенном проявлении, выступает как мера духовно-практического развития чело века.

Сущность культурыэто степень развития че­ловека как личности

Виды культуры: материальная, нематериальная – духовная. Определяющий характер носит духовная культура. В этом плане материальная культура – это средство фиксации культуры для передачи потомкам.

Культура как система состоит из комплексов (подкультур) и элементов: (конкретное правило (духовная) или предмет (материальная).

Уровни культуры:

- доминирующая культура – совокупность ценностей, которыми руководствуется и которые используют большинство членов общества;

- субкультуры – часть общих ценностей, используемых или руководствующих действия отдельных социальных групп. Общество в целом не использует их, относится равнодушно, но и не отвергает их в силу социальной безвредности. Основания выделения те же, что и у социальных групп;

- контркультура – разновидность субкультуры, противостоящей доминирующей культуре, отвергаемой и преследуемой большинством общества вследствие наносимого социального вреда.

Формы культуры:

- элитарная (ограниченный круг носителей) – эгалитарная (широкий круг носителей)

- аристократическая (высокая) - народная (этническая, коллективная, любительская);

- религиозная – светская;

- классическая (современная трансформация аристократической) - массовая (арт, поп).

- по сферам: духовная, экономическая, политическая, культура определенных слоев.

- по географии: западная - восточная

Народная культура – тип культуры, неразрывно связанный с истоками духовной жизни, особенностями национального менталитета определенной этнической общности. Народная культура сосуществовала с другими типами культуры_(официальной, религиозной и д.р.). Необходимо рассмотреть взаимодействие и оппозиционность народной культуры другим типам культуры.

Массовая культура – тип культуры, возникающий в “обществе потребления”. Его возникновение связано с коммерциализацией основных общественных институтов (образование, наука, искусство), формирование массовых вкусов, “репрессией индивидуальной сферы потребностей” (Г. Маркузе).

Элитарная и эгалитарная культуры – культуры, соответственно, “немногих ” и “ большинства ” (равнораспределенная культура). Здесь важно отметить, что критерии “элитарности ” и “ эгалитарности” меняются в процессее культурно-исторического развития общества.

Духовная жизнь (духовная культура) общества — это область создания и ос­воения духовных благ.

Элементы: духовные потребности, духовные ценности, средства осуществления духовного производства (язык и культурные нормы), субъекты ду­ховной деятельности.

Главный элемент духовной сферы — культурные ценности или духовная культура (язык, социальные нормы, произведения искусства и т.д.). Элемен­ты духовной культуры общества находятся в постоянно взаи­модействии. Духовная культура может находиться либо в состоянии устойчивости, либо в состоянии перемен.

Признаки духовной культуры человеческого общества:

- это способ существования человека и общества;

- она пронизывает все сферы жизни общества;

- она служит полем реализации возможностей и потребно­стей человека;

- является ориентиром поведения;

Критерии развития духовной культуры:

- количество и качество производимой духовной продук­ции: научных открытий, книг, фильмов, спектаклей, кар­тин, музыкальных произведений;

- реальные возможности людей приобщаться к ценностям культуры, т.е. необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и как эти достижения используются людьми.

- наличие необходимых условий для проявления и развития творческих способностей человека, т.е. инфраструктуры культуры — комплекса средств, обслуживающих произ­водство и потребление духовных ценностей (специализи­рованные музыкальные и художественные школы, студии,
клубы, самодеятельность и др.).

Функции духовной культуры:

- Познавательная функция заключается в том, что дости­жения культуры дают возможность глубокого познания окружающего мира и использования этого знания в чело­веческой практике;

- Информативная функция культуры выражается в накоп­лении и передаче социального опыта от поколения к поко­лению. Культура является единственным способом, которым человечество может передавать социальный опыт;

- Коммуникативная функция культуры позволяет людям вступать в общение с друг с другом благодаря знаковым системам, которые выработаны культурой (буквы, худо­жественные образы, технические средства и т.д.);

- Нормативная функция культуры выражается в регулировании поведения отдельных индивидов и целых социальных групп. Первостепенное значение здесь имеют мораль и право — главные регуляторы в системе культуры;

- Гуманистическая функция — главная функция культу­ры, которой подчинены все перечисленные функции.

 

Культурные нормы (образцы, шаблоны – лат.) – предписания, требования, пожелания общественно одобряемого поведения.

Классификация норм культуры:

- обычаи (включая обычное право), традиции;

- обряды (ритуалы), церемонии;

- моральные нормы;

- корпоративные (субкультурные) правила;

Культурные нормы – часть более общего понятия – социальные нормы, в которые также входят:

- юридические нормы;

- политические правила;

- религиозные нормы;

- мораль;

- обычаи.

Для подготовки эссе.

Существуют более 250 определений культуры.

А) теории развития культуры.

Теория эволюционного развития культуры (социальный дарвинизм - Г. Спенсер). Развитие культуры происходит по восходящей в результате общественно приемлемых «мутаций».

Противники – О. Шпенглер, А. Тойнби говорили о циклическом развитии культуры – последовательность прогресса и регресса.

О. Конт: культура проходит три стадии развития – теологическую, метафизическую, научную.

Диалектический метод и теория конфликтов – (Э.Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Развитие каждой культуры проходит три стадии:

- стадия роста – рост значимости определенного культурного образца;

- стадия доминирования – характерна ростом внутренних противоречий культурной системы;

- стадия перерождения культурной системы в двух формах – вырождение и гибель; изменение и адаптация, становится основой новой культуры.

 

Б) Проблема взаимоотношений человека и культуры (точки зрения)

1. Ж.-Ж. Руссо выдвигал идею о «природной антикультурно­сти» человека, т.е. человеку присуще естественное, «некуль­турное» состояние, культура же навязана ему обществом.

2. Ф. Ницше говорил о том, что любая культура— это сред­ство подавления, порабощения человеком.

3. Фрейд писал о том, что культура — это механизм по­давления и сублимации бессознательньных психических процес­сов, орудие принуждения и запрета влечений. Культура долж­на оставаться делом всего человеческого коллектива, т.к. она необходима для «возможности совместной жизни», и самими людьми ощущается «как гнетущий груз», и «каждый отдель­ный индивид виртуально является» врагом культуры».

Все эти точки зрения не отождествляют куль­туру и человека, а противопоставляют их друг другу.

В) Проблема отношения человека к своей и чужой культуре:

Культурный этноцентризм – оценка культур иных наций с точки зрения имеющегося у человека культурного национального опыта. Присущ всем в той или иной степени. Проявления – расизм(-), национализм(-), патриотизм(+).

Культурный релятивизм – члены одной социальной группы не понимают ценностей другой социальной группы без учета конкретной исторической, природной среды существования иной культуры. Проявления – интернационализм (+), толерантность (+), космополитизм (-).

 

Г) Тенденции развития культуры:

- интеграция – впоследствии развитие отдельных культур и угроза из исчезновения.

- культурная изоляция – упадок культуры (пример – политика «самоизоляции» средневекового Китая).

 

Наука.

Наукаэто институт духовной сферы, особая область жизнедеятельности общества, со­держанием которой является рациональное познание существующего мира. Научные знания характеризуются систематизированностью, методологической обоснованностью, объективностью (также наука - одна из форм общественного сознания наряду с религией, моралью, искусством, правом).

Классификаций наук:

- фундаментальные и при­кладные науки;

- фундаментальные и частные науки;

- естественные (точные) и гуманитарные;

- естественные, гуманитарные и математические.

1. Естественные науки - науки о природе, которые изучают природу, ее законы, изучают возможность использования этих законов на практике. К естественным наукам относятся физика, химия, биология, астрономия, география и др.

2. Гуманитарные науки - науки о человеке и обществе, изучающие наиболее общие закономерности существования человеческого общества. К гуманитарным наукам отно­сятся философия, экономика, социология, политология, филология, история, юриспруденция и др.

3. Математические науки - науки о мышлении - это науки о формах существования знания. Эти науки изучают отвле­ченные от содержания формы, в которых воплощены зна­ния: числа, знаки, высказывания, фигуры и т.д., исследуют законы существования этих форм. Примерами математи­ческих наук могут служить геометрия, алгебра, логика, информатика, кибернетика и др.

Возникновение и развитие науки.

1. Согласно первой точки зрения, наука возникает в Древ­ней Греции в VI-V в.в. до н.э., когда происходит освобождения сознания от мифологического мышления. В Древней Греции происходит развитие знаний в таких областях, как биология, медицина, астрономия и, особенно, математика. Однако в области естествознания грекам не удалось создать ни одной строгой научной теории.

2. Согласно второй концепции наука в собственном понимании возникает в Европе с XVI-XVII в.в., когда появляются работы Г. Галилея, И. Ньютона. На базе разрабо­танных И.Ньютоном методов классической механики и мате­матического естествознания в целом, на достижениях матема­тики Р. Декарта, Г. Лейбница и др. Формируется естествознание, которое строит математические модели изучаемых явлений, сопоставляет их с экспериментальными данными. Возникают первые естественнонаучные теории, которые строятся на вве­дении особых понятий абстрактно-теоретического характера. Формируется идеал научности — совокупность представлений о том, каким должно быть научное знание в отличие от знания ненаучного, каким критериям должно соответствовать науч­ное знание, как оно соотносится с экспериментом, каковы его практические возможности и т.д.

В XVII в. складываются первые сообщества ученых: в 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество ученых, в 1666 г. — Парижская Академия наук. Первые ученые не стремились к противоборству ни с господствующей религией, ни с государственной властью, ни с традиционными философ­скими воззрениями.

Это этап классической науки.

Характеристики классической науки:

- предполагала доминирование в приро­де однозначных и определенных законов;

- строилась на полном исключении человека из объекта по­знания, т.е. природы («как будто человека не было»);

- понимала человека только как разумное существо, т.е. ис­ключалось все иррациональное в человеке и формирова­лась вера во всемогущество научного разума.

Последствие - промышленная революция, т.е. замена мускульной силы че­ловека и животных энергией машин (механизация). Паровые, а затем и электриче­ские машины еще в XIX в. позволили создать крупную индуст­рию.

Промышленная революция в экономической сфере стала причиной научной революции конца XIX — начала XX в., когда был сделан ряд выдающихся открытий, изменивших представления о законах природы и облик самой науки. Научная революция породила неклассическую (постклассическую) науку, которая сущест­венно отличалась от прежнего типа научного знания — клас­сической науки.

3. Постклассическая наука не отвергла достижения научной классики, расширив при этом научные горизонты, усложнив научную картину мира. Со второй половины XIX в. следует се­рия научных открытий, знаменовавших собой становление нового типа научного знания. Например, создание Дж. Мак­свеллом теории электромагнитного поля, обнаружение радио­активности (А. Беккерель, М. Складовская-Кюри и др.), при­ведшие в дальнейшем к созданию М. Планком квантовой теории, создание А. Энштейном теории относительности, пере­смотр оснований математики, приведший к созданию теории множеств и к развитию новой логики.

Научная революция и постклассическая наука стали причинами техноло­гической революции 2 половины XX в., т.е. масштабного применения и рас­пространения технологий, составленных на основе новейших теоретических достижений.

Этапы техноло­гической революции:

1. Автоматизация производственных процессов. Человек получил возможность но только использовать энергию машин взамен мускульной, но и соединить и использовать специфические рабочие органы ма­шин, но многом заменявшие человеческую руку;

2. информатизация, т.е. широкое внедрение компьютеров и ком­пьютерных сетей в соединении с совершенными средствами сняли. Компьютер стал уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности.

Последствие: информационная революция в 70-80 гг., когда информация превращается в мощнейшее сред­ство воздействия на общественное сознание, на ход социаль­ных процессов. Борьба за контроль за средства массовой ин­формации становится частью политической борьбы, которая ведется как внутри страны, так и на международной арене. Информатизация также сделала невозможным изолированное существование отдельных стран.

 

 

5. Образование и самообразование

Образование — с точки зрения индивида: познавательная деятельность, имеющая целью получение или совершенствование знаний, умений и навыков.

- с точки зрения общества: это институт духовной сферы, процесс передачи накопленных имеющихся в обществе знаний, умений, навыков следующим поколениям людей.

История образования:

1. Первые школы в Древнем и Античном мире – признаки – элитарность, авторство, несистемность.

2. Средневековье:

А. Церковные школы двух видов:

- низшие церковные школы, в которых готовили приходских священников. В этих школах учили читать и писать по латыни, совершать церковные обряды;

- епископальные школы. В этих школах, следуя римской традиции, изучали так на­зываемые «семь искусств»: арифметику, геометрию, астрономию, грамматику, риторику, диалектику и музыку. Обучение в такой школе было весьма длительным: до 12-13 лет, и состояло из двух уровней. На первом изучались только грамматика, риторика и диалектика, а остальные «искусства» составляли второй, высший уровень. Развитие экономических отношений, рост городов приво­дят к широкому распространению светских школ, преподавание в которых велось уже в основном на национальном языке, а не на латыни.

Б. Университеты. Обычно университет состоял из трех факультетов: юридического, философского (или бого­словского) и медицинского. Именно эти факультеты существовали и в первом в России Московском Университете, соз­данном 12 января 1755 г. Указом императрицы Елизаветы Петровны.

Первые три года студенты этого университета обучались на философском факультете, где изучали философию, математику, физику, историю, словесные и экономические науки. Сле­дующие четыре года они специализировались в юриспруден­ции или медицине.

3. Современность: системное, научное, общеобязательное образование

Уровни: дощкольное воспитание, начальное, среднее, сред­нее специальное и среднее общее, высшее образование, научное послевузовской образование.

Виды: общее (включая специализированное и вспомогательное), дополнительное (религиозное, творческое).

Формы освоения образовательных программ:

в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заоч­ной;

в форме семейного образования, самообразования, экс­терната.

Характерные черты системы российского образования:

- образование приобретает все более гуманистический характер, т.е. все больше внимания уделяется нравственному воспитанию человека;

- плюрализм в образовании: наряду с государственными широко распространены негосударственные образователь­ные учреждения.;

- компьютеризация в системе обучения;

- интернационализация процесса образования, т.е. создается единая система образования для разных стран.

Принципы образования:

- общедоступность и бесплатность дошкольного, основ­ного общего и среднего профессионального образования в го­сударственных или муниципальных образовательных учреждениях;

- обязательность основ­ного общего образования;

- конкурсность профессионального образования на бесплатной основе в государственном или муниципальном образовательном учреждении либо в частных высших образо­вательных учреждениях за плату.

Виды образовательных программ: общеобразователь­ные и профессиональные. К обще­образовательным относятся программы дошкольного образова­ния; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования. К про­фессиональным относятся программы начального профессио­нального образования; среднего профессионального образова­ния; высшего профессионального образования; послевузовско­го профессионального образования.

Образовательное учреждение - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реали­зующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающих­ся, воспитанников.

Виды образовательных учреждений по форме собственности: государствен­ные, муниципальные, негосударственные, (частные, уч­реждения общественных и религиозных организаций (объ­единений).

Виды образовательных учреждений по образовательной программе:

- дошкольные,

- общеобразовательные (начального общего, основного об­щего, среднего (полного) общего образования),

- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и после­вузовского профессионального образования,

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) учреждения для обучения, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждения дополнительного образования,

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей (законных представителей);

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Результаты: по окончании образовательное учреждение лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соот­ветствии с лицензией.

 

6. Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира.

Религия (от лат. - благочестие, святыня) это институт духовной сферы, определяющий отношения людей, основанные на вере в сверхъестественное.

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам
  • форма сознания, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

 

Структура религии:

· религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

· религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

· религиозные отношения (культовые, внекультовые),

· религиозные организации.

Религия и преступность.

Так как религия тесно связана с моралью, действительно, верующие люди реже совершают бытовые преступления. В отношении экономических, политических преступлений такой четкой взаимосвязи нет. Наоборот, многие политические преступления совершались и совершаются именно на религиозной почве.

Факт: после осуждения в колониях и тюрьмах число присоединившихся к религии резко вырастает и бывает в процентном отношении выше, чем у людей в обществе, на воле. Причины разные: ожидание послабления тюремного режима вследствие видимой, формальной исправленности, ожидание условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы вследствие религиозной формальной дисциплинированности, истинное раскаяние в совершенном преступлении.

 

Культура

Этимология: Слово «культура» происходит от латинского «возделыва­ние», «обработка», т.е. то, что создано человеком.

Понятие: культу­ра - определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельно­сти, которая выражает передовой, совершенный способ функционирования общества, создается в ходе творческой социально-преобразующей активности людей и в итоге, в своем наиболее общем и обобщенном проявлении, выступает как мера духовно-практического развития чело века.

Сущность культурыэто степень развития че­ловека как личности

Виды культуры: материальная, нематериальная – духовная. Определяющий характер носит духовная культура. В этом плане материальная культура – это средство фиксации культуры для передачи потомкам.

Культура как система состоит из комплексов (подкультур) и элементов: (конкретное правило (духовная) или предмет (материальная).

Уровни культуры:

- доминирующая культура – совокупность ценностей, которыми руководствуется и которые используют большинство членов общества;

- субкультуры – часть общих ценностей, используемых или руководствующих действия отдельных социальных групп. Общество в целом не использует их, относится равнодушно, но и не отвергает их в силу социальной безвредности. Основания выделения те же, что и у социальных групп;

- контркультура – разновидность субкультуры, противостоящей доминирующей культуре, отвергаемой и преследуемой большинством общества вследствие наносимого социального вреда.

Формы культуры:

- элитарная (ограниченный круг носителей) – эгалитарная (широкий круг носителей)

- аристократическая (высокая) - народная (этническая, коллективная, любительская);

- религиозная – светская;

- классическая (современная трансформация аристократической) - массовая (арт, поп).

- по сферам: духовная, экономическая, политическая, культура определенных слоев.

- по географии: западная - восточная

Народная культура – тип культуры, неразрывно связанный с истоками духовной жизни, особенностями национального менталитета определенной этнической общности. Народная культура сосуществовала с другими типами культуры_(официальной, религиозной и д.р.). Необходимо рассмотреть взаимодействие и оппозиционность народной культуры другим типам культуры.

Массовая культура – тип культуры, возникающий в “обществе потребления”. Его возникновение связано с коммерциализацией основных общественных институтов (образование, наука, искусство), формирование массовых вкусов, “репрессией индивидуальной сферы потребностей” (Г. Маркузе).

Элитарная и эгалитарная культуры – культуры, соответственно, “немногих ” и “ большинства ” (равнораспределенная культура). Здесь важно отметить, что критерии “элитарности ” и “ эгалитарности” меняются в процессее культурно-исторического развития общества.

Духовная жизнь (духовная культура) общества — это область создания и ос­воения духовных благ.

Элементы: духовные потребности, духовные ценности, средства осуществления духовного производства (язык и культурные нормы), субъекты ду­ховной деятельности.

Главный элемент духовной сферы — культурные ценности или духовная культура (язык, социальные нормы, произведения искусства и т.д.). Элемен­ты духовной культуры общества находятся в постоянно взаи­модействии. Духовная культура может находиться либо в состоянии устойчивости, либо в состоянии перемен.

Признаки духовной культуры человеческого общества:

- это способ существования человека и общества;

- она пронизывает все сферы жизни общества;

- она служит полем реализации возможностей и потребно­стей человека;

- является ориентиром поведения;

Критерии развития духовной культуры:

- количество и качество производимой духовной продук­ции: научных открытий, книг, фильмов, спектаклей, кар­тин, музыкальных произведений;

- реальные возможности людей приобщаться к ценностям культуры, т.е. необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и как эти достижения используются людьми.

- наличие необходимых условий для проявления и развития творческих способностей человека, т.е. инфраструктуры культуры — комплекса средств, обслуживающих произ­водство и потребление духовных ценностей (специализи­рованные музыкальные и художественные школы, студии,
клубы, самодеятельность и др.).

Функции духовной культуры:

- Познавательная функция заключается в том, что дости­жения культуры дают возможность глубокого познания окружающего мира и использования этого знания в чело­веческой практике;

- Информативная функция культуры выражается в накоп­лении и передаче социального опыта от поколения к поко­лению. Культура является единственным способом, которым человечество может передавать социальный опыт;

- Коммуникативная функция культуры позволяет людям вступать в общение с друг с другом благодаря знаковым системам, которые выработаны культурой (буквы, худо­жественные образы, технические средства и т.д.);

- Нормативная функция культуры выражается в регулировании поведения отдельных индивидов и целых социальных групп. Первостепенное значение здесь имеют мораль и право — главные регуляторы в системе культуры;

- Гуманистическая функция — главная функция культу­ры, которой подчинены все перечисленные функции.

 

Культурные нормы (образцы, шаблоны – лат.) – предписания, требования, пожелания общественно одобряемого поведения.

Классификация норм культуры:

- обычаи (включая обычное право), традиции;

- обряды (ритуалы), церемонии;

- моральные нормы;

- корпоративные (субкультурные) правила;

Культурные нормы – часть более общего понятия – социальные нормы, в которые также входят:

- юридические нормы;

- политические правила;

- религиозные нормы;

- мораль;

- обычаи.

Для подготовки эссе.

Существуют более 250 определений культуры.

А) теории развития культуры.

Теория эволюционного развития культуры (социальный дарвинизм - Г. Спенсер). Развитие культуры происходит по восходящей в результате общественно приемлемых «мутаций».

Противники – О. Шпенглер, А. Тойнби говорили о циклическом развитии культуры – последовательность прогресса и регресса.

О. Конт: культура проходит три стадии развития – теологическую, метафизическую, научную.

Диалектический метод и теория конфликтов – (Э.Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Развитие каждой культуры проходит три стадии:

- стадия роста – рост значимости определенного культурного образца;

- стадия доминирования – характерна ростом внутренних противоречий культурной системы;

- стадия перерождения культурной системы в двух формах – вырождение и гибель; изменение и адаптация, становится основой новой культуры.

 

Б) Проблема взаимоотношений человека и культуры (точки зрения)

1. Ж.-Ж. Руссо выдвигал идею о «природной антикультурно­сти» человека, т.е. человеку присуще естественное, «некуль­турное» состояние, культура же навязана ему обществом.

2. Ф. Ницше говорил о том, что любая культура— это сред­ство подавления, порабощения человеком.

3. Фрейд писал о том, что культура — это механизм по­давления и сублимации бессознательньных психических процес­сов, орудие принуждения и запрета влечений. Культура долж­на оставаться делом всего человеческого коллектива, т.к. она необходима для «возможности совместной жизни», и самими людьми ощущается «как гнетущий груз», и «каждый отдель­ный индивид виртуально является» врагом культуры».

Все эти точки зрения не отождествляют куль­туру и человека, а противопоставляют их друг другу.

В) Проблема отношения человека к своей и чужой культуре:

Культурный этноцентризм – оценка культур иных наций с точки зрения имеющегося у человека культурного национального опыта. Присущ всем в той или иной степени. Проявления – расизм(-), национализм(-), патриотизм(+).

Культурный релятивизм – члены одной социальной группы не понимают ценностей другой социальной группы без учета конкретной исторической, природной среды существования иной культуры. Проявления – интернационализм (+), толерантность (+), космополитизм (-).

 

Г) Тенденции развития культуры:

- интеграция – впоследствии развитие отдельных культур и угроза из исчезновения.

- культурная изоляция – упадок культуры (пример – политика «самоизоляции» средневекового Китая).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.112 с.)