Проблема субъекта и движущих сил истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема субъекта и движущих сил истории.



В истории реально происходит только то, что проходит через человеческие действия или вступает с ними в определенную связь. Поэтому, рассматривая проблему субъекта истории, мы должны внимательно присмотреться к условиям, факторов и мотивов человеческой деятельности.

1. Природа.

Во взаимодействии с природой человек обеспечивает себе жизнь, удовлетворяет самые жизненные потребности, формирует цель дальнейшего продвижения по пути прогресса или расширения границ своих действующих возможностей. Французский философ Монтескье считал, что географическая среда, а точнее климат определяет ход истории. Слишком суровые условия и слишком благоприятные не активизируют человека, а вот умеренные дают толчок к действиям. Русский географ Л. И. Мечников обращал внимание на то, что в истории постепенно выходят на первый план сначала речные, затем — морские, а потом океанические цивилизации.

2. Социальные отношения.

Если нормы общественной жизни, государственные учреждения, законы не тормозят человеческую активность, инициативу, находчивость, а тем более, если они создают благоприятные условия для последних, человеческая деятельность разворачивается, совершенствуется.

3. Культурная среда.

Человеческая деятельность может развиваться, воспроизводиться и наращиваться только в социально-культурной среде. Каждый человек, каждое поколение входит в процессы жизнедеятельности при наличии определенного состояния и уровня социальной культуры. Ее влияние в значительной мере опосредуется сознанием значения культуры, социальных традиций и достижений.

4. Менталитет.

В последние годы особенно активно сравнивают между собой стереотипы поведения человека восточных и западных цивилизационных типов, коллективистских и индивидуалистических наклонностей, рационалистов и людей чувства. Вряд ли мы можем сегодня однозначно утверждать, какие из приведенных характеристик человеческой ментальности являются образцовыми; скорее надо вести речь о необходимости широкого и активного общения между разными народами, странами и государствами, поскольку разнообразие обогащает деятельность, однообразие тормозит, консервирует.

5. Знания.

Многие философы считали развитие науки решающим в прогрессе истории (Дж. Бруно, Ф. Бэкон, И. Франко). Некоторые современные философы склонны выдвигать на первый план прогресс разума и рациональности в деле качественных сдвигов в формах человеческой деятельности.

Субъектом истории всегда была и есть человеческое лицо, ибо только лицо предстает реальным творцом всей совокупности составляющих исторического процесса. Это лицо в единстве общечеловеческих и индивидуально неповторимых выражений. Личность как субъект истории предстает сочетанием индивидуальных качеств человека и качеств и пространства социальных отношений. (Можно затронуть тему «Роль личности в истории»). Философия истории часто употребляет термин «коллективный субъект истории»: им может быть народ, нация, этнос, класс и др.

49. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации. Поэтому, например, понятие «буржуазная цивилизация» означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное измерение и общечеловеческое значение. Противоречия общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны разрушать цивилизацию, механизмы ее жизнедеятельности.

Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.

Цивилизации включают в себя два уровня: региональный и локальный (национальный). Так, на региональном уровне в состав западной цивилизации включаются североамериканская, французская, германская и другие локальные цивилизации. Локальные цивилизации как бы в «снятом» виде позволяют зафиксировать на региональном уровне некоторые типичные, присущие этому типу как материальные, так и духовные проявления, однотипные в главном.

На современном этапе можно выделить следующие типы цивилизации:

• Западная,

• Восточноевропейская,

• Мусульманская,

• Индийская,

• Африканская,

• Китайская,

• Японская,

• Латиноамериканская.

С точки зрения сторонников всемирно-исторического подхода, утверждается, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается весьма сложный и противоречивый процесс становления единой глобальной цивилизации. Тем самым подчеркивается, что современное общество – это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности.

В этом контексте важно выявить достижения и противоречия современной цивилизации, обратить внимание на особенности «традиционного общества», оценить основные модели, по которым развиваются страны современного Востока и Запада.

К основополагающим с точки зрения мировой истории характеристикам Востока относятся: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство, а зачастую деспотическое государство.

Западная цивилизация, истоки которой ведут в Древнюю Грецию, где, в отличие от восточной цивилизации, впервые возникли частнособственнические отношения, полисная культура, подарившая человечеству демократические структуры устройства государства, бурно развивалась к XV-XVII вв. вместе с формированием мировой капиталистической системы. В целом к концу XIX в. весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.

Быстро развивающаяся, динамичная и агрессивная западная цивилизация с ее устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, с ярко выраженным индивидуализмом свободной личности, с деятельностным преобразовательным вектором по отношению к природному и социальному миру, оказало мощнейшее влияние на все мировые очаги цивилизации, в том числе и на те исторические арены, где продолжало сохраняться первобытное и предклассовое общество.

Для индустриального общества характерен высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования (телевизоров, автомобилей); влияние НТР, обеспечившее дальнейшую последовательность нововведений в производстве и управлении; радикальное изменение всей общественной структуры, начиная с форм поведения человека и социального общения и кончая рационализацией мышления в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.005 с.)