Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема субъекта и движущих сил истории.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории реально происходит только то, что проходит через человеческие действия или вступает с ними в определенную связь. Поэтому, рассматривая проблему субъекта истории, мы должны внимательно присмотреться к условиям, факторов и мотивов человеческой деятельности. 1. Природа. Во взаимодействии с природой человек обеспечивает себе жизнь, удовлетворяет самые жизненные потребности, формирует цель дальнейшего продвижения по пути прогресса или расширения границ своих действующих возможностей. Французский философ Монтескье считал, что географическая среда, а точнее климат определяет ход истории. Слишком суровые условия и слишком благоприятные не активизируют человека, а вот умеренные дают толчок к действиям. Русский географ Л. И. Мечников обращал внимание на то, что в истории постепенно выходят на первый план сначала речные, затем — морские, а потом океанические цивилизации. 2. Социальные отношения. Если нормы общественной жизни, государственные учреждения, законы не тормозят человеческую активность, инициативу, находчивость, а тем более, если они создают благоприятные условия для последних, человеческая деятельность разворачивается, совершенствуется. 3. Культурная среда. Человеческая деятельность может развиваться, воспроизводиться и наращиваться только в социально-культурной среде. Каждый человек, каждое поколение входит в процессы жизнедеятельности при наличии определенного состояния и уровня социальной культуры. Ее влияние в значительной мере опосредуется сознанием значения культуры, социальных традиций и достижений. 4. Менталитет. В последние годы особенно активно сравнивают между собой стереотипы поведения человека восточных и западных цивилизационных типов, коллективистских и индивидуалистических наклонностей, рационалистов и людей чувства. Вряд ли мы можем сегодня однозначно утверждать, какие из приведенных характеристик человеческой ментальности являются образцовыми; скорее надо вести речь о необходимости широкого и активного общения между разными народами, странами и государствами, поскольку разнообразие обогащает деятельность, однообразие тормозит, консервирует. 5. Знания. Многие философы считали развитие науки решающим в прогрессе истории (Дж. Бруно, Ф. Бэкон, И. Франко). Некоторые современные философы склонны выдвигать на первый план прогресс разума и рациональности в деле качественных сдвигов в формах человеческой деятельности. Субъектом истории всегда была и есть человеческое лицо, ибо только лицо предстает реальным творцом всей совокупности составляющих исторического процесса. Это лицо в единстве общечеловеческих и индивидуально неповторимых выражений. Личность как субъект истории предстает сочетанием индивидуальных качеств человека и качеств и пространства социальных отношений. (Можно затронуть тему «Роль личности в истории»). Философия истории часто употребляет термин «коллективный субъект истории»: им может быть народ, нация, этнос, класс и др. 49. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации. Поэтому, например, понятие «буржуазная цивилизация» означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное измерение и общечеловеческое значение. Противоречия общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны разрушать цивилизацию, механизмы ее жизнедеятельности. Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры. Цивилизации включают в себя два уровня: региональный и локальный (национальный). Так, на региональном уровне в состав западной цивилизации включаются североамериканская, французская, германская и другие локальные цивилизации. Локальные цивилизации как бы в «снятом» виде позволяют зафиксировать на региональном уровне некоторые типичные, присущие этому типу как материальные, так и духовные проявления, однотипные в главном. На современном этапе можно выделить следующие типы цивилизации: • Западная, • Восточноевропейская, • Мусульманская, • Индийская, • Африканская, • Китайская, • Японская, • Латиноамериканская. С точки зрения сторонников всемирно-исторического подхода, утверждается, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается весьма сложный и противоречивый процесс становления единой глобальной цивилизации. Тем самым подчеркивается, что современное общество – это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности. В этом контексте важно выявить достижения и противоречия современной цивилизации, обратить внимание на особенности «традиционного общества», оценить основные модели, по которым развиваются страны современного Востока и Запада. К основополагающим с точки зрения мировой истории характеристикам Востока относятся: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство, а зачастую деспотическое государство. Западная цивилизация, истоки которой ведут в Древнюю Грецию, где, в отличие от восточной цивилизации, впервые возникли частнособственнические отношения, полисная культура, подарившая человечеству демократические структуры устройства государства, бурно развивалась к XV-XVII вв. вместе с формированием мировой капиталистической системы. В целом к концу XIX в. весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами. Быстро развивающаяся, динамичная и агрессивная западная цивилизация с ее устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, с ярко выраженным индивидуализмом свободной личности, с деятельностным преобразовательным вектором по отношению к природному и социальному миру, оказало мощнейшее влияние на все мировые очаги цивилизации, в том числе и на те исторические арены, где продолжало сохраняться первобытное и предклассовое общество. Для индустриального общества характерен высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования (телевизоров, автомобилей); влияние НТР, обеспечившее дальнейшую последовательность нововведений в производстве и управлении; радикальное изменение всей общественной структуры, начиная с форм поведения человека и социального общения и кончая рационализацией мышления в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.008 с.) |