Антропологический принцип Л. Фейербаха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологический принцип Л. Фейербаха.



Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах (1804 — 1872). Осуждая идеалистической толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек.

Людвиг Андреас Фейербах после обучения в Гейдельберге (теологический факультет) и в Берлине (философский факультет) стал ярым сторонником и одним из лучших учеников Гегеля.

В философии Фейербах встал как новатор, весьма существенно отойдя от основного русла мыслей своих предшественников. Подробно изучив философию Гегеля, он увидел в ней «логизовану теологию». Задумавшись над причинами господства религии в общественном мнении, Фейербах пришел к выводу, что религия воплощает извечные человеческие мечты и идеалы, рисует совершенный мир и выполняет функции компенсации человеческой немощи, несовершенства, страдания. Отсюда следует вывод философа: «Религия предстает как тождественно с сущностью человека взгляд на сущность мира и человека. Но человек возвышается над своим взглядом, а взгляд над ней, одухотворяет и определяет ее, господствует над ней. Сущность и сознание религии исчерпывается тем, что охватывает сущность человека, его сознание и самосознание. В религии нет собственного, особого смысла «.

Если религия является сущностью человека, если он является свидетельством человеческой необходимости, то, по Фейербаху, следует вернуть человеку всю полноту его жизни, поднять, возвысить человека. А для того прежде всего следует признать нужны и необходимы все проявления человека, или, как говорит Фейербах, все ее сущностные силы или свойства: «Каковы определяющие черты истинно человеческого в человеке? Ум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства «. Поэтому следует повернуться лицом к природе, в том числе и прежде всего в природе человека: «В чем заключается мой» метод «? В том, чтобы через посредство человека свести все сверхъестественное к природе и через посредство природы все сверхчеловеческое свести к человеку «. Все через человека, и поэтому настоящей философией может быть лишь антропология. Фейербах требует от философии возвращения к реальному человеку, к реалиям человека, в ее действительных проявлений. Мыслит, по Фейербаху, не душа, не мозг, а человек: «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах …». Если же мы возвращаемся к реальному человеку, тогда истинной диалектикой становится «не монолог отдельного мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты».

На место любви к Богу Фейербах призывает поставить любовь к человеку, на место веры в Бога — веру человека в себя самого. По мнению Фейербаха, философия любви способна вытеснить религию как искаженную форму человеческого самосознания. Единственным Богом для человека возникает только и только человек. А человеческое общение с природой и себе подобными становится основным человеческим достоянием. Итак, можно констатировать, что Фейербах был не первым философом, который заметил истощение идейного потенциала классической философии. Он понял, что после того, как вся европейская философия, а с особой плодовитостью — немецкая классическая философия — высоко подняла духовную реальность и построила где-то в вышине хрустальные дворцы чистой мысли, после того, как это строительство было в важнейших чертах детализированное и завершено, оставалось только одно — вернуть все это на землю, к человеку. Фейербах заметил и то, что хрустальные дворцы — не лучшее жилье для реального человека, и попытался предложить ему нечто иное. Надо сказать, что акцентирование принципиально диалогической природы человека, роли человеческого чувства, в частности любви, нашло заинтересован отклик у многих мыслителей XIX и XX вв.

19. Формирование и основные проблемы философии марксизма.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными: Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половинеXIX в.и является составной частью более широкого учения – марксизма.

Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии:

-предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVIIв. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителейXVIIIв., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха серединыXIXв.);

-бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

-крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

-нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

-кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была поло­жена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выде­лить следующие основные положения диалектического материализма:

  • основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
  • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свой­ство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии;
  • Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фан­тазии для объяснения явлений, непонятных человечеству и дает чело­вечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность, он – отчужденная сущность человека; однако только лишь теоретической критики религии не достаточно, т.к. в основе этой формы отчуждения лежит отчуждение экономическое, порожденное капиталистической формой труда, преодоление которого возможно только практически, то есть преобразованием общественного устройства;
  • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
  • важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком са­мого человека;
  • развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы проти­воположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории, сформулированное в его концепции в разделе исторический материализм. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих" (1846 г.) и еще ярче: "Люди – и авторы, и актеры собственной драмы" (1847 г.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.007 с.)