Тема 9. Рационалистические направления неклассической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Рационалистические направления неклассической философии



1. Кризис "классической философии". Особенности и основные тенденции развития современных типов философствования.

2. Философия позитивизма

3. Неопозитивизм и развитие аналитической философии.

Основные понятия темы

Рационализм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, верификация, фальсификация, конвенционализм, парадигма.

Темы сообщений

1. Кризис в естествознании на рубеже ХIХ – ХХ вв. и его интерпретация в философии эмпириокритицизма.

2. «Открытое общество» как общественный идеал К.Поппера.

3. Структура научных революций Т.Куна.

4. Анализ революции в естествознании рубежа ХIХ – ХХ вв. в работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Тематика рефератов

1. Трансформация традиций классического рационализма в постклассической философии.

2. Проблема развития научного знания в постпозитивистской философии.

3. Проблема рациональности на рубеже второго и третьего тысячелетий.

Практические задания

1. Прочитайте отрывок из произведения О.Конта "Дух позитивной философии" (Хрестоматия по истории философии. Ч. 2. С. 56-64). Что такое "позитивная философия"? Раскройте сущность "основного закона развития человеческого разума" и его проявления в истории человечества.

2. Прочитайте отрывок из статьи К. Поппера "Какой мне видится философия" (Хрестоматия по истории философии. Ч. 2. С. 203-208). Определите отношение К. Поппера к традиционным взглядам на философию и философскую деятельность.

3. Назовите черты, отличающие постклассику от классической философии.

4. Перечислите и проанализируйте основные направления постклассической философии.

5. Определите, в чём заключается суть лингвистического поворота, осуществлённого аналитической философией. Назовите философов, представляющих аналитическую философскую традицию.

6. Укажите основные принципы неопозитивизма, раскройте их содержание.

Литература

1. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2,

2. Визгин В.П. Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. № 4.

3. Грязнов А.Ф. Л. Витгенштейн и некоторые современные проблемы философии психологии//Вопросы философии. 1998. № 5.

4. Грязной А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре XX в.//Вопросы философии. 1996, № 4.

5. Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Внпросы философии. 1998. № 5.

6. Овчинников Н.Ф. Карл Поппер - наш современник, философ XX века // Вопросы философии. 1992. № 8.

7. Поппер К. Нищета историцизма// Вопросы философии. 1992. № 8, 9,10.

8. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. 1998.№3.

9. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

10. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1997.

11. Хрестоматия по истории философии. Западная философия. М., 1997. С. 161-208,318-325.

12. Леви-Стросс К, Структурная антропология. М., 1985.

 

Тема 10. ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Становление западноевропейского иррационализма (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

2. Философия психоанализа и ее эволюция.

3. Экзистенциализм: основные темы и учения.

Основные понятия темы

Мировая воля, жизнь, воля к власти, страдание, сверхчеловек, существования (экзистенция), сущность, отчуждение, самоубийство, свобода, ответственность, абсурд, бунт, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, комплекс.

Темы сообщений

1. А. Камю о ценности жизни.

2. Образ сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

3. З. Фрейд: структура психики личности.

4. К.Г. Юнг: архетипы коллективного бессознательного.

5. Смысл понятий «пограничная ситуация» и «парадокс свободы» в философии экзистенциализма.

Тематика рефератов

1. Нигилизм Ф. Ницше.

2. Свобода, выбор и ответственность человека в философии экзистенциализма.

3. Проблема смысла жизни в философии А. Камю.

4. Философская антропология Э. Фромма.

5. Буддизм и философия А. Шопенгауэра: интерпретация проблемы страдания.

Практические задания

1. Прочитайте произведение Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» (Сумерки богов. М., 1989). Объясните смысл и соотношение понятий «существование» и «сущность». В чем специфика понятий «тревога», «заброшенность», «отчаяние»? Каково Ваше отношение к тезису Ж.-П. Сартра «Человек осужден быть свободным»?

2. По мнению А. Шопенгауэра «человек не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю … окружающий его мир существует лишь как представление». Какое направление в философии отражает позиция Шопенгауэра? Какую философию он назвал «философией сумасшедших» и почему?

3. До сих пор вызывает споры и частое осуждение положение Ф. Ницше «Падающего – толкни!» Какой смысл вкладывал немецкий философ в этот сам по себе неприглядный тезис? Как этот тезис был истолкован фашизмом?

4. Э. Фромм утверждал, что Фрейд есть «последний великий представитель рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность» (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 147). Раскройте отношение Фрейда к разуму. Можно ли его назвать продолжателем рационалистической, просветительской линии в философии?

Литература

1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб., 1998.

2. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. № 8.

3. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

4. Камю А. Бунтующий человек. М., 1980.

5. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

6. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии // Вопросы философии. 2002. № 3.

7. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990.

8. Сумерки богов. М., 1989.

9. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

10. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

11. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

12. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

13. Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики. Мн., 1992.

14. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. Т 1.

15. Юнг К. Психологические типы. М., 1993.

16. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

 

Тема 11. ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1. Герменевтика и её роль в современной философии.

2. Феноменология как метод социально-гуманитарного познания.

3. Постструктурализм: основные идеи, принципы, подходы.

4. Феномен постмодернизма в философии и современная культура.

Основные понятия темы

Структура, текст, дискурс, понимание, язык, лабиринт, герменевтический круг, интерпретация, конструкция, деконструкция, ризома, эпистема, интенциональность, ноэзис, ноэма.

Темы сообщений

1. Смысл понятия «герменевтический круг».

2. Понимание как способ существования человека в философии Х.Г.Гадамера.

3. Сущность структурного метода.

4. Специфика априоризма в философии структурализма.

5. Идея нелинейности мышления в постструктурализме.

6. Смысл понятия «власть-знание» в философии М.Фуко.

7. Сущность понятия «коллективная шизофрения» в философии Ж.Делёза.

8. Идея интенциональности в феноменологии.

9. Феноменология как особый вариант гносеологии.

Тематика рефератов

1. Общая теория интерпретации и понимания как ядро философской герменевтики.

2. Эволюция философии структурализма.

3. Постмодернизм как теория искусства и литературное направление.

4. Особенности и основные понятия феноменологии.

Практические задания

1. Сопоставьте классическую и постмодернистскую философию по схеме: основные понятия; идеи; проблемы; направления.

2. Феноменология сочетает рациональное и чувственное. Не является ли такое сочетание чем-то эклектичным?

3. В чём суть отношения постмодернистов к традиционной философии? Объясните смысл задачи новой философии, сформулированной постмодернистами: не создавать новых идеалов, низвергать старые, проклятием тяготеющие над реальной жизнью.

4. Раскройте содержание «герменевтического круга» как принципа понимания в герменевтике. (См: Герменевтический круг// Современный философский словарь. Под ред. В.Е.Кемерова. М., 1996. С. 108-110)

Литература

1. Бузгарин А.В. Постмодернизм устарел // Вопросы философии. 2004. №2.

2. Василенко И.А. О возможностях политической геремневтики // Вопросы философии. 1999. №6.

3. Визгин В.П. Мишель Фуко – теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. №4.

5. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

6. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

7. Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопросы философии. 1998. №9.

8. Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. №10.

9. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. №11.

10. Мареева Е.В. Ж.Делёз как историк философии // Вопросы философии. 2003. №8.

11. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. №10.

12. Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996.

13. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997 (См. Пар. 7 Феноменологический метод разыскания. С. 27-39).

14. Хрестоматия по истории философии. М., 1997. Ч.2. С. 318-324; 336-360; 385-406; 407-419.

15. Хрестоматия по философии. С. 201-206; 353-356; 336-352.

16. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. №4.

17. Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 195 – 258.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.019 с.)