Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия о природе человека и его статусе в мире.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
.Философская антропология в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время и немецкой классической философии. В средневековой философии человек мыслится только как «тварь божья», т.е. существо сотворенное богом. Человек занимает строгое место в иерархии всего сущего. Он находится выше, чем животные, но ниже чем ангелы и Бог. В природе человека четко выделены два начала: душа – дана богом, животворная сила, энергия; тело – порождение природы, греховно. По выражению Ф. Аквинского: тело – «лошадь», а душа – «наездник». Проблема свободы человека мыслилась средневековыми философами через понятие воли. Божественная воля абсолютна и только ей должен следовать человек. Воля человека подчинена воли бога, диктуется духовным началом (душой). Человек часто отступает от воли бога, следуя греховным желаниям тела и от этого в мире все зло. Античный фатализм получает свое развитие в идее провиденциализма – подчинения человека заранее предусмотренному божественному плану спасения. Поэтому единственный смысл жизни – нести свой крест. В философии Возрождения основу мировоззрения формирует антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Человек становится предметом культа. Он мыслиться как творец, чьи силы и возможности не ограничены (гуманизм). Поэтому человек становиться на одну ступень с богом. В Новое время человек рассматривается в первую очередь как существо разумное. Познавательная деятельность – основная сущностная черта. «Мыслю, значит, существую» (Р. Декарт). В вопросе природы человека ученые и философы все чаще обращаются к идее естественного эволюционного развития. Мыслители эпохи Просвещения рассматривали человека как образованную свободную личность (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-ж. Руссо и др.). Именно с ней философы связывали надежды на установленные лучшего социального порядка. Для немецкой классической философии характерен деятельностный, исторический подход к человеку. В силу свободы воли он существо исключительно духовное и нравственное. И. Кант сформулировал моральный закон, названный им категорическим императивом – поступай так, чтобы человечество в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель, но не как средство. Моральный закон естественен, следует из наличия у субъекта разумной воли. Человек – творец истории и мира культуры. История общества – становление свободы человеческого рода посредством духовного развития и деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние подлинной человечности. (Г. Гегель). Проблема человека в неклассической философии.
Для неклассической философии характерно пристальное внимание к проблеме человека. Философская антропология на данном этапе становится одним из основных направлений философии. Л Фейербах, основатель антропологического материализма, утверждал, что сущность человека заложена природой. Человек беззащитен перед ней и обществом, что толкает его к идее бога. В основе этики Фейербаха идея любви – преодоления эгоизма и страха, солидарность, обращение от бога к человеку. «Человек, человеку Бог». Для антропологических взглядов К. Маркса характерны такие черты как: материализм и социоцентризм. В объяснении природы человека ведущая роль отводилась труду (К. Маркс) и речи (Ф. Энгельс). Человек не мыслился без общества, которое и определяет его сознание и мировоззрение. Так же философ сформулировал проблему отчуждения (несвободы и деградации) человека. Представители иррационализма обратились к изучению уникальности внутреннего мира человека, непознаваемого рациональным путем. Сущность человека заключена в его неразумной воле – слепой неосознанной жизненной силе (А. Шопенгауэр). Человек на рубеже веков стремиться к переоценке ценностей, созданию своего мира субъективности. «Бог умер» (Ф. Ницше). З. Фрейдом была разработана психоаналитическая трактовка сущности человека, основанная на анализе глубинных мотивов поведения субъекта (бессознательном). В последствие учение З. Фрейда (фрейдизм) было развито К. Юнгом и Э. Фроммом (неофрейдизм). Экзистенциалисты (Ж. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер и др.) затронули вопросы познания человеком своего бытия, поиска истинного смысла жизни. Уникальность каждого человека заключается в иррациональном переживании. По мнению философов данного направления, только пережив пограничное (экзистенциальное) состояние между жизнью и смертью, субъекту открывается его истинное предназначение, если он не боится взглянуть «в лицо пропасти». В 20-е года 20 века в Германии возникает направление, которое собственно имело название философская антропология (М. Шелер). Ее задачей было создание целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук – психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Основными вопросами для философии 20 века – начала 21 века остаются: проблема отчуждения человека (дефекта личности), антропологической катастрофы – гибели в человеке человеческого, смысла жизни, переоценки ценностей, системы «человек – мир вещей». Сущность и природа человека. Природа и сущность человека, родственные понятия. Природу можно понимать в двух смыслах: как происхождение человека; и как совокупность сущностных черт, которыми человек наделен при рождении. Первое понимание природы связано с различными концепциями антропогенеза (происхождения человека). Второй смысл данного понятия делает его тождественным понятию врожденной сущности. Сущность человека – философское понятие, обозначающее характеристики человека, отличающие его от других форм бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям (т.е. врожденная сущность). По Аристотелю, сущность человека – это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. К сущностным свойствам человека относятся: разумность, воля, высшие чувства, способность к коммуникации, труду и творчеству. Соотношение природного и социального в человеке.
Познание человека связано с биосоциальной проблемой понимания его сущности. Заключается она в том, что сущность человека двойственна, сочетает в себе природные и социальные начала. Природное (биологическое) начало заключается в анатомии и физиологии человека. Оно влияет на: пол, продолжительность жизни, особенности чувственного и рационального познания (психические задатки и особенности), способность к труду, речи и т.д. Природное начало человека в философии связано с понятием тела. У древних греков тело было вместилищем души – сущностной основы сознания и разума. В рамках пантеизма все в мире обладает чувствительностью и разумностью. Душа в теле тоже «распространена» равномерно. Поэтому оно мыслилось как единый, цельный «орган мышления». В связи с этим греки большое внимание уделяли физическим упражнениям и состоянию тела («в здоровом теле, здоровый дух»). В средние века, тело есть бренная оболочка. Оно же греховное начало всех помыслов человека отвлекающих его от исполнения божьей воли. В эпоху Возрождения происходит возврат к идее гармоничного развития личности. Тело – произведение искусства. В новое время тело есть орудие для достижения цели. В неклассической философии и психологии тело, основа биологического начала и связанных с ним инстинктов, потребностей, подсознательных и иррациональных процессов. В совокупности, биологическое начало составляет природные силы человека – возможность и необходимое условие существования в мире. Природные силы у различных людей различны, определяются и передаются генетически. Они не безграничны. На протяжении жизни субъект переживает пики и спады своих жизненных природных сил, то отмечается на его активности и физическом состоянии. Социальное начало заключается в способности к мышлению, общению, практической деятельности, творчеству, стремление жить в обществе. Фактически социальное начало влияет на формирование всех основных сущностных характеристик человека и собственно делает его человеком. Социальная сущность человека была отмечена еще древнегреческими философами. В дальнейшем вплоть до Нового времени сущностные характеристики, связанные с социальным началом трактовались идеалистически, через категории души и бога. Философы эпохи Просвещения вновь обратились к социальной сущности человека. В немецкой классической философии подчеркивалось диалектическое единство исторического развития личности и общества. Действительное понимание значения социального в сущности человека связанно с появлением и развитием во второй половине 19 века социологии и социальной психологии. Социальное начало представлено в совокупности социальных сил человека – способности к приобретению навыков социальной жизни, формировании воли и структуры личности. Таким образом, природное начало является необходимым условием для жизни: общее физическое здоровье, способность к прямо хождению, развитая структура мозга, речевой аппарат и т.д. Благодаря социальному началу начальные биологические характеристики позволяют человеку стать отличным от других живых существ и себе подобных. В истории науки сложились 3 подхода к определению соотношения природного и социального в человеке: Биологизаторский (натуралистический)подход. В рамках этого подхода считается, что природные субъективные качества оказывают определяющую роль на процесс жизнедеятельности человека. Например, психоаналитическая теория З. Фрейда. В основе человеческого поведения лежит подсознательное следование врожденным инстинктам: эросу (влечение к любви) и тонатосу (влечение к смерти). Английский антрополог и психолог Ф. Гальтон считал, что поведение человека причинно обусловлено наследственностью. Ф. Гальтон является основателем евгеники – учения о том, что селекция применима к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Социологизаторский (социоцентристский) подход. Данный подход основан на идее превалирования социальной сущности человека. Социум определяет и корректирует поведение, волю и мировоззрение человека. К данному подходу относятся социальные утопии (Т. Мор, К. Кампанелла и др.), марксизм. Биосоциальный подход. Избегает крайностей присущих первым двум подходам. Он основан на идее диалектического единства биологического и социального начал в человеке. В рамках данного подхода развиваются большинство современных философских, социологических и психологических концепций личности. Индивид, индивидуальность, личность. Для понимания природы и сущности человека как целостного явления, в котором диалектически связаны природное и социальное начало необходимы категории: индивид, индивидуальность, личность. Индивид – человек как живое существо с врожденными индивидуальными особенностями. Индивидуальность – совокупность врожденных физиологических психологических особенностей человека, влияющих на его развитие. Личность – относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых в процессе жизнедеятельности, взаимодействии с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. Как же связаны эти понятия? В индивиде заключен весь потенциал данный человеку от рождения – его природное начало. Индивидуальность, доставшаяся от родителей, получает развитие в процессе социализации. Личность – результат развития индивида, проявления его социальных сил. Индивидуальные черты на новом уровне становятся личностными чертами и особенностями. Поэтому, не смотря на то, что личность есть продукт общественного развития, она уникальна. Уникальность личности заключается не только в сохранении и развитии индивидуальных черт, но так же в памяти и опыте. Память и опыт человека лежат в основе его уникального духовного мира. Вывод: Человек развиваясь, первоначально как индивид, в процессе социализации становится личностью со всеми присущими ей сущностными характеристиками: разумностью, волей, высшими чувствами, способностью к коммуникации, труду и творчеству. Креационистская концепция возникновения человека. Концепции отстаивают точку зрения о сверхъестественном происхождении человека, как и всех форм жизни в результате единого творческого акта, являющегося тайной. Различие в данных концепциях зависит от степени развития мифологических, религиозных верований и философских взглядов, того или иного общества. Поэтому акт творения человека, может считаться действием: тотемного животного; группы богов; одного бога; мирового разума, абсолютной идеи. Все эти концепции с точки зрения философской классификации можно отнести к объективному идеализму. Идеи сотворения человека возникают еще на ранних этапах развития культуры человечества. На сегодняшний день, подобные утверждения могут являться лишь предметом веры, но не дает ответов на все вопросы, связанные с появлением человека, креационизм и родственные ему теории остаются актуальными для большого числа людей. Биологическая и мутационная концепции происхождения человека. 1) Английский ученый Э. Тайлор в середине 19 века разработал основные положения классического эволюционизма – теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Ч. Дарвин, в 1871 году опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на фактическом материале были обоснованы два положения: 1. Человек произошел от животных предков; Человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с ним произошли от более древней исходной формы; Последователи Дарвина Т. Гексли и Э. Геккель выдвинули идею о происхождении человека не непосредственно от обезьяны, а от обезьяночеловека – самостоятельной зоологической формы. В последствие данная гипотеза была подтверждена археологическими фактами. Таким образом, происхождение человека в рамках биологической концепции происходит эволюционным путем на основе общих для всей живой природы законов наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование.
2) Появление мутационной концепции обусловлено фактом, того, что для качественного скачка в процессе эволюции к человеку современного вида, должны были сложиться особые биологические предпосылки. На этой основе возникли предположения о роли полезных мутаций в наследственном аппарате предчеловека, впоследствии закрепленных биологической и социальной эволюцией. Причины появления мутаций такого рода могли быть самыми разными: солнечная активность, смена магнитного поля Земли, геологическая активность и т.п. Появившийся вследствие мутации предок человека выжил благодаря использованию искусственных орудий труда и жизни в обществе. Т.е. приобретя собственно сущностные черты «homo sapiens» Трудовая и игровая концепции антропогенеза. 1) Авторы трудовой концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, считали, что биологическая эволюция послужила первопричиной эволюции социальной. Так предки современного человека вследствие естественного отбора и борьбы за существование стали использовать, а позже производить орудия труда. В свою очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, языка, т.е. окончательно превратил животное в человека. Общество возникает из необходимости трудиться сбща и развивается в первую очередь как экономическое сообщество. В развитие материальной сферы заложена сущность общества и человека, который является существом сугубо-социальным. Это позволило диалектически рассматривать антропогенез и социогенез. 2) В игровой концепции Й. Хейзинга место труда заменяет игра. Она присуща индивиду на биологическом уровне. Именно в процессе игры развивается человек и культура. По Хейзингу игра старше культуры, предшествует и творит ее. Культура в ее древнейших формах «играется». Она развивается в игре и как игра. Постепенно рационализм и утилитаризм вытесняют и подменяют сущность человека и культуры. 24. Уфологическая концепция происхождения человека. Современный взгляд на антропосоциогенез. 1) Космические концепции антропосоциогенеза занимают некое промежуточное положение между игровой и трудовой концепциями. С одной стороны в основе них лежит идея внеземного вмешательства. С другой, приверженцы данных концепций оперируют фактами из исторических документов или полученными эмпирическим путем. Сущность космических концепций сводится к тезису о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеовизит). Появление человека – результат вмешательства инопланетян. Появление данных концепций связано с развитием космонавтики, популярности научно-фантастической литературы и относится к 60-м годам 20 века. Объективных доказательств в пользу уфологических концепций на современном этапе не найдено. 2) Современные концепции антропосоциогенеза основываются на положении о том, что биологическая эволюция, завершившаяся 30-40 тыс. лет назад, перестала играть решающую роль в развитии человека. Определяющим фактором стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности людей. Однако человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Поэтому биологическое и социальное начала выступают генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Они детерминируют и диалектически дополняют друг друга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.01 с.) |